г. Казань |
|
22 июня 2018 г. |
Дело N А57-17896/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фёдоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Бубновой Е.Н.,
при участии представителя:
ответчика - Федоренко О.Г. по доверенности от 01.09.2017 (до и после перерыва),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А.Пилюгина"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 01.12.2017 (судья Штремплер М.Г.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2018 (председательствующий судья Никольский С.В., судьи Дубровина О.А., Шалкин В.Б.)
по делу N А57-17896/2017
по исковому заявлению муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовводоканал", г. Самара к федеральному государственному унитарному предприятию "Научно- производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А.Пилюгина", г. Москва о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему водоотведения,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное производственное предприятие "Саратовводоканал" (далее - МУПП "Саратовводоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина" (далее - ФГУП "НПЦАП", ответчик) о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему водоотведения за периоды с 01.01.2016 по 14.03.2016, с 15.03.2016 по 01.06.2016, с 02.06.2016 по 22.09.2016 в общем размере 2 080 325,48 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 01.12.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2018, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ответчик просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы своего доверителя, обозначенные в кассационной жалобе.
Представитель истца в пояснениях и отзыве на кассационную жалобу просил вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика без удовлетворения.
Истец надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в заседании суда 14.06.2018 объявлялся перерыв до 12 часов 00 минут 21.06.2018, по окончании которого судебное разбирательство было продолжено.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, между сторонами заключен единый договор холодного водоснабжения и водоотведения от 08.08.2013 N 52 (далее - договор), предметом которого является подача через присоединенную водопроводную сеть из центральных систем холодного водоснабжения и прием сточных вод.
В соответствии с пунктом 2.2. договора прием сточных вод производится по 10 выпускам Ш 450, 300, 250, 300, 200, 150, 300, 400, 300 мм в канализацию Предприятия ВКХ от Абонента и его субабонентов согласно исполнительной документации.
Пунктом 3.2.3. договора предусмотрено, что Абонент обязуется не превышать нормативы по концентрациям загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в систему коммунальной канализации, установленные органами местного самоуправления.
Согласно пункту 4.1 договора контроль соблюдения нормативов сброса сточных вод осуществляется инспекцией водных ресурсов Предприятия ВКХ путем отбора точечных (разовых) составных проб. Отбор проб может производиться в любое время суток без предварительного извещения Абонента в присутствии его представителя. При невыделении Абонентом или субабонентом представителя или недопуска представителя Предприятия ВКХ к контрольному колодцу в течение 30 минут, пробы не отбирается, а сброс сточных вод рассматривается как залповый.
Пунктом 4.2. договора определены точки отбора проб сточных вод для аб. 6833, 1645:
1. Контрольный колодец N 1 (канализационный колодец N 20Г).
2. Контрольный колодец N 3 (канализационный колодец N 24).
3. Контрольный колодец N 4 (канализационный колодец N 27).
4. Контрольный колодец N 5 (канализационный колодец N 47).
5. Контрольный колодец N 6 (канализационный колодец N 48).
6. Контрольный колодец N 7 (канализационный колодец N 49).
7. Контрольный колодец N 8 (канализационный колодец N 154).
8. Контрольный колодец N 9 (канализационный колодец N 186).
9. Контрольный колодец N 10 (канализационный колодец N 163),
согласно имеющемуся плану с сетями хозяйственно-фекальной канализации филиала ФГУП "НПЦАП" - ПО "Корпус", утвержденному гл. инженером Федоровым В.В. 12.01.2011.
Точка отбора пробы сточной воды для аб. 38574: Контрольный колодец N 11 (канализационный колодец N 199).
В соответствии с пунктом 6.2 договора плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему коммунальной канализации г. Саратова определяется и взимается в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 14.10.2004 N 220-П "Об определении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области" и иными нормативно-правовыми актами.
Нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации установлены Постановлением Правительства Саратовской области от 14.10.2004 N 220-П "Об определении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области".
Согласно актам отборов проб сточных вод N 137 от 14.03.2016, N 321 от 01.06.2016, N 573 от 22.09.2016, произведенных МУПП "Саратовводоканал" в рамках контроля и подписанных ответчиком без возражений и замечаний, обнаружено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Истец составил и направил ответчику плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за периоды с 01.01.2016 по 14.03.2016 в сумме 494 941,75 рублей, с 15.03.2016 по 01.06.2016 в сумме 308 625,92 рублей, с 02.06.2016 по 22.09.2016 в сумме 1 276 757,81 рублей - всего 2 080 325,48 рублей.
