г. Казань |
|
13 июля 2018 г. |
Дело N А65-38315/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Осиновская теплоснабжающая компания" - Чураковой Н.В. (доверенность от 04.07.2018),
Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Садыкова Р.Н. (доверенность от 10.01.2018), Фатыхова Р.Р. (доверенность от 22.12.2017)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Осиновская теплоснабжающая компания"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.02.2018 (судья Бредихина Н.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2018 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Юдкин А.А., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-38315/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Осиновская теплоснабжающая компания" (ОГРН 1151673002612, ИНН 1648041792), РТ, Зеленодольский район, с.Осиново, к Приволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), РТ, г.Казань, об оспаривании распоряжения, акта проверки и признания незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Осиновская теплоснабжающая компания" (далее - ООО "ОТК", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом принятого судом уточнения, об оспаривании распоряжения Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор, Управление) от 21.07.2017 N 1940 "О проведении внеплановой выездной проверки ООО "ОТК"", приказа от 24.08.2017 N 1122/П "О внесении изменений в распоряжение от 21.07.2017 N 1940 о проведении внеплановой выездной проверки", акта проверки от 18.09.2017 N 43-12/05-29-156 и действий Ростехнадзора по проверке.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.02.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2018 производство по делу в части требования об оспаривании акта проверки от 18.09.2017 N 43-12/0529-156 прекращено, в удовлетворении остальных заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "ОТК" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, обосновывая тем, что не отказывалось от проведения проверки как контроля хода подготовки, так и готовности к отопительному периоду 2017-2018 годов.
Кроме того, как пояснило общество, проверка проводилась органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ и Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 N 103 (далее - Правила N 103), и на момент проверки имелись документы, подтверждающие окончательную готовность к отопительному периоду 2017-2018 годов.
Отзывом Ростехнадзор отклонил доводы, изложены кассационной жалобе, просит судебные акты оставить без изменения кассационную жалобу, без удовлетворения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Козака Д.Н. от 29.06.2017 N ДК-П9-4194, руководителем Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору издан приказ от 10.07.2017 N 256 "О контроле хода подготовки объектов электроэнергетики и теплоснабжения к работе в осеннее-зимний период 2017-2018 годов" (далее - Приказ N 256).
Ростехнадзором издано распоряжение от 21.07.2017 N 1940 о проведении в отношении ООО "ОТК" внеплановой выездной проверки, которое получено обществом 17.08.2017.
ООО "ОТК" обратилось в Управление с письмом от 22.08.2017 N И-311 об отмене указанного распоряжения в связи с тем, что неверно указано наименование организации; ООО "ОТК" не является организацией, обслуживающей опасные производственные объекты в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", и не подпадает в зону деятельности и контроля Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; в соответствии с Правилами N 103, "проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов".
Управлением издан приказ от 24.08.2017 N 1122/П о внесении изменений в распоряжение от 21.07.2017 N 1940 о проведении внеплановой выездной проверки, которым изменены пункты 1,5,7,12. Приказ нарочно получено ООО "ОТК" 25.08.2017.
Задачами проверки являлись: проверка хода подготовки к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов, выявление и пресечение нарушений обязательных требований по обеспечению надежного и качественного теплоснабжения и принятие мер в соответствии с полномочиями административного органа.
Согласно оттиску штампа с указанием даты "06.09.2017" и входящего номера 357 на уведомлении Ростехнадзора от 06.09.2017 N 43-12/370, проставленного ООО "ОТК", общество было извещено о времени и месте проведения проверки указанным уведомлением.
Не согласившись с действиями Управления по проверки деятельности ООО "ОТК", общество обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды нижестоящих инстанций исходили из следующего.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки является: приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (далее - Постановления N 401) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 5.3, 5.3.1 Постановления N 401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляет контроль и надзор:
- за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок
- за соблюдением в пределах своей компетенции теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований безопасности в сфере теплоснабжения
В соответствии с подпунктом 5.3.8 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.
Судом первой и апелляционной инстанции установлено и из материалов дела следует, что распоряжение от 21.07.2017 N 1940 и приказ от 24.08.2017 N 122/П о внесении изменений в данное распоряжение вынесены в соответствии с требованием пункта 3 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ и во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Козака Д.Н. от 29.06.2017 N ДК-П9-4194, Приказа N 256.
Таким образом, нарушений требований Закона N 294-ФЗ в ходе назначения проведения проверки во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Козака Д.Н. от 29.06.2017 N ДК-П9-4194, Приказа N 256, Приказа N 256 Управлением не допущено.
Кроме того, общество надлежащим образом уведомлено о проведении внеплановой выездной проверки, проводимой по распоряжению Управления от 21.07.2017 N 1940, а внеплановая выездная проверка проведена должностными лицами, указанными в распоряжении Ростехнадзора от 21.07.2017 N 1940 и в соответствии с приказом от 24.08.2017 N 122/П о внесении изменений в данное распоряжение - Садыковым Р.Н., Ситдиковой А.Р., Валиуллиным М.К. - в соответствии с требованием части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ.
Судебными инстанциями не установлено наличие нарушений требований Закона N 294-ФЗ при назначении проведения проверки во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Козака Д.Н. от 29.06.2017 N ДК-П9-4194, Приказа N 256.
На основании изложенного суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции, что оспариваемые ненормативные акты являются законными и не нарушают права общества в предпринимательской деятельности.
Прекращая производство по делу в части признания незаконным акта проверки от 18.09.2017 N 43-12/05-29-156, судебные инстанций правомерно указали, что он не соответствует признакам ненормативного правового акта, подлежащего обжалованию в судебном порядке, и не влечет для общества каких-либо правовых или юридически значимых последствий.
Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую мотивированную оценку в оспариваемых судебных актах.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств. Как видно из мотивировочной части обжалуемых судебных актов, суды, рассмотрев заявленные требования по существу, дали полную оценку всем доводам сторон.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.02.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2018 по делу N А65-38315/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом первой и апелляционной инстанции установлено и из материалов дела следует, что распоряжение от 21.07.2017 N 1940 и приказ от 24.08.2017 N 122/П о внесении изменений в данное распоряжