г. Казань |
|
07 июня 2018 г. |
Дело N А12-25303/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Топорова А.В., Савкиной М.А.,
при участии:
заявителя - Тимакова В.В., доверенность от 26.12.2017,
ответчика - Сорокиной Т.В., доверенность от 19.12.2017,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Землянникова В.В., Комнатная Ю.А.)
по делу N А12-25303/2017
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о признании недействительным предписания Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.06.2017 N 10-117МГСН/2017,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, общество, ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор, административный орган) от 16.06.2017 N 10-117МГСН/2017.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.10.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018 решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт, которым заявленные требований общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе административный орган, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия установила следующее.
На основании распоряжения от 10.05.2017 N 1786/10-рп Ростехнадзором в отношении ОАО "РЖД" проведена внеплановая выездная проверка объекта капитального строительства "Комплексная реконструкция станции им. Максима Горького Приволжской железной дороги. Этап 1.1 Строительство второго соединительного пути между парками "В" и "Д" на станции им. Максима Горького, в ходе которой составлен акт от 16.06.2017 N 10-117МГСН/2017. Проверяющими установлено нарушение обществом требований проектной документации N 384-1.1-ПОС раздел 5, пункт 13, лист 111; пункта 3.2 СП 68.13330.2011 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" (документ зарегистрирован Росстандартом 18.07.2011 в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в качестве СП 68.13330.2011) (далее - СП 68.13330.2011); части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. По мнению административного органа, при составлении акта проверки готовности инфраструктуры к вводу в эксплуатацию от 11.12.2016 в рабочей комиссии не принимали участие следующие представители: генеральный проектировщик, органы государственного санитарного надзора, органы государственного пожарного надзора.
Административным органом 16.06.2017 выдано предписание об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства N 10-11/117МГСР/2017, согласно которому обществу надлежит в срок до 17.07.2017 исполнить требования проектной документации с учетом требований пункта 3.2 СП 68.13330.2011.
ОАО "РЖД", полагая, что выданное административным органом предписание является незаконным и нарушает права и законные его интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции подтвердил выводы проверяющих о нарушении обществом требований пункта 3.2 СП 68.13330.2011.
Апелляционная инстанция в ходе проверки законности выводов суда первой инстанции признала их ошибочными. При этом она исходила из того, что обществом осуществлялась приемка во временную эксплуатацию участка железнодорожного пути для организации движения грузовых поездов, что подтверждается приказом ОАО "РЖД" от 15.12.2016 N 388. Следовательно, по мнению суда, СНиП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 N 84 (далее - СниП 3.01.04-87), на который ссылается административный орган, содержит общие требования к приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов.
Суд кассационной инстанции признает выводы суда апелляционной инстанции соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.
Заявитель кассационной жалобы настаивает на своей позиции, полагая, что при проведении проверки административным органом проверяется строящийся объект капитального строительства на соответствие проектной документации, в связи с чем, приемка железнодорожного пути во временную эксплуатацию должен осуществляться с применением СниП 3.01.04-87.
Судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Предметом спора по настоящему делу является законность выданного Ростехнадзором предписания, согласно которому обществу вменяется неприменение им при приемке законченного строительством объекта требований пункта 3.2 СНиП 3.01.04-87.
В соответствии с требованием данного пункта в состав рабочих комиссий включаются представители заказчика (застройщика) - председатель комиссии, генерального подрядчика, субподрядных организаций, эксплуатационной организации, генерального проектировщика, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, Государственной инспекции по охране атмосферного воздуха при Государственном комитете СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, технической инспекции труда соответствующего ЦК или совета профсоюзов, профсоюзной организации заказчика или эксплуатационной организации. При приемке в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения в состав рабочих комиссий включаются архитекторы - авторы проектов (заместители председателя).
Анализ положений данного нормативного акта позволил суду апелляционной инстанции прийти к выводу о том, что он содержит требования к приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов. Как обоснованно посчитала апелляционная инстанция, к спорной ситуации данный нормативный акт неприменим, поскольку, как установлено судом и подтверждается Актом проверки готовности инфраструктуры к вводу в эксплуатацию от 11.12.2016, имеющемся в материалах дела, речь идет о готовности вновь уложенных соединенных путей N VI (на звене) и стрелочных переводов NN 210, 212, а также устройства контактной сети в составе объекта "Реконструкция станции им. Максима Горького Приволжской железной дороги. Этап 1.1 Строительство второго соединительного пути между парками "В" и "Д" на станции им. Максима Горького" к вводу во временную эксплуатацию.
