г. Саратов |
|
15 февраля 2018 г. |
Дело N А57-17896/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" февраля 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никольского С.В.,
судей Дубровиной О.А., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кусаиновой Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А.Пилюгина", на решение Арбитражного суда Саратовской области от 1 декабря 2017 года по делу N А57-17896/2017 (судья Штремплер М.Г.) по исковому заявлению муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовводоканал", к федеральному государственному унитарному предприятию "Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А.Пилюгина", г. Москва, о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему водоотведения,
при участии в судебном заседании:
от федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А.Пилюгина" - Петренко Г.В., действующего по доверенности от 1.09.2017, Федоренко О.Г. действующей по доверенности от 1.09.2017,
от муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовводоканал" - Нетреба Н.В., действующей по доверенности N 12/31711 от 28.12.2017,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное производственное предприятие "Саратовводоканал" (далее - МУПП "Саратовводоканал") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А.Пилюгина" (далее - ФГУП "НПЦАП") о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему водоотведения за периоды с 01.01.2016 по 14.03.2016, с 15.03.2016 по 01.06.2016, с 02.06.2016 по 22.09.2016 в общем размере 2 080 325,48 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 01.12.2017 с ФГУП "НПЦАП" в пользу МУПП "Саратовводоканал" взыскана плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему водоотведения за периоды с 01.01.2016 по 14.03.2016, с 15.03.2016 по 01.06.2016, с 02.06.2016 по 22.09.2016 в общем размере 2 080 325 руб. 48 коп. и судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 33 402 руб.
ФГУП "НПЦАП", не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии с требованиями статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, между сторонами заключен единый договор холодного водоснабжения и водоотведения от 08.08.2013 N 52, предметом которого является подача через присоединенную водопроводную сеть из центральных систем холодного водоснабжения и прием сточных вод.
Согласно пункту 2.2. договора прием сточных вод производится по 10 выпускам 450, 300, 250, 300, 200, 150, 300, 400, 300 мм в канализацию Предприятия ВКХ от Абонента и его субабонентов согласно исполнительной документации.
Пунктом 3.2.3. договора предусмотрено, что Абонент обязуется не превышать нормативы по концентрациям загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в систему коммунальной канализации, установленные органами местного самоуправления.
На основании пункта 4.1 договора, контроль соблюдения нормативов сброса сточных вод осуществляется инспекцией водных ресурсов Предприятия ВКХ путем отбора точечных (разовых), составных проб. Отбор проб может производиться в любое время суток без предварительного извещения Абонента в присутствии его представителя. При невыделении Абонентом или субабонентом представителя или недопуска представителя Предприятия ВКХ к контрольному колодцу в течение 30 минут, пробы не отбирается, а сброс сточных вод рассматривается как залповый.
В пункте 4.2. договора сторонами определены точки отбора проб сточных вод для аб. 6833, 1645:
1. Контрольный колодец N 1 (канализационный колодец N 20Г).
2. Контрольный колодец N 3 (канализационный колодец N 24).
3. Контрольный колодец N 4 (канализационный колодец N 27).
4. Контрольный колодец N 5 (канализационный колодец N 47).
5. Контрольный колодец N 6 (канализационный колодец N 48).
6. Контрольный колодец N 7 (канализационный колодец N 49).
7. Контрольный колодец N 8 (канализационный колодец N 154).
8. Контрольный колодец N 9 (канализационный колодец N 186).
9. Контрольный колодец N 10 (канализационный колодец N 163),
согласно имеющемуся плану с сетями хозяйственно-фекальной канализации филиала ФГУП "НПЦАП" - ПО "Корпус", утвержденному гл. инженером В.В. Федоровым 12.01.2011.
Точка отбора пробы сточной воды для аб.38574: Контрольный колодец N 11 (канализационный колодец N 199). Согласно имеющемуся плану с сетями хозяйственно-фекальной канализации филиала ФГУП "НПЦАП" - ПО "Корпус", утвержденному гл. инженером В.В. Федоровым 12.01.2011.