Ответчиком оплата задолженности произведена не была, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая данный спор, суды обеих инстанций правомерно руководствовались положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктами 61, 64, 65 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), и пришли к обоснованному выводу о доказанности истцом факта и размера превышения ответчиком допустимых концентраций загрязняющих веществ в сброшенных сточных водах, а также отсутствие доказательств исполнения им обязательств по оплате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ.
Согласно пункту 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительством Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Пунктом 69 Правил N 167 предусмотрено, что оплата абонентом фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, производится в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля.
Согласно пункту 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В данном случае нарушений процедуры отбора проб, влекущих невозможность использования результатов исследования проб в качестве доказательств, в материалы дела не представлено.
Плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему коммунальной канализации г. Саратова определяется и взимается в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 14.10.2004 N 220-П "Об определении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области" и иными нормативными документами.
В соответствии с пунктом 1 "Временного порядка определения и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области" (Приложение N к постановлению Правительства Саратовской области от 14.10.2004 N 220-П) (далее - Временный порядок) настоящий Порядок распространяется на организации водопроводно-канализационного хозяйства Саратовской области независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности (далее - организации ВКХ), осуществляющие прием сточных вод и загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов, и предприятия, организации, индивидуальные предприниматели и иные физические лица, в собственности которых находятся нежилые помещения, занимающиеся хозяйственной деятельностью и осуществляющие сброс сточных вод и загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области (далее - абоненты), за исключением абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов".
Основанием для определения и взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов согласно пункту 4 Временного порядка являются проведенные организацией ВКХ отборы проб сточной воды, а при отсутствии контроля за составом стоков - установленные органами местного самоуправления нормативы по качеству сточных вод.
Согласно пункту 7 Временного порядка расчетным периодом считается период времени, прошедший между двумя последовательно проведенными организацией ВКХ отборами проб сточных вод. При отсутствии контроля за составом сточных вод абонента со стороны организации ВКХ расчетным периодом считается календарный год. При установленном факте залпового сброса расчетным периодом считается период времени, прошедший между двумя последовательно проведенными организацией ВКХ отборами проб сточных вод, но не более трех месяцев.
Как указано выше, на основании полученных результатов лабораторных исследований сточной воды ответчику была начислена плата за сброс загрязняющих веществ в централизованную систему в размере 2 080 325,48 рублей.
В силу положений статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Претензия относительно объема взятой пробы, неверного выбора емкости для отбора пробы, условий транспортирования или хранения взятой пробы сточных вод у водоканала ответчиком истцу предъявлена не была, расчет и размер суммы задолженности ответчиком не оспорен.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ произведен истцом в соответствии с требованиями действующего законодательства с применением действующих в спорный период коэффициентов.
Обязанность ответчика по оплате за сброс загрязняющих веществ в пределах и с превышением установленных нормативов в спорный период предусмотрена действующим законодательством РФ.
Поскольку доказательства уплаты ответчиком задолженности в указанной сумме в материалах дела отсутствуют, суды обеих инстанций обоснованно удовлетворили исковые требования.
Что касается довода ответчика относительно возможности привлечения его к ответственности в виде платы за сброс загрязняющих веществ лишь в случаях, когда установлен факт их неулавливания (то есть - когда установлен сброс загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты природопользования), то его следует признать ошибочным, ибо для привлечения организаций к упомянутой ответственности достаточно сброса загрязняющих веществ с превышением установленных нормативов в очистные сооружения, принадлежащие истцу.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов судов, которые были предметом рассмотрения и отклонены с приведением мотивов их отклонения.
Переоценка доказательств в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При вынесении судебных актов суды предыдущих инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные доказательства, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию незаконных судебных актов по делу, судом округа не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 01.12.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2018 по делу N А57-17896/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А.Пилюгина" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Фёдорова |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 "Временного порядка определения и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области" (Приложение N к постановлению Правительства Саратовской области от 14.10.2004 N 220-П) (далее - Временный порядок) настоящий Порядок распространяется на организации водопроводно-канализационного хозяйства Саратовской области независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности (далее - организации ВКХ), осуществляющие прием сточных вод и загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов, и предприятия, организации, индивидуальные предприниматели и иные физические лица, в собственности которых находятся нежилые помещения, занимающиеся хозяйственной деятельностью и осуществляющие сброс сточных вод и загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области (далее - абоненты), за исключением абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов".
...
В силу положений статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 июня 2018 г. N Ф06-33618/18 по делу N А57-17896/2017