г. Казань |
|
05 июля 2018 г. |
Дело N А12-22513/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 июля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Муравьева С.Ю., Карповой В.А.,
при участии представителя:
истца - Кочетова Г.В. (доверенность от 05.07.2017 N 114),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.09.2017 (судья Зотова Н.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2018 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Дубровина О.А., Камерилова В.А.)
по делу N А12-22513/2017
по исковому заявлению Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, г. Волгоград (ИНН 3444054540, ОГРН 1053444031299) к обществу с ограниченной ответственностью "Земля Профи", г. Волгоград (ИНН 3447027760, ОГРН 1093461000885) о взыскании 15 139 073 руб. 46 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Земля Профи" (далее - ООО "Земля Профи", ответчик) о взыскании 15 139 073 руб. 46 коп., из которых по земельному участку с кадастровым номером 34:34:040044:14 - 13 387 024 руб. 54 коп. неосновательного обогащения за период с 11.04.2016 по 26.04.2017, 711 132 руб. 67 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.04.2016 по 26.04.2017; по земельному участку с кадастровым номером 34:34:040044:7 - 1 030 804 руб. 93 коп. неосновательного обогащения за период с 26.01.2016 по 10.04.2016, 10 111 руб. 32 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.01.2016 по 10.04.2016.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.09.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2018, в удовлетворении иска отказано.
Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель истца поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направил, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 30.07.2008 между администрацией Волгограда (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Коммерческая фирма Агропромснаб" (далее - ООО "Коммерческая фирма Агропромснаб") (арендатор) заключен договор N 8168 аренды земельного участка.
По условиям договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в пользование на условиях долгосрочной аренды на шесть лет земельный участок из земель населенных пунктов, учетный номер 4-96-8, кадастровый номер 34:34:040044:7, общей площадью 7571 кв.м, расположенный по адресу: г. Волгоград, Центральный район, ул. Краснознаменская, 5а, для строительства капитального объекта - гостиницы.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 19.12.2014 N 175-ОД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа город-герой Волгоград и органами государственной власти Волгоградской области по распоряжению земельным участками", постановлением Губернатора Волгоградской области от 16.01.2015 N 8, Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области делегированы полномочия по распоряжению земельными участками, представленными для строительства, в том числе индивидуального строительства, а также комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Таким образом, в настоящее время арендодателем по данному договору выступает Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Срок аренды сторонами определен на 6 лет с 29.07.2008 по 29.07.2014. (пункты 1.1. и 2.1. договора).
Изменением от 07.03.2012 к договору срок аренды продлен до 29.07.2017.
На основании договора от 05.08.2008 о передаче прав и обязанностей (цессии) перешли права и обязанности по договору аренды земельного участка от 30.07.2008 N 8168 к Батюк Д.Н.
По договору от 24.08.2009 о передаче прав и обязанностей (цессии) перешли права и обязанности по договору аренды земельного участка от 30.07.2008 N 8168 к ООО "Земля Профи".
С 11.04.2016 соглашением сторон договор от 30.07.2008 N 8168 расторгнут.
11 апреля 2016 г. между Комитетом (арендодатель) и ООО "Земля Профи" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 1933-В.
По условиям договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, общей площадью 13 001 кв.м, с кадастровым номером 34:34:040044:14, с разрешенным использованием: гостиница с подземной автопарковкой, местоположением: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Краснознаменская, 5а, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, для завершения строительства объекта - гостиницы с подземной автопарковкой.
Срок аренды сторонами определен на 3 года с даты подписания договора (пункт 2.1. договора).
2 апреля 2013 г. за ООО "Земля Профи" зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства - гостиница с подземной автостоянкой, по адресу: г. Волгоград, ул. Краснознаменская, 5а, площадью 6323 кв.м, кадастровый номер 34:34:040044:13 (номер государственной регистрации 34-34-01/058/2013-297).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" (далее - Программа) строительство гостиницы, категория "четыре звезды", по адресу: г. Волгоград, ул. Кнознаменская. д. 5а, включено в программу подготовки к проведению в 2018 году Российской Федерации чемпионата мира по футболу (пункт 139 Программы).
С учетом того, что строительство гостиницы по ул. Краснознаменская, д. 5а определено пунктом 139 Программы, Комитетом был применен льготный порядок исчисления размера арендной платы по договору N 8168 (2 % от кадастровой стоимости земельных участков).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2017 N 454 "О внесении изменений в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, объект, обозначенный в пункте 139 "Строительство гостиницы, категория "четыре звезды", г. Волгоград, ул. Краснознаменская, д. 5а", исключен из Программы.