Согласно п. 6.2 договора, плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему коммунальной канализации г. Саратова определяется и взимается в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 14.10.2004 г. N 220-П "Об определении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области" и иными нормативно-правовыми актами.
Нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации установлены Постановлением Правительства Саратовской области от 14.10.2004 N 220-П "Об определении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области".
Нормативы платы могут быть изменены в установленном законом порядке, о чем абонент уведомляется через средства массовой информации.
В случае контроля за составом и свойствами сочных вод абонента и его субабонентов, со стороны предприятия ВКХ, сумма платы за сброс загрязняющих веществ определяется, исходя из фактических концентраций сбрасываемых сточных вод. Расчетным периодом в этом случае является период, прошедший между последовательно проведенными отборами проб сточной воды. При определении платы за сброс загрязняющих веществ за период с даты последнего отбора по 31 декабря текущего года: масса каждого загрязняющего вещества рассчитывается как среднее значение по результатам предыдущих отборов проб сточной воды в текущем году (масса загрязняющего вещества при залповом сбросе в расчете не учитывается). Объемы водоотведения за ноябрь, декабрь месяцы при отсутствии фактических данных на момент расчета рассчитываются как среднее значение за предыдущие месяцы. В случае отсутствия контроля за составом и свойствами сточных вод абонента и его субабонентов, со стороны предприятия ВКХ, сумма платы определяется в соответствии с нормами сброса загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации, установленными органами местного самоуправления и договором. Расчетным периодом в этом случае является календарный год.
В рамках осуществления контроля за составом сбрасываемых абонентом сточных вод, в порядке установленном договором и действующим законодательством, МУПП "Саратовводоканал" произвело отборы проб сточных вод. Факты отборов проб сточных вод удостоверены актами N 137 от 14.03.2016, N 321 от 01.06.2016, N 573 от 22.09.2016.
Указанные акты отбора проб подписаны ответчиком без возражений и замечаний.
По результатам произведенного количественного химического анализа сточных вод обнаружено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Из расчета истца видно, что плата за сверхнормативный сбор загрязняющих веществ за периоды с 01.01.2016 по 14.03.2016 составляет 494 941,75 руб., с 15.03.2016 по 01.06.2016 на сумму 308 625,92 руб., с 02.06.2016 по 22.09.2016 в размере 1 276 757,81 руб.
Истец направил ответчику соответствующий счет на оплату задолженности. Однако, до настоящего времени, ответчик не оплатил указанную сумму.
Удовлетворяя исковые требования в размере 2 080 325 руб. 48 коп., суд, руководствуясь ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п.п. 61, 64, 65 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), исходил из доказанности истцом факта и размера превышения ответчиком допустимых концентраций загрязняющих веществ в сброшенных сточных водах, а также отсутствие доказательств исполнения им обязательств по оплате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ.
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, регулируются Правилами N 167.
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу п. 10 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительством Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Пунктом 3 Правил N 644 установлено, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил N 167, и постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310) не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
В соответствии с пунктом 65 Правил N 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Пунктом 69 Правил N 167 предусмотрено, что оплата абонентом фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, производится в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля.
Судом установлено, что МУПП "Саратовводоканал" произвело отборы проб сточных вод, что подтверждается соответствующими актами. Представитель ответчика, отметок о каких-либо нарушениях в актах отбора проб не заявил.
Нарушений процедуры отбора проб, влекущих невозможность использования результатов исследования проб в качестве доказательств, судом не выявлено.
В пункте 70 Правил N 167 установлено, что расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из пункта 61 Правил N 167 следует, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов МУПП "Саратовводоканал" утверждены постановлением администрации Муниципального образования "Город Саратов" N 4378 от 31.12.2014 "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод".
Плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему коммунальной канализации г. Саратова определяется и взимается в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 14.10.2004 N 220-П "Об определении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области" и иными нормативными документами.
