г. Казань |
|
22 мая 2018 г. |
Дело N А72-258/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Топорова А.В., Закировой И.Ш.,
в отсутствие лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Паритет"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.10.2017 (судья Страдымова М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2018 (председательствующий Кувшинов В.Е., судьи Засыпкина Т.С., Кузнецов В.В.)
по делу N А72-258/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Паритет" (ОГРН 1147325004650, ИНН 7325130421), г. Ульяновск, к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (ИНН 7325018444, ОГРН 1027301172106), г. Ульяновск, заинтересованное лицо: Товарищество собственников жилья "Спутник" (ОГРН 1047300989780, ИНН 7325047702), г. Ульяновск, третье лицо: Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области (ОГРН 1047301019776, ИНН 7325050230), г. Ульяновск, о признании недействительным предписания Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области от 18.11.2016 N С-146,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Паритет" (далее - ООО "Паритет", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области о признании недействительным предписания от 18.11.2016 N С-146.
Определением суд первой инстанции ответчик был заменен на Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее - Министерство) в связи с правопреемством.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.10.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 2.01.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Паритет" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты нижестоящих инстанций отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Отзывом ТСЖ "Спутник" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, поскольку счел их основанными на нормах закона, в связи с чем просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 АПК РФ и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела, на основании обращения Кастригиной И.Н. от 20.10.2016 вх.N 6535, в соответствии с распоряжением от 03.11.2016 N 002427/С-146, 18.11.2016, Главной государственной инспекцией регионального надзора Ульяновской области (далее - инспекция) проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Паритет" с целью проверки исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, которым обеспечивается соблюдение обязательных норм жилищного законодательства в части начисления размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за период с марта 2015 года по октябрь 2016 года для жителей квартиры N 55 дома N 3 корп.1 по ул. Радищева г. Ульяновска.
По результатам проверочных мероприятий инспекцией 18.11.2016 составлен акт проверки и в отношении ООО "Паритет" выдано предписание N С-146 о том, что обществом нарушены требования пункта 26 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а именно: расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению выполнен без учета установленного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а также не соблюдены положения пункта 3.1.2 договора управления многоквартирным домом, чем нарушены лицензионные требования, предусмотренные подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании его недействительным. В обоснование своих требований ООО "Паритет" ссылается на то, что в доме N 3 корп. 1 по ул.Радищева в г.Ульяновске установлена открытая система горячего водоснабжения, в доме установлен общедомовой прибор учета теплоносителя и тепловой энергии, в связи с чем плата за горячее водоснабжение производится по такому прибору учета.
Общество полагает, что инспекцией при вынесении предписания не было учтено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 были внесены изменения в Правила установления нормативов, включая формулу расчета нормативов "на подогрев" воды в целях горячего водоснабжения, данные изменения действуют только с февраля 2015 года.
Общество полагает, что оспариваемое предписание является невыполнимым, поскольку применение норм потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения, определяющих расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения для организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), через сети УМУП "Городской теплосервис", как указано в оспариваемом предписании, не может быть законным, так как нормативы потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения утверждены для применения на сетях ресурсоснабжающих организаций, а не для внутридомовых сетей многоквартирных домов, рекомендованный норматив на подогрев воды не был согласован с ресурсоснабжающей организацией в договоре теплоснабжения и поставки горячей воды.
Кроме того, предложенные инспекцией нормативы не были утверждены в соответствии с новым порядком расчета, установленном законодателем, они не учитывают конструктивных особенностей жилых домов, вид системы горячего водоснабжения и не являются экономически обоснованными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды нижестоящих инстанций, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, пришли к выводу о недоказанности ООО "Паритет" наличия правовых оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Согласно пункту 13 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановления N 354) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (ред. от 29.09.2017) "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановления N 306) норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду (далее - норматив потребления горячей воды) определяется путем установления норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению включается расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для осуществления услуги по горячему водоснабжению в соответствии с требованиями к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг.
Расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении производится в соответствии с требованиями раздела VII приложения N 2 к Постановлению N 354 по формуле 23.
Из пункта 26 приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что для применения формулы 23 необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению
Приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 19.12.2014 N 06-903 "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения, определяющих расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения на территории Ульяновской области" (далее - приказ N 06-903) установлены нормативы расходов тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Количество тепловой энергии, используемой на подогрев воды, в соответствии с Постановлением N 354 определяется по установленным в предусмотренном законом порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Следовательно, объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в жилом или не жилом помещении, рассчитывается как произведение объема потребления за расчетный период в жилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального прибора учета и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Судебными инстанциями установлено, что в период с марта 2015 года по октябрь 2016 года ООО "Паритет" осуществляло расчет и взимание платы за горячее водоснабжение для потребителей квартиры N 55 дома N 3 корп.1 по ул.Радищева г.Ульяновска без учета установленного приказом N 06-903 норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в связи с чем рассчитанная обществом плата за горячую воду значительно выше, нежели плата, рассчитанная с применением норматива.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оспаривая судебные акты по делу, общество не доказало, что при наличии коллективного (общедомового) прибора учета, Постановление N 354 допускает, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется без учета норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, которые не установили неправильного применения норм материального права в предписании административного органа от 18.11.2016 N С-146.
На основании изложенного, Арбитражный суд Поволжского округа приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поскольку суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, а заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 АПК РФ и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
При подаче кассационной жалобы, ООО "Паритет" заявило ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины до окончания рассмотрения кассационной жалобы и данное ходатайство суд кассационной инстанции удовлетворил, в связи с чем государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит взысканию с ООО "Паритет" в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.10.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2018 по делу N А72-258/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Паритет" в доход федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Поручить Арбитражному суду Ульяновской области в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебными инстанциями установлено, что в период с марта 2015 года по октябрь 2016 года ООО "Паритет" осуществляло расчет и взимание платы за горячее водоснабжение для потребителей квартиры N 55 дома N 3 корп.1 по ул.Радищева г.Ульяновска без учета установленного приказом N 06-903 норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в связи с чем рассчитанная обществом плата за горячую воду значительно выше, нежели плата, рассчитанная с применением норматива.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оспаривая судебные акты по делу, общество не доказало, что при наличии коллективного (общедомового) прибора учета, Постановление N 354 допускает, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется без учета норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 мая 2018 г. N Ф06-32217/18 по делу N А72-258/2017