г. Казань |
|
31 мая 2018 г. |
Дело N А55-5073/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 29.05.2018.
Полный текст постановления изготовлен - 31.05.2018.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Карповой В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.09.2017 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2017 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу N А55-5073/2017
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконными отказов, обязании, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества, с участием: администрации городского округа Самара, Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)", акционерного общества "Международный аэропорт "Курумоч", ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации",
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - теруправление) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Росреестр), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации городского округа Самара, Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (далее - предприятие), акционерного общества "Международный аэропорт "Курумоч", ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее - корпорация), о признании незаконными отказов от 09.12.2016 N 63/001/330/2016-6034, от 09.12.2016 N 63/001/330/2016-6026, от 09.12.2016 N 63/001/330/2016-6033, от 09.12.2016 N 63/001/330/2016-6030, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.09.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2017, требования удовлетворены.
Росреестр, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
Теруправление, корпорация в отзывах просят в удовлетворении жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения.
Труправление обратилось в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества расположенные по адресу г. Самара, Красноглинский район, аэропорт "Самара": линии связи и управления (кадастровый номер 63:01:0000000:22885); сооружение: кабельные линии электропередачи-ЛЭП-0,4/6 кВ (кадастровый номер 63:01:0000000:22887); линии связи и управления (кадастровый номер 63:01:0353003:640); сооружение: дорога к ТП ОВИ-1 МКп 51 (кадастровый номер 63:01:0353003:639).
Сообщениями от 09.12.2016 N 63/001/330/2016-6034, от 09.12.2016 N 63/001/330/2016-6026, от 09.12.2016 N 63/001/330/2016-6033, от 09.12.2016 N 63/001/330/2016-6030 в государственной регистрации отказано по мотиву не представления документов, необходимых, в соответствии с законом, для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя. К заявлениям о государственной регистрации не приложены правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором осуществлялось строительство, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) записи о правах предприятии на указанный в кадастровом паспорте земельный участок не содержится.
Полагая отказы в государственной регистрации права собственности Российской Федерации противоречащими закону и нарушающими ее права, теруправление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя требования, исходили из наличия оснований для совершения регистрационных действий.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 4 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 4.1 положения теруправление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно теруправлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - закон о регистрации) предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Перечень документов для государственной регистрации содержится в статьях 11, 13, 16, 17 Закона о регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Проверка представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов осуществляется регистрирующим органом. При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в реестре.
В государственной регистрации прав может быть отказано по основаниям, приведенным в статье 20 Закона о регистрации.
Судами двух инстанций установлено, что главой городского округа Самара предприятию выдано разрешение на строительство от 07.07.2008 N RU 63301000-086 в целях реконструкции и модернизации международного аэропорта "Курумоч", на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0353003:0020, расположенном по адресу: г. Самара, Красноглинский район, аэропорт Курумоч.
Выдано разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированных объектов капитального строительства N RU 63301000-068э в том числе: линии связи и управления (кадастровый номер 63:01:0000000:22885); сооружение: кабельные линии электропередачи-ЛЭП-0,4/6 кВ (кадастровый номер 63:01:0000000:22887); линии связи и управления (кадастровый номер 63:01:0353003:640); сооружение: дорога к ТП ОВИ-1 МКп 51.
Согласно пунктов 1, 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:2263 образован из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:2199, образованного из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0353003:0020, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
На основании договора от 12.02.2010 N 25-2010/59 указанный участок предоставлен в аренду ОАО "Международный аэропорт "Курумоч", о чем внесена запись в реестр от 22.03.2010 N 63-63-01/056/2010-134.
Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:2263 на основании договора безвозмездного пользования от 14.09.2011 N 346/11 ОАО "Международный аэропорт "Курумоч" передан в целях реконструкции и модернизации международного аэропорта "Курумоч" г. Самара предприятию.
На основании договора субаренды от 01.02.2016 N МАК-214/16-Д27 ПАО "Международный аэропорт "Курумоч" предоставило предприятию в субаренду части земельного участка 63:01:0000000:2263.
Соглашением об установлении сервитута корпорация предоставила предприятию право ограниченного пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0353003:4, 63:01:0353003:5, 63:01:0353003:10, 63:01:0353003:6, для размещения линейных объектов, в том числе объекта капитального строительства кабельные линии электропередачи - ЛЭП - 0,4/6 кВ с кадастровым номером 63:01:0000000:22887.
Пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При этом судами установлено, что на государственную регистрацию представлены договор субаренды земельного участка от 01.02.2016 N МАК-214/16 и соглашение об установлении сервитута от 01.02.2016 N 93.
При оценке фактических обстоятельств дела суды отклонили довод управления о том, что договоры подписаны после возведения объектов.
При этом судами принято во внимание, что на регистрацию представлены права на объекты Российской Федерации, которые возводились на земельных участках, принадлежащих Российской Федерации. Правообладателем земельных участков выражено волеизъявление на создание спорных объектов на принадлежащем Российской Федерации участке.
При оценке имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды двух инстанций пришли к выводу о том, что представленные заявителем на государственную регистрацию документы являются надлежащими правоустанавливающими документами на земельные участки, на которых осуществлялось строительство перечисленных объектов.
В кассационной жалобе Росреестр приводит доводы, которые были предметом исследования и соответствующей оценки судами первой и апелляционной инстанций.
Регистрацией права собственности названных объектов достигнута их правовая определенность.
Доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 12.09.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2017 по делу N А55-5073/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - закон о регистрации) предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Перечень документов для государственной регистрации содержится в статьях 11, 13, 16, 17 Закона о регистрации.
...
Согласно пунктов 1, 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31 мая 2018 г. N Ф06-32003/18 по делу N А55-5073/2017