г. Казань |
|
24 мая 2018 г. |
Дело N А57-13637/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
заявителя - Емельяненко О.Н., доверенность от 11.01.2018,
ответчика - Хрулевой О.А., доверенность от 27.04.2017,
заинтересованного лица - Хрулевой О.А., доверенность от 14.09.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авантаж"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.10.2017 (судья Калинина А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2018 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А57-13637/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авантаж" (ОГРН 1076454002954, ИНН 6454085743) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова о признании недействительным ненормативного акта, при участии заинтересованного лица: Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Авантаж" (далее - ООО "Авантаж", общество, заявитель, налогоплательщик) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (далее - ИФНС Росси по Ленинскому району г. Саратова, налоговый орган, инспекция) от 28.03.2017 N 11-15/005 о привлечении ООО "Авантаж" к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на прибыль за 2012 год в сумме 743 586 руб., начисления пени в сумме 247 736 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.10.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2018 решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.10.2017 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить полностью и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель инспекции и Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области в судебном заседании отклонила кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанции, норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова проведена выездная налоговая проверка ООО "Авантаж", по результатам рассмотрения которой налоговым органом принято решение от 28.03.2017 N 11-15/005 о привлечении ООО "Авантаж" к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122, статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 36 398 руб.
Кроме того, данным решением налогоплательщику доначислены налоги в размере 1 680 751 руб., начислены пени в размере 528 823 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 05.06.2017 решение инспекции в части начисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 937 165 руб., пени в сумме 280 946 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 22 683 руб. отменено.
С учетом решения Управления от 05.06.2017 обществу доначислен налог на прибыль в размере 743 586 руб., начислены пени в размере 247 877 руб., а также штраф по статье 123 НК РФ в размере 13 715 руб.
Полагая, что решение инспекции от 28.03.2017 N 11-15/005 в части доначисления налога на прибыль в размере 743 586 руб., пени в размере 247 877 руб. является незаконным, нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Проанализировав и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом правомерно исходили из следующего.
В статье 252 НК РФ содержатся общие критерии, которым должны соответствовать производимые налогоплательщиками расходы: расходы должны быть обоснованными, документально подтвержденными и производиться для осуществления деятельности, направленной для получения дохода.
Пунктом 1 статьи 318 НК РФ установлено, что если налогоплательщик определяет расходы и доходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного периода, подразделяются на прямые и косвенные.
Перечень прямых расходов, установленный организацией-налогоплательщиком, необходимо закрепить в учетной политике, применяемой для целей налогообложения.
Прямые расходы включаются в расходы текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, в стоимости которой они учтены в соответствии со статьей 319 Кодекса (абзац 2 пункта 2 статьи 318 Кодекса). То есть, при расчете налога на прибыль организация может включить в расходы текущего отчетного (налогового) периода лишь ту часть прямых расходов, которая приходится на готовую продукцию, реализованную в этом периоде. Чтобы рассчитать сумму указанных расходов, необходимо распределить прямые расходы между остатками незавершенного производства, остатками готовой продукции на складе, а в некоторых случаях - и остатками отгруженной, но не реализованной продукции.
Таким образом, если у организации есть прямые расходы, относящиеся к незавершенному производству, остаткам готовой продукции, а также отгруженным, но не реализованным товарам, то, пока не произойдет реализация продукции и указанных товаров, данные суммы прямых расходов не учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль.
Порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию налогоплательщик определяет самостоятельно с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции. Такой порядок закрепляется в учетной политике для целей налогообложения.
Выбор организацией метода распределения прямых и косвенных расходов должен быть обоснован технологическим процессом, экономически оправданным и зависит, прежде всего, от вида осуществляемой деятельности.
Предоставляя налогоплательщику возможность самостоятельно определять учетную политику, включая формирование состава прямых расходов, НК РФ не рассматривает этот процесс как зависящий исключительно от воли налогоплательщика.
Напротив, положения статей 318, 319 НК РФ относят к прямым расходам затраты, непосредственно связанные с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Как установлено судами, ООО "Авантаж" заключен муниципальный контракт от 10.08.2011 N 0109300029811000001-2 на строительство объекта "Строительство и оснащение футбольного поля с искусственным покрытием ДЮСШ в с. Дубенки (Мордовия)".
В ходе проверки инспекцией установлено, что работы по исполнению муниципального контракта от 10.08.2011 N 0109300029811000001-2 начаты в 2012 году. Первый этап работ завершен 20.02.2013, стоимость выполненного объема работ (доход) составила 3 166 579,66 руб., отражена в составе доходов в 1 квартале 2013 года, второй этап завершен 07.10.2013, 10.10.2013, стоимость выполненного объема работ (доход) составила 2 296 866,10 руб. и 4 270 301,69 руб. соответственно, отражена налогоплательщиком в составе доходов за 4 квартал 2013 года.
Согласно Учетной политике ООО "Авантаж", принятой в соответствии с приказами от 31.12.2011 N 39 "Об учетной политике с 01.01.2012", в соответствии от 31.12.2011 N 40 "Об учетной политике с 01.01.2012" (на 2013, 2014 годы), в целях налогообложения общество учитывало расходы по бухгалтерскому учету, уменьшающие сумму доходов от реализации, в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств (по дате фактической отгрузки).
Расходы, понесенные в счет работ по заключенным договорам, учитывались ООО "Авантаж" в бухгалтерском учете по справкам - расчетам калькуляции себестоимости продукции.
В представленном в ходе проверки регистре учета прямых расходов текущего периода за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 ООО "Авантаж" отражены расходы по муниципальному контракту от 10.08.2011 N 0109300029811000001-2, при этом в составе выручки в представленном налогоплательщиком регистре учета доходов текущего периода за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 выполнение строительных работ по муниципальному контракту от 10.08.2011 N 0109300029811000001-2 не отражено.