Согласно пункту 1 "Временного порядка определения и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области" (Приложение 1 к постановлению Правительства Саратовской области от 14.10.2004 220-П) (далее - Временный порядок), настоящий Порядок распространяется на организации водопроводно-канализационного хозяйства Саратовской области независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности (далее - организации ВКХ), осуществляющие прием сточных вод и загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов, и предприятия, организации, индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, в собственности которых находятся нежилые помещения, занимающихся хозяйственной деятельностью и осуществляющих сброс сточных вод и загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области (далее - абоненты), за исключением абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов".
Как следует из пункта 2 указанного Временного порядка, настоящий порядок регулирует механизм определения и взимания платы организацией ВКХ за прием загрязняющих веществ со сточными водами от абонентов в системы коммунальной канализации населенных пунктов.
Пунктом 3 Временного порядка предусмотрено, что нормативами водоотведения являются:
по объему сточных вод - лимиты водоотведения, устанавливаемые органом местного самоуправления или организацией ВКХ;
по качеству сточных вод - временно согласованные концентрации загрязняющих веществ и (или) предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, устанавливаемые органами местного самоуправления.
Основанием для определения и взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов, согласно пункту 4 Временного порядка, являются проведенные организацией ВКХ отборы проб сточной воды, а при отсутствии контроля за составом стоков - установленные органами местного самоуправления нормативы по качеству сточных вод.
В соответствии с пунктом 5 указанного Временного порядка, взимание платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов производится организацией водопроводно-канализационного хозяйства за валовой сброс (массу) загрязняющих веществ со сточными водами.
Пунктом 6 Временного порядка предусмотрено, что валовой сброс (масса) загрязняющих веществ со сточными водами определяется как произведение объема принимаемых от абонента сточных вод на фактическую (при осуществлении контроля за составом сточных вод со стороны организации ВКХ) или установленную (при отсутствии контроля за составом сточных вод со стороны организации ВКХ) нормативную концентрацию по каждому загрязняющему веществу.
При подсчете валового сброса учитывается (вычитается) фоновое содержание загрязняющих веществ в воде, подаваемой в сети населенного пункта организацией ВКХ.
Согласно пункту 7 Временного порядка, расчетным периодом считается период времени, прошедший между двумя последовательно проведенными организацией ВКХ отборами проб сточных вод. При отсутствии контроля за составом сточных вод абонента со стороны организации ВКХ расчетным периодом считается календарный год. При установленном факте залпового сброса, расчетным периодом считается период времени, прошедший между двумя последовательно проведенными организацией ВКХ отборами проб сточных вод, но не более трех месяцев.
На основании полученных результатов лабораторных исследований сточной воды ответчику была начислена плата за сброс загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения за периоды с 01.01.2016 по 14.03.2016, с 15.03.2016 по 01.06.2016, с 02.06.2016 по 22.09.2016 в размере 2 080 325 руб. 48 коп.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 ГК РФ).
По правилам ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (ст.ст. 9,65 АПК РФ).
В материалах дела отсутствуют доказательства предъявления ответчиком истцу претензии относительно объема взятой пробы, неверного выбора емкости для отбора пробы, условий транспортирования или хранения взятой пробы сточных вод у водоканала, что могло бы повлечь недостоверность анализа пробы. Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции правомерно взыскал задолженность за сброс загрязняющих веществ в централизованную систему канализации в пределах и сверх установленных нормативов за периоды с 01.01.2016 по 14.03.2016, с 15.03.2016 по 01.06.2016, с 02.06.2016 по 22.09.2016 в размере 2 080 325 руб. 48 коп.
Расчет и размер взысканной суммы задолженности ответчиком не оспорен. Принимая во внимание, что доказательства уплаты ответчиком задолженности в указанной сумме в материалах дела отсутствуют, суд первой инстанции правомерно признал требования истца обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Заявляя несогласие с результатами проведенных отборов проб в спорный период, заявитель жалобы ссылается на то, что истец неправомерно применяет в своих расчетах коэффициенты для сброса загрязняющих веществ.
