г. Казань |
|
13 июня 2018 г. |
Дело N А65-24356/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Петрушкина В.А., Карповой В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.11.2017 (судья Салимзянов И.Ш.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судей Балакирева Е.М., Пышкина Н.Ю.)
по делу N А65-24356/2017
по исковому заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (ОГРН 1091690054763, ИНН 1655183653), г. Казань, к обществу с ограниченной ответственностью "ТрансКомФлот" (ОГРН 1031626805968, ИНН 1658048638), г. Казань, о взыскании задолженности по арендной плате и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (далее - МТУ Росимущества, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ТрансКомФлот" (далее - ООО "ТрансКомФлот", общество, ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 1 195 722 руб. и пени в размере 293 083 руб. 65 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.11.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018, в иске отказано.
МТУ Росимущества, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 65 966 кв.м с кадастровым номером 16:05:210101:0002, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Алексеевский район, Куйбышевское водохранилище, акватория реки Кама, категория земель - земли водного фонда, разрешенное использование - для складирования нерудно-строительных материалов.
В соответствии с извещением о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды в отношении объекта федерального земельного участка, находящегося в казне Российской Федерации и расположенного по адресу: Республика Татарстан, Алексеевский район, Куйбышевское водохранилище, акватория реки Кама, на торги было выставлено право на заключение договора аренды вышеуказанного земельного участка, срок действия договора аренды 49 лет, начальная (минимальная) цена договора в размере ежегодного платежа (стартовая ставка арендной платы) установлена 120 000 руб.
Согласно протоколу о рассмотрении заявок на участие в открытом аукционе от 10.05.2012 по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе была подана одна заявка на участие в аукционе от ООО "ТрансКомФлот".
Решением комиссии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 аукцион на право заключения договора аренды в отношении объекта федерального земельного участка, находящегося в казне Российской Федерации и расположенного по адресу: Республика Татарстан, Алексеевский район, Куйбышевское водохранилище, акватория реки Кама, признан несостоявшимся в связи с подачей только одной заявки на участие в аукционе, предписано заключить договор аренды федерального земельного участка с единственным участником аукциона ООО "ТрансКомФлот".
На основании распоряжения МТУ Росимущества по РТ от 14.05.2012 N 190-р между МТУ Росимущества (арендодатель) и ООО "ТрансКомФлот" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, от 14.05.2012 N 12-02з, по условиям которого обществу в аренду сроком на 49 лет предоставлен земельный участок общей площадью 65 996 кв.м с кадастровым номером 16:05:210101:0002, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Алексеевский район, Куйбышевское водохранилище, акватория реки Кама, с разрешенным видом использования: под складирование нерудно-строительных материалов (далее - договор аренды от 14.05.2012 N 12-02з).
Земельный участок передан ООО "ТрансКомФлот" по акту приема-передачи от 14.05.2012.
Договор аренды от 14.05.2012 N 12-02з зарегистрирован в установленном порядке, о чем 28.06.2012 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
В соответствии с пунктом 3.1 договора аренды от 14.05.2012 N 12-02з размер арендной платы за земельный участок составляет 120000 руб. в год.
Пунктом 3.2 договора аренды от 14.05.2012 N 12-02з предусмотрено, что общество оплачивает арендную плату с момента подписания протокола о результатах торгов, а именно с 10.05.2012.
Согласно пункту 3.3 договора аренды от 14.05.2012 N 12-02з арендная плата вносится арендатором ежемесячно в сумме 10 000 руб. и оплачивается не позднее 10 числа следующего месяца.
В силу пункту 3.5. договора аренды от 14.05.2012 N 12-02з арендодатель вправе изменить размер арендной платы в бесспорном и одностороннем порядке с учетом прогнозируемого уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О бюджете" на соответствующий финансовый год, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Новый размер арендной платы устанавливается с момента получения арендаторами уведомления о внесении соответствующих изменений в договор, заключение дополнительного соглашения при этом не требуется. Момент получения арендаторами уведомления определяется в любом случае не позднее 5 дней с даты его отправки заказным письмом по адресу, указанному в договоре.
МТУ Росимущества, указывая, что ответчик ненадлежащим образом исполнял обязанность по оплате арендной платы по договору аренды от 14.05.2012 N 12-02з, в результате чего у него образовалась задолженность за период с 11.01.2016 по 09.05.2017 в размере 1 195 722 руб. на которую, за просрочку исполнения обязательства подлежат начислению пени в размере 293 083 руб. 65 коп., обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, проверив расчет арендной платы за спорный период времени, представленный истцом, признали его неверным, поскольку при расчете арендной платы МТУ Росимущества не учтено, что договор аренды от 14.05.2012 N 12-02з заключен по результатам аукциона, признанного несостоявшимся, так как на аукцион была подана лишь одна заявка, в связи с чем размер арендной платы за спорный земельный участок должен определяться в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, и обусловленная договором аренды от 14.05.2012 N 12-02з возможность изменения размера арендной платы по инициативе арендодателя ограничена пунктом 8 указанных Правил, что также установлено постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2017 по делу N А65-4599/2017, имеющим преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды, установив, что за период с 11.01.2016 по 09.05.2017 общество должно было оплатить арендную плату в размере 169 499 руб. 97 коп., тогда как фактически оплатило в спорный период арендную плату в сумме 220 000 руб., пришли к выводу об отсутствии у ответчика задолженности по арендной плате и пени, в связи с чем отказали в удовлетворении исковых требований.
