г. Казань |
|
25 июня 2018 г. |
Дело N А65-35331/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Арское МСО" - Талипова Д.В. доверенность от 09.01.2017,
министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан - Долгова В.А. доверенность от 27.11.2017, Никулина А.Е. доверенность от 24.11.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.01.2018 (судья Иванов О.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2018 (председательствующий Филиппова Е.Г., судьи Кузнецов В.В., Корнилов А.Б.)
по делу N А65-35331/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арское МСО" к министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 23.10.2017 N 1 по части 1 статьи 7.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Арское МСО" (далее - ООО "Арское МСО", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - министерство, административный орган) о назначении административного наказания от 23.10.2017 N 1 по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.01.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2018, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановление министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан о назначении административного наказания от 23.10.2017 N 1 в отношении ООО "Арское МСО" по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 000 руб. признано незаконным и отменено.
Производство по делу об административном правонарушении прекращено.
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, заслушав представителей сторон, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов по следующим основаниям.
В ходе проведенной 04.10.2017 проверки министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан выявлен факт пользования ООО "Арское МСО" недрами без соответствующей лицензии за пределами лицензионного соглашения серии АРС N 00975 от 09.08.2004 с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых (глина), а именно на земельном участке с кадастровым номером 16:09:010113:127 в Арском районе Республики Татарстан. Общий объем изъятой глины составил 1 955 куб.м, общая площадь 528,3 кв.м, чем нарушены требования статьи 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
19 октября 2017 года административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 024169, на основании которого 23.10.2017 вынесено постановление N 1 о привлечении ООО "Арское МСО" к административной ответственности, предусмотренной части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штраф в размере 1 000 000 руб.
Полагая, постановление N 1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной части 1 статьи 7.3 КоАП РФ незаконным, нарушающими права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Арское МСО" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из недоказанности административным органом события и состава вмененного ООО "Арское МСО" административного правонарушения.
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами судебных инстанций в силу следующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения.
Частями 3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из системного толкования приведенных выше норм КоАП РФ, определяющих общие предпосылки и условия привлечения к административной ответственности следует, что вывод административного органа о совершении лицом административного правонарушения должен базироваться на доказательствах, объективно и безусловно подтверждающих факт совершения соответствующим лицом вменяемого ему в вину правонарушения.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-I "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Судебными инстанциями из материалов дела установлено, что ООО "Арское МСО" выдана лицензия АРС N 00975 ТЭ от 09.08.2004 с целевым назначением и видами работ: добыча кирпичных глин на месторождении Арское в Арском районе Республики Татарстан, со сроком действия до 01.05.2020.
Сторонами подписано лицензионное соглашение серии АРС N 00975, заключен договор аренды N 32 от 20.04.2004 земельных участков с кадастровыми номерами 16:09:01:01:13:01:26 и 16:09:01:01:13:01:27.
Судебными инстанциями при рассмотрении настоящего спора установлено, что административным органом не представлены доказательства, подтверждающие, что ООО "Арское МСО" допустило пользование недрами без разрешения (лицензии), материалы административного дела не содержат доказательства, подтверждающие факт добычи ООО "Арское МСО" общераспространенных полезных ископаемых (глина) в объеме 1 955 куб.м за пределами лицензионного соглашения серии АРС N 00975 от 09.08.2004.
Так, акты экологического обследования территории от 04.10.2017 и от 17.10.2017 составлены административным органом в одностороннем порядке.
В нарушение статьи 27.8 КоАП РФ протокол осмотра от 18.10.2017 составлен без понятых.
В противоречии с частью 5 статьи 27.8 КоАП РФ протокол осмотра от 18.10.2017 не содержит записи о проведении при осмотре видеозаписи. Также, из указанной видеозаписи следует, что осуществлялось разравнивание земельного участка, а не добыча общераспространенных полезных ископаемых.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь положениями частей 1, 3, 4 статьи 1.5, части 3 статьи 4.1, части 1 статьи 7.3, статьи 24.5, статьи 27.8 КоАП РФ, статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-I "О недрах", статей 65, 206, 210, части 2 статьи 211 АПК РФ, постановления Пленума Высшего арбитражного суда от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установив, что доказательств добычи ООО "Арское МСО" полезных ископаемых (глина) на территории земельного участка с кадастровым номером 16:09:010113:127 в Арском районе Республики Татарстан административным органом, вопреки требованиям статей 65, 210 АПК РФ не представлено, судебные инстанции сделали вывод о не соответствующему закону постановление от 23.10.2017 N 1, в связи с чем признали незаконным и отменили.
Иная оценка заявителем кассационной инстанции, установленных по делу фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о принятии незаконного судебного решения.
С учетом изложенного основан на материалах дела вывод судебных инстанций, что административный орган не доказал наличия в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 1 статьи 7.3 КоАП РФ, а собранные по делу об административном правонарушении доказательства, не являются достаточными для признания наличия в действиях общества состава вмененному ему административного правонарушения, что в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ исключает возможность привлечения общества к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции проверил доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме и отклоняет их, поскольку они не опровергают выводы судов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которые в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
Доводы заявленные в кассационной жалобе были предметом оценки суда первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.01.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2018 по делу N А65-35331/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь положениями частей 1, 3, 4 статьи 1.5, части 3 статьи 4.1, части 1 статьи 7.3, статьи 24.5, статьи 27.8 КоАП РФ, статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-I "О недрах", статей 65, 206, 210, части 2 статьи 211 АПК РФ, постановления Пленума Высшего арбитражного суда от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установив, что доказательств добычи ООО "Арское МСО" полезных ископаемых (глина) на территории земельного участка с кадастровым номером 16:09:010113:127 в Арском районе Республики Татарстан административным органом, вопреки требованиям статей 65, 210 АПК РФ не представлено, судебные инстанции сделали вывод о не соответствующему закону постановление от 23.10.2017 N 1, в связи с чем признали незаконным и отменили.
Иная оценка заявителем кассационной инстанции, установленных по делу фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о принятии незаконного судебного решения.
С учетом изложенного основан на материалах дела вывод судебных инстанций, что административный орган не доказал наличия в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 1 статьи 7.3 КоАП РФ, а собранные по делу об административном правонарушении доказательства, не являются достаточными для признания наличия в действиях общества состава вмененному ему административного правонарушения, что в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ исключает возможность привлечения общества к административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 июня 2018 г. N Ф06-33736/18 по делу N А65-35331/2017