Из материалов дела видно, что при расчете платы за сброс загрязняющих веществ истец применяет постановление Правительства Саратовской области от 14.10.2004 N 220-П "Об определении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области".
В соответствии с п.п. 10, 11 указанного постановления N 220-П (Временного порядка), при расчете платы за сброс загрязняющих веществ применяется коэффициент индексации платы за негативное воздействие на окружающую среду, ежегодно устанавливаемый Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Кроме того, при расчете платы за массу загрязняющих веществ, улавливаемую на очистных сооружениях, согласно п. 10 указанного постановления (Временного порядка), применяется коэффициент для осадка равный 1,9.
При расчете платы за массу загрязняющих веществ, не улавливаемую на очистных сооружениях, согласно п. 11 указанного постановления (Временного порядка), применяется коэффициент для сброса загрязняющих веществ для абонентов организаций ВКХ, сбрасывающих стоки в бассейн реки Волги равного 1,32.
Таким образом, расчет платы за сброс загрязняющих веществ произведен истцом в соответствии с требованиями действующего законодательства, с применением действующих в спорный период коэффициентов.
Кроме того, заявитель жалобы считает, что в спорный период не подлежало применению в отношении него Постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.2004 N 220-П (в редакции постановления N 543-П от 06.10.2016), а соответственно, в исковой период ответчик не должен был вносить плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод исходя из следующего.
Постановлением Правительства Саратовской области N 543-П от 06.10.2016 были внесены изменения в постановление Правительства Саратовской области от 14.10.2004 N 220-П, согласно которым из пункта 1 приложения N 1 и пункта 1 приложения N 2 исключены слова "за исключением абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, установленных постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ. Иных веществ и микроорганизмов".
Пункт 1 приложения N 1 и пункт 1 приложения N 2 дополнен частью второй следующего содержания: "С 1 января 2019 года настоящий Порядок не распространяется на абонентов, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
Ответчик относится к абонентам, в отношении которых в соответствии с действующим законодательством установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Пунктом 2 постановления Правительства Саратовской области от 06.10.2016 N 543-П рекомендовано организациям Саратовской области, осуществляющим водоотведение, и их абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, к правоотношениям, возникшим в период с 1 января 2015 года до вступления в силу настоящего постановления, применять положения пунктов 2-22 приложения N 1 и пунктов 2- 9 приложения N 2 постановления Правительства саратовской области от 14.10.2004 N 220-П "Об определении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области".
Таким образом, обязанность ответчика по оплате за сброс загрязняющих веществ в пределах и с превышением установленных нормативов в спорный период, предусмотрены действующим законодательством РФ.
Довод ответчика о том, что он не обязан вносить плату за сброс загрязняющих веществ с превышением установленных органом местного самоуправления нормативов водоотведения по составу сточных вод согласно Правилам N 167, поскольку не причинен ущерб окружающей среде, отклоняется судебной коллегией как несостоятельный.
Обязанность абонента по оплате за сброс загрязняющих веществ с превышением установленных органом местного самоуправления нормативов водоотведения по составу сточных вод возложена на него действующим законодательством РФ и не ставится в зависимость от причинения природопользователем (МУПП "Саратовводоканал") ущерба окружающей среде.
Основанием для взимания платы за сброс загрязняющих веществ с превышением установленных нормативов является нарушение абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод установленных органом местного самоуправления согласно Правилам N 167.
Факт нарушения ответчиком нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, установлен материалами дела и ответчиком не оспорен.
Судебная коллегия, изучив апелляционную жалобу, приходит к выводу, что изложенные в ней доводы, по существу, направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьёй 270 АПК РФ, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение принято судом на основании полного исследования фактических обстоятельств дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 декабря 2017 года по делу N А57-17896/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Никольский |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.