Довод кассационной жалобы о том, что данные выводы судов сделаны при неправильном применении норм материального права, судебной коллегией отклоняется.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В пункте 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" были утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, регулирующие порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: на основании кадастровой стоимости земельных участков; по результатам торгов, проводимых в форме аукциона; в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленный в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды. В случае уточнения предусмотренных пунктами 3, 5 и 6 настоящих Правил условий, в соответствии с которыми определяется размер арендной платы за земельный участок, арендная плата подлежит перерасчету, но не чаще одного раза в год.
В случае расчета арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка (в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил) федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 Правил, не проводится (пункт 9 Правил).
В соответствии с пунктом 10 Правил в редакции, действующей в спорный период времени, если арендная плата рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка (по способу, указанному в подпункте "г" Правил), федеральные органы исполнительной власти предусматривают в договоре аренды возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще чем 1 раз в год. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы. В случае изменения рыночной стоимости земельного участка размер уровня инфляции, указанный в пункте 8 Правил, не применяется.
Из содержания пунктов 8, 9 и 10 Правил следует, что в рамках существующего правового механизма регулирования размера арендной платы за земельные участки ее изменение может производиться в связи с изменением размера уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 8 Правил), и в связи с изменением кадастровой или рыночной стоимости земельного участка (пункты 9 и 10 Правил).
При этом подход, содержащийся в пунктах 9 и 10 Правил, предполагает отсутствие учета изменений размера уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете только на год, следующий за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости (либо рыночной) земельного участка. Поэтому при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, на основании кадастровой или рыночной стоимости должна производиться индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В случае изменения кадастровой или рыночной стоимости участка на год, следующий за годом, в котором произошло такое изменение, индексация арендной платы на размер уровня инфляции не производится.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации в случае заключения договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за такой земельный участок определяется в размере начальной цены предмета аукциона.
Как следует из материалов дела, договор аренды от 14.05.2012 N 12-02з заключен между сторонами по результатам проведенных публичных торгов в форме аукциона.
На основании пункта 150 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службой России от 10.02.2010 N 67 (далее - Правила от 10.02.2010 N 67), заключение договора по результатам аукциона осуществляется в порядке, установленном пунктами 92 - 100 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 148 Правил от 10.02.2010 N 67 в случае если в аукционе участвовал один участник или в случае если в связи с отсутствием предложений о цене договора, предусматривающих более высокую цену договора, чем начальная (минимальная) цена договора (цена лота), "шаг аукциона" снижен в соответствии с пунктом 139 настоящих Правил до минимального размера и после троекратного объявления предложения о начальной (минимальной) цене договора (цене лота) не поступило ни одного предложения о цене договора, которое предусматривало бы более высокую цену договора, аукцион признается несостоявшимся. В случае если документацией об аукционе предусмотрено два и более лота, решение о признании аукциона несостоявшимся принимается в отношении каждого лота отдельно.
Пунктом 151 Правил от 10.02.2010 N 67 предусмотрено, что в случае если аукцион признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в аукционе либо признания участником аукциона только одного заявителя, с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным документацией об аукционе, а также с лицом, признанным единственным участником аукциона, организатор аукциона обязан заключить договор на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в аукционе и документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении аукциона.
В абзаце 1 пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.
Объявление публичных торгов несостоявшимися является результатом проведения таких торгов (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 2436/11).
В данном случае договор аренды от 14.05.2012 N 12-02з заключен по результатам проведения публичных торгов (аукциона), в силу чего размер арендной платы не может быть менее либо более той суммы, которая указана в конкурсной документации.
Условиями аукциона определялась начальная (стартовая) ставка арендной платы в виде размера годовой арендной платы 120 000 руб. На этих условиях и был заключен договор аренды между истцом и ответчиком.
В соответствии с пунктом 3.5 договора аренды от 14.05.2012 N 12-02з арендодатель вправе изменить размер арендной платы в бесспорном и одностороннем порядке с учетом прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного Федеральным законом "О бюджете" на соответствующий финансовый год и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Поскольку договор аренды от 14.05.2012 N 12-02з был заключен по результатам аукциона, признанного несостоявшимся, суды пришли к правильному выводу о том, что размер арендной платы за спорный земельный участок должен определяться в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил и обусловленная договором аренды от 14.05.2012 N 12-02з возможность изменения размера арендной платы по инициативе арендодателя ограничена пунктом 8 Правил.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 25.12.2017 по делу N А65-4599/2017.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2017 по делу N А65-4599/2017, имеющему преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что условиями заключенного между сторонами договора аренды от 14.05.2012 N 12-02з и нормами действующего законодательства предусмотрена возможность изменения размера арендной платы по инициативе арендодателя в бесспорном и одностороннем порядке только в порядке, установленном пунктом 8 Правил, тогда как оспариваемое ООО "ТрансКомФлот" в рамках указанного дела уведомление от 20.07.2016 N 04/5871 устанавливает размер арендной платы в порядке, установленном пунктом 10 Правил, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что данное уведомление противоречит условиям договора аренды от 14.05.2012 N 12-02з и действующему законодательству, регулирующему порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что требования МТУ Росимущества необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.11.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.11.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018 по делу N А65-24356/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку договор аренды от 14.05.2012 N 12-02з был заключен по результатам аукциона, признанного несостоявшимся, суды пришли к правильному выводу о том, что размер арендной платы за спорный земельный участок должен определяться в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил и обусловленная договором аренды от 14.05.2012 N 12-02з возможность изменения размера арендной платы по инициативе арендодателя ограничена пунктом 8 Правил.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 25.12.2017 по делу N А65-4599/2017.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.11.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 июня 2018 г. N Ф06-33749/18 по делу N А65-24356/2017