г. Казань |
|
13 июля 2018 г. |
Дело N А65-27311/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.
судей Логинова О.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Монолит"- Ахметзянова М.Р., доверенность от 01.01.2018, Пашунина И.П., доверенность от 10.07.2018., Сухаревой В.С., решение от 13.09.2013,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Дубровиной Е.О., доверенность от 09.01.2018,
закрытого акционерного общества "РАНГ" - Овечкина А.В., доверенность от 15.02.2018,
товарищества собственников жилья "Толбухина"- - Овечкина А.В., паспорт;
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "РАНГ", Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республика Татарстан от 18.01.2018 (судья Насыров А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Филиппова Е.Г., Засыпкина Т.С.)
по делу N А65-27311/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Монолит" (ИНН 1659134174, ОГРН 1131690063889, Республика Татарстан, г. Казань) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ИНН 1653003714, ОГРН 1021602866405, Республика Татарстан, г. Казань), третьи лица: закрытое акционерное общество "РАНГ" (Республика Татарстан, г. Казань), общество с ограниченной ответственностью "Сетевая компания" (Республика Татарстан, г. Казань), акционерное общество "Татэнергосбыт" (Республика Татарстан, г. Казань), товарищество собственников жилья "Толбухина" (Республика Татарстан, г. Казань), Управление государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан по строительству и архитектуре (Республика Татарстан, г. Казань), Инспекция государственного строительного надзора Республики Татарстан (Республика Татарстан, г. Казань), о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Монолит" (далее - заявитель, Общество, ООО "УК"Монолит") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее- административный орган, УФАС по РТ) от 09.08.2017 г. (от 15.08.2017 г. N ИП-05/13346) по делу N 05-991/2017 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 101 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: закрытое акционерное общество "РАНГ" (далее - ЗАО "РАНГ"), общество с ограниченной ответственностью "Сетевая компания" (далее - ООО "Сетевая компания"), акционерное общество "Татэнергосбыт" (далее- АО "Татэнергосбыт"), товарищество собственников жилья "Толбухина" (далее - ТСЖ "Толбухина"), Управление государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан по строительству и архитектуре, Инспекция государственного строительного надзора Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.01.2018 г. заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.01.2018 оставлено без изменения.
ЗАО "РАНГ", УФАС по РТ, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которой просят отменить вышеуказанные судебные акты.
Третьи лица в судебное заседание своего представителя не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия третьих лиц.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзывов на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением УФАС по РТ от 09.08.2017 г. по делу N А05-991/2017 ООО "УК "Монолит" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 101 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что ООО "УК "Монолит" не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ, поскольку не является собственником или же законным владельцем объекта электросетевого хозяйства.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Согласно абзацу 3 пункта 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее также - Правила технологического присоединения), технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
Согласно пункту 9 Правил технологического присоединения в заявке должны быть в зависимости от конкретных условий указаны: наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации; запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств и их технические характеристики, количество, мощность генераторов и присоединяемых к сети трансформаторов; количество точек присоединения с указанием технических параметров элементов энергопринимающих устройств.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на рассмотрение поступило обращение ЗАО "Ранг" (входящий N 9063/ж от 23.05.2017 г.) по вопросу необоснованного отключения ООО "УК "Монолит" электрической энергии в помещении ЗАО "Ранг".
ЗАО "РАНГ" является застройщиком 9-этажного одноподъездного жилого дома, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Толбухина, 15. Застройщиком в 2013 годы были получены в ОАО "Сетевая компания" технические условия и был заключен договор на технологическое присоединение с ОАО "Сетевая компания", выделенная мощность на жилой дом составила - 81 кВт., без разделения на жилые и нежилые помещения.
Согласно пункту 13 Постановления Правительства N 861 от 27.12.2004 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг" договор должен содержать следующие существенные условия:
а) величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, технологически присоединенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к электрической сети определенная в соответствии с пунктом 13(1) настоящих Правил, с распределением указанной величины по каждой точке поставки;
г) сведения о приборах учета электрической энергии (мощности), установленных на дату заключения договора в отношении энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики и используемых для расчетов по договору, с указанием мест их установки, заводских номеров, даты предыдущей и очередной поверки, межповерочного интервала.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает, что точку поставки нежилых помещений нужно указать обязательно отдельно, а также в договоре должен был быть обязательно указан прибор учета нежилых помещений, с указанием места его установки, заводского номера и даты поверки.
Суды признали, что указанные требования ЗАО "Ранг" не соблюдены.