К данным правоотношениям суд обоснованно применил "Свод правил. Приемка и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта" СП 236.1326000.2015, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.07.2015 N 2007 (далее - СП 236.1326000.2015).
Согласно пункту 3.5 СП 236.1326000.2015 участок железнодорожного пути общего пользования, его составные части или элементы могут быть введены во временную эксплуатацию для обеспечения непрерывного процесса перевозок в условиях строящегося или реконструируемого объекта.
Техническую готовность участка железнодорожного пути общего пользования, его составной части или элемента к вводу во временную эксплуатацию устанавливают совместно заказчик, застройщик, подрядчик и эксплуатирующая организация. Ввод участка железнодорожного пути общего пользования во временную эксплуатацию не отменяет в дальнейшем процедуру приемки и ввода его в постоянную эксплуатацию (пункт 3.6 СП 236.1326000.2015).
Таким образом, апелляционная инстанция пришла к правильному выводу, что в рассматриваемом случае при проверке готовности инфраструктуры к вводу во временную эксплуатацию и составлении Акта от 11.12.2016 участие генерального проектировщика, органа государственного санитарного надзора, органа государственного пожарного надзора не требовалось.
Довод Ростехнадзора о том, что при проведении проверки административным органом проверяется строящийся объект капитального строительства на соответствие проектной документации, в связи с чем, приемка железнодорожного пути во временную эксплуатацию должен осуществляться с применением СниП 3.01.04-87 рассмотрен судом апелляционной инстанции и ему дана надлежащая оценка со ссылкой на пункт 13 "Описания технических решений по возможному использованию отдельных участков проектируемого линейного объекта для нужд строительства" раздела 5 "Проект организации строительства" проекта "Комплексная реконструкция станции им. Максима Горького Приволжской железной дороги. Строительство второго соединительного пути между парками "В" и "Д" (1.1 этап)".
Согласно данному пункту, в период модернизации железной дороги сразу после укладки пути на отдельных участках до сдачи в постоянную эксплуатацию с учетом требований СНиП 3.01.04-87 открывается временное (рабочее) движение поездов, а позже вводится временная эксплуатация. Наряду с перевозкой строительных грузов в этот период производится достройка и подготовка к сдаче линии в постоянную эксплуатацию.
Из буквального содержания указанного пункта проектной документации следует, что СНиП 3.01.04-87 подлежит применению только при приемке объекта в постоянную эксплуатацию после завершения строительства, а на этапе временной эксплуатации подлежит применению СП 236.1326000.2015.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции соглашается с выводами апелляционной инстанции, что применение СНиП 3.01.04-87 при приемке во временную эксплуатацию отдельного участка железнодорожного пути Строительство второго соединительного пути между парками "В" и "Д" (1.1 этап)" является неверным, в связи с чем оснований для обязательного соблюдения ОАО "РЖД" требований СНиП 3.01.04-87 в рассматриваемом случае не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При вынесении обжалуемого постановления суд апелляционной инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права. В связи с этим кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018 по делу N А12-25303/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании распоряжения от 10.05.2017 N 1786/10-рп Ростехнадзором в отношении ОАО "РЖД" проведена внеплановая выездная проверка объекта капитального строительства "Комплексная реконструкция станции им. Максима Горького Приволжской железной дороги. Этап 1.1 Строительство второго соединительного пути между парками "В" и "Д" на станции им. Максима Горького, в ходе которой составлен акт от 16.06.2017 N 10-117МГСН/2017. Проверяющими установлено нарушение обществом требований проектной документации N 384-1.1-ПОС раздел 5, пункт 13, лист 111; пункта 3.2 СП 68.13330.2011 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" (документ зарегистрирован Росстандартом 18.07.2011 в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в качестве СП 68.13330.2011) (далее - СП 68.13330.2011); части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. По мнению административного органа, при составлении акта проверки готовности инфраструктуры к вводу в эксплуатацию от 11.12.2016 в рабочей комиссии не принимали участие следующие представители: генеральный проектировщик, органы государственного санитарного надзора, органы государственного пожарного надзора."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 июня 2018 г. N Ф06-32857/18 по делу N А12-25303/2017