г. Казань |
|
23 мая 2018 г. |
Дело N А55-15156/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
заявителя - Андрианова Е.Л. (доверенность от 06.07.2017),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мираж"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.09.2017 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2018 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Бажан П.В. Кузнецов В.В.)
по делу N А55-15156/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мираж", г. Самара, к Департаменту градостроительства городского округа Самара, г. Самара, с участием третьих лиц: администрации городского округа Самара, Департамента промышленности, предпринимательства, туризма, потребительского рынка товаров и услуг городского округа Самара, о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мираж" (далее - заявитель, общество, ООО "Мираж") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлениями, в которых просит признать незаконными решения Департамента градостроительства городского округа Самара (далее - Департамент) о возврате заявления ООО "Мираж" о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта по итогам аукциона площадью 100 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, пр. Кирова, 185, изложенное в письме от 26.04.2017 N 38-Д05-01-01/4435 и решение Департамента о возврате заявления ООО "Мираж" о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта по итогам аукциона площадью 300 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Шестая просека, около домов N 143-147, изложенное в письме от 26.04.2017 N 38-Д05-01-01/4449. Определением суда от 31.07.2017 заявления объединены для рассмотрения в одном производстве.
К участию в деле в качестве третьих лиц судом первой инстанции привлечены администрация городского округа Самара, Департамент промышленности, предпринимательства, туризма, потребительского рынка товаров и услуг городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.09.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Мираж" просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, 21.04.2017 ООО "Мираж", ознакомившись со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, утвержденной постановлением администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 в редакции от 26.02.2016 N 166, обратилось в уполномоченный орган со следующими заявлениями:
- о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта по итогам аукциона площадью 100 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, проспект Кирова, 185,
- о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта по итогам аукциона площадью 300 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, 6 просека, около домов N 143-147 (т. 1 л.д. 6, т. 2 л.д. 6).
Рассмотрев вышеуказанные заявления, Департамент письмами от 26.04.2017 N 38-Д05-01-01/4435 (т.2 л.д.12) и N 38-Д05-01-01/4449 (т. 1 л.д. 12) возвратил ООО "Мираж" заявления и приложенные к ним документы. Возврат заявлений мотивирован ссылками на нарушение пункта 2.4 Порядка заключения договора на размещение нестационарного торгового объекте (далее - НТО), в целях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов без предоставления данных земельных участков и установления в отношении них сервитута, утвержденного постановлением правительства Самарской области от 02.08.2016 N 426 (далее - Порядок). В нарушение подпункта 4 пункта 2.4 Порядка заявление не содержит сведений о местоположении НТО.
ООО "Мираж" не согласившись с данными решениями о возврате заявлений, считает их незаконными, необоснованными и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Указанные обстоятельства послужили для ООО "Мираж" основанием обратиться в суд с рассматриваемыми требованиями.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество полагает, что имеет право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта и за реализацией этого права обратилась в Департамент с заявлениями.
Департамент сослался на нарушение обществом при подаче заявлений подпункта 4 пункта 2.4 Порядка, в нарушение которого заявления общества не содержат сведений о местоположении НТО.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
В целях реализации Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ и Закона Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области", в соответствии с Приказом министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 11.04.2011 N 31 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области" (далее - Порядок разработки и утверждения схемы) (действовавшим до 16.11.2016) администрацией городского округа Самара была разработана и утверждена указанная Схема (постановление администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377).
Согласно пункту 2.2. Порядка заключения договора на размещение НТО, в целях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов без предоставления данных земельных участков и установления в отношении них сервитута, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 02.08.2016 N 426, договор на размещение нестационарного торгового объекта заключается между уполномоченным органом и соискателем, обратившимся в уполномоченный орган с заявлением по установленной форме (далее - заявление), в случаях, предусмотренных пунктом 2.1 настоящего Порядка. Форма указанного заявления утверждена постановлением Правительства Самарской области от 02.08.2016 N 426.
Согласно утвержденной форме в заявлении о размещении нестационарного торгового объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указывается кадастровый номер земельного участка (если имеется) или координаты характерных точек границ места размещения НТО в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов (постановление Правительства Самарской области от 02.08.2016 N 426 "О реализации отдельных полномочий в области государственного регулирования торговой деятельности").
Таким образом, ООО "Мираж" при подаче заявления в соответствии с Порядком также необходимо было предоставить данные о земельных участках (координаты характерных точек), на которых планируется разместить (либо уже размещен) НТО, в том числе с целью их проверки на соответствие градостроительным регламентам.
Таким образом, суд соглашается с выводами Департамента о том, что заявление ООО "Мираж" не соответствовало установленной форме, без определения характерных точек Х,Y невозможна идентификация испрашиваемого земельного участка.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно указал, что у Департамента имелись все правовые основания для принятия решений о возврате спорных заявлений ООО "Мираж" о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта по итогам аукциона.
Также судом первой инстанции отмечено, что в настоящее время в постановление администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377, которым утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области, внесены изменения этой схемы и испрашиваемые ООО "Мираж" адреса для расположения нестационарных объектов, в действующей в настоящее время Схеме отсутствуют.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, фактически направлены на переоценку установленных судами предыдущих инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не влияют на законность принятых судебных актов.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судом при рассмотрении дела судебной ошибки.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29.09.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2018 по делу N А55-15156/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Мираж" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей за рассмотрение кассационной жалобы. Поручить Арбитражному суду Самарской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2).
...
В целях реализации Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ и Закона Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области", в соответствии с Приказом министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 11.04.2011 N 31 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области" (далее - Порядок разработки и утверждения схемы) (действовавшим до 16.11.2016) администрацией городского округа Самара была разработана и утверждена указанная Схема (постановление администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 мая 2018 г. N Ф06-32738/18 по делу N А55-15156/2017
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-32738/18
19.02.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16990/17
29.09.2017 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-15156/17
31.07.2017 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-15157/17