Между ООО "УК "Монолит" и АО "Татэнергосбыт" заключен договор энергоснабжения N 83081Э от 12.08.2014. До 01.09.2015 энергоснабжение многоквартирного дома N 15 по ул. Толбухина г. Казани осуществлялось на основании договора энергоснабжения N 41032Э от 24.11.2014.
Договор энергоснабжения нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Толбухина, д. 15, между АО "Татэнергосбыт" и ЗАО "Ранг" не заключался, нежилые помещения ЗАО "Ранг" в качестве объектов энергоснабжения в договоры N 83081Э от 12.08.2014 и N 41032Э от 24.11.2014 не включались.
Документы, подтверждающие надлежащее технологическое присоединение многоквартирного жилого дома N 15 по ул. Толбухина г. Казани (акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, однолинейная схема электроснабжения) были оформлены ОАО "Сетевая компания" 23.09.2014 и согласованы представителем ТСЖ "Толбухина".
Между тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 26 ФЗ "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются.
Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 15 по ул. Толбухина от 22.07.2015 было принято решение о смене способа управления домом с ТСЖ "Толбухина" на управляющую компанию УК "Монолит" с 01.09.2015 г.
Впоследствии УК "Монолит" заключило дополнительное соглашение к договору энергоснабжения N 830813 от 01.10.2015 с ОАО "Татэнергосбыт", которое является гарантирующим поставщиком по реализации электрической энергии по включению в данный договор жилого дома по ул. Толбухина, 15.
В этой связи при заключении договора энергоснабжения в отношении вышеуказанного многоквартирного дома с ООО "УК "Монолит" документы, подтверждающие технологическое присоединение, не переоформлялись.
Кроме того, из пункта 1 Акта об осуществлении технологического присоединения N 966 от 28.09.2015, подписанного УК "Монолит" и ОАО "Сетевая компания", следует, что выделена максимальная мощность в размере 81 кВт на жилой дом, информация про выделенную мощность на нежилое офисное помещение Толбухина, 15 отсутствует.
Учитывая вышеизложенное, суды признали, что в материалах дела отсутствуют акты первоначального подключения нежилых помещений ЗАО "Ранг" к электрической энергии, свидетельствующие о том, что с момента сдачи дома в эксплуатацию с 25.05.2014 г. нежилые помещения были подключены к электрической энергии.
Также в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что со стороны ООО "УК "Монолит" производилось отключение электроэнергии в нежилых помещениях цокольного этажа общей площадью 198, 9 кв.м., принадлежащих ЗАО "Ранг" на праве собственности.
Судами установлено, что ООО "УК "Монолит" сообщало ЗАО "Ранг" о том, что разрешение спорного вопроса относится к компетенции общего собрания собственников помещений. Однако, обращения с целью инициировать общее собрание не последовало.
С учетом изложенного, является верным вывод о том, ООО "УК "Монолит" не является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, поскольку не является собственником или же законным владельцем объекта электросетевого хозяйства.
На основании изложенного, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суды пришли к правильному выводу, что антимонопольный орган не доказал факт совершения заявителем действий по ограничению либо отключению, электроэнергии в нежилые офисные помещения и созданию препятствий по подаче электроэнергии в нежилые офисные помещения, расположенные по ул. Толбухина, д. 15, принадлежащие ЗАО "Ранг". Состав правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях заявителя отсутствует.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республика Татарстан от 18.01.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018 по делу N А65-27311/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что ООО "УК "Монолит" сообщало ЗАО "Ранг" о том, что разрешение спорного вопроса относится к компетенции общего собрания собственников помещений. Однако, обращения с целью инициировать общее собрание не последовало.
С учетом изложенного, является верным вывод о том, ООО "УК "Монолит" не является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, поскольку не является собственником или же законным владельцем объекта электросетевого хозяйства.
На основании изложенного, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суды пришли к правильному выводу, что антимонопольный орган не доказал факт совершения заявителем действий по ограничению либо отключению, электроэнергии в нежилые офисные помещения и созданию препятствий по подаче электроэнергии в нежилые офисные помещения, расположенные по ул. Толбухина, д. 15, принадлежащие ЗАО "Ранг". Состав правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях заявителя отсутствует."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 июля 2018 г. N Ф06-34569/18 по делу N А65-27311/2017
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-34569/18
22.03.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2737/18
07.02.2018 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2288/18
07.02.2018 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2285/18
18.01.2018 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-27311/17