По итогам анализа представленных налоговых регистров ООО "Авантаж" инспекцией установлено, что налогоплательщиком по неполученным в 2012 году доходам отражены расходы, уменьшающие общие доходы в 2012 году, тогда как указанные расходы согласно Учетной политике ООО "Авантаж" подлежат отражению в остатке незавершенного строительства на 01.01.2013 (расходы будущих периодов).
При подаче возражений на решение инспекции ООО "Авантаж" в налоговый орган представлен приказ от 31.12.2011 N 41 "Об утверждении изменений в учетную политику для целей налогового учета на 2012 год", пунктом 3 которого определено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 271 НК РФ доходы отражаются на дату передачи результатов выполненных работ и оказанных услуг.
Пунктом 2 приказа от 31.12.2011 N 41 установлено, что на основании абзаца 2 пункта 2 статьи 272, пункта 5 статьи 254 НК РФ расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых при производстве товаров (работ, услуг) в налоговом учете, признаются на дату передачи в производство сырья и материалов, приходящихся на производственные товары (работы, услуги). Покупную стоимость сырья и материалов необходимо списывать на расходы в части, отпущенной в производство и использованной в нем на конец месяца.
Таким образом, принимая во внимание, что работы по муниципальному контракту от 10.08.2011 N 0109300029811000001-2 по объекту "Строительство и оснащение футбольного поля с искусственным покрытием ДЮСШ в с. Дубенки" завершены и оформлены актами о приемке выполненных работ (форма N КС-2) в 2013 году, полученные доходы отражены налогоплательщиком в 1 и 4 кварталах 2013 года, суды пришли к правильному выводу о том, что инспекция при определении порядка отражения расходов по налогу на прибыль организаций правомерно исходила из даты приемки работ и отражения дохода в соответствующих регистрах бухгалтерского учета. Доказательств выполнения работ в иной период обществом не представлено.
Как установлено судом апелляционной инстанции, инспекция, отмечая необходимость учета прямых расходов текущего периода за 2012 год, относящихся к выполнению работ по муниципальному контракту от 10.08.2011 N 0109300029811000001-2 в остатке незавершенного строительства на 01.01.2013, не предприняла мер по фактическому учету данных расходов в 2013 году.
Решением Управления от 05.06.2017 на инспекцию возложена обязанность учесть в налогооблагаемой базе по налогу на прибыль организаций за 2013 год расходы в сумме 3 717 929 руб. и произвести перерасчет налоговых обязательств по налогу на прибыль организаций за 2013 год и соответствующих пени.
Из решения Управления от 05.06.2017 следует, что налогооблагаемая прибыль в налоговой декларации по налогу на прибыль за 2013 год заявлена ООО "Авантаж" в сумме 67 884 руб., налог рассчитан в сумме 13 577 руб.
С учетом включения в расходы суммы 3 717 929 руб. убыток по налогу на прибыль за 2013 год ООО "Авантаж" составит 3 650 045 руб. (3 717 929 руб. - 67 884 руб.).
Письмом инспекции от 07.06.2017 N 11-26/008648 до сведения ООО "Авантаж" доведены изменения, внесенные в решение инспекции от 28.03.2017 N 11-15/005 на основании решения Управления от 05.06.2017.
Доводы общества о том, что признание завышенными расходов по налогу на прибыль по муниципальному контракту и одновременное принятие вычетов по НДС по тому же муниципальному контракту свидетельствует о наличии взаимоисключающих выводов относительно оценки одних и тех же операций, правомерно признаны судами несостоятельными, поскольку при определении обоснованности исчисления налога на прибыль инспекцией установлено несоблюдение обществом требований пункта 1 статьи 252, пункта 2 статьи 318 НК РФ, не применимых при определении обоснованности заявленных вычетов по НДС.
Судами установлено, что транспортные расходы по ИП Бабикову А.В., расходы на сырье и материалы в размере 124 988,02 руб., не исключенные из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за 2012 год, не влияют на порядок отражения расходов в размере 3 717 929,31 руб. по неполученным доходам.
Кроме того, указанные расходы не были подтверждены ООО "Авантаж" в рамках проверки первичными документами.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией и в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов.
По существу доводы кассационной жалобы ответчика сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.40 НК РФ обществу с ограниченной ответственностью "Авантаж" подлежит возврату излишне уплаченная за подачу кассационной жалобы государственная пошлина в размере 1500 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.10.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2018 по делу N А57-13637/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Авантаж" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 19.03.2018 N 99.
Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 приказа от 31.12.2011 N 41 установлено, что на основании абзаца 2 пункта 2 статьи 272, пункта 5 статьи 254 НК РФ расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых при производстве товаров (работ, услуг) в налоговом учете, признаются на дату передачи в производство сырья и материалов, приходящихся на производственные товары (работы, услуги). Покупную стоимость сырья и материалов необходимо списывать на расходы в части, отпущенной в производство и использованной в нем на конец месяца.
...
Доводы общества о том, что признание завышенными расходов по налогу на прибыль по муниципальному контракту и одновременное принятие вычетов по НДС по тому же муниципальному контракту свидетельствует о наличии взаимоисключающих выводов относительно оценки одних и тех же операций, правомерно признаны судами несостоятельными, поскольку при определении обоснованности исчисления налога на прибыль инспекцией установлено несоблюдение обществом требований пункта 1 статьи 252, пункта 2 статьи 318 НК РФ, не применимых при определении обоснованности заявленных вычетов по НДС."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 мая 2018 г. N Ф06-32763/18 по делу N А57-13637/2017
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-32763/18
22.01.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-14126/17
20.10.2017 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-13637/17
26.06.2017 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-13637/17