Полагая, что в связи с исключением объекта капитального строительства - гостиницы, расположенной по адресу: г. Волгоград, ул. Краснознаменская, 5а, для строительства которого ООО "Земля Профи" был предоставлен в аренду земельный участок по договору N 8168 и договору N 1933-В, Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, арендатор утратил право на применение льготы, в период пользования земельными участками по льготной ставке на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение за пользование указанными участками в виде недоплаченной арендной платы, Комитет обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что нормативный правовой акт, которым спорный объект исключен из Программы, не распространяет своё действие на исковой период, вина ответчика в исключении объекта из Программы отсутствует, а также, принимая во внимание вступившие в законную силу судебные акты, которыми с ответчика в пользу истца взыскана задолженность по арендной плате за пользование спорными земельными участками за исковой период, в связи с чем пришли к выводу об отсутствии на стороне ответчика неосновательного обогащения.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Правила, установленные статьей 1102 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии с частью 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (в соответствии со статьей 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" закреплено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из пунктов 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13) следует, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды.
В рассматриваемом случае договор заключен после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, в связи с чем при определении размера арендной платы надлежит руководствоваться порядком определения размера арендной платы, устанавливаемым уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом и новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утвержден постановлением администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п "О порядке расчёта арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области" (далее - Постановление 469-П).
Согласно подпункту 5 пункта 1.5 Постановления N 469-п в редакции постановления Правительства Волгоградской области от 05.10.2015 N 599-п (действовавшей в исковой период), для земельного участка, предоставленного юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю для размещения гостиниц категорий "четыре звезды" и "пять звезд", входящих в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, расчет арендной платы производится исходя из 2 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 69 АПК РФ).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.05.2017 по делу N А12-4384/2016, с Общества в пользу Комитета взыскано 1 655 543 руб. 42 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды N 8168 за период по 31.12.2015 года и 300 000 руб. пеней.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что земельный участок по договору аренды земельного участка от 30.07.2008 N 8168 предоставлен Обществу в аренду для строительства гостиницы, включенной в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, к установленному сроку объект (гостиница) Обществом не построен и исключен из Программы постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2017 N 454 "О внесении изменений в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу"; следовательно, ответчик не исполнил обязательства, условия выполнения которых предполагали получение льготы по арендной плате в размере 0,7 % кадастровой стоимости земельного участка на период ее предоставления; соответственно, Общество утратило право на применение льготного понижающего коэффициента, установленного для строительства данной гостиницы, на весь период строительства.
Определением Верховного суда Российской Федерации от 20.04.2018 N 306-ЭС18-4303 ООО "Земля Профи" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано.
Как видно из материалов дела и ответчиком данное обстоятельство не оспаривалось, земельный участок по земельный участок по договору N 1933-В предоставлен под строительство того же объекта, что и по договору N 8168.
Вместе с тем суды не учли данное обстоятельство и оставили без внимания, что установление льготной ставки арендной платы было возможно в случае надлежащего исполнения арендатором установленных нормативным актом требований (строительство гостиницы к установленному в Программе сроку). Невыполнение данных требований влечет обязанность Общества уплатить арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование земельным участком за спорный период без применения данного коэффициента.
С учетом изложенного, произведенный судами расчет задолженности по арендной плате, подлежащей взысканию с ответчика, и, соответственно, процентов за пользование чужими денежными средствами, не может быть признан обоснованным, оснований для отказа в удовлетворении иска в полном объеме у судов не имелось, что является основанием для отмены обжалуемых судебных актов на основании частей 1, 3 статьи 288 АПК РФ.
Принимая во внимание, что допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, дело в силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в ходе которого суду следует устранить отмеченные недостатки, в полном объеме исследовать позиции лиц, участвующих в деле, представленные доказательства, дать им надлежащую оценку с учетом норм действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.09.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2018 по делу N А12-22513/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что земельный участок по договору аренды земельного участка от 30.07.2008 N 8168 предоставлен Обществу в аренду для строительства гостиницы, включенной в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, к установленному сроку объект (гостиница) Обществом не построен и исключен из Программы постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2017 N 454 "О внесении изменений в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу"; следовательно, ответчик не исполнил обязательства, условия выполнения которых предполагали получение льготы по арендной плате в размере 0,7 % кадастровой стоимости земельного участка на период ее предоставления; соответственно, Общество утратило право на применение льготного понижающего коэффициента, установленного для строительства данной гостиницы, на весь период строительства."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 июля 2018 г. N Ф06-32476/18 по делу N А12-22513/2017
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-61774/20
30.01.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-15377/19
14.10.2019 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-22513/17
05.07.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-32476/18
17.01.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13536/17
25.09.2017 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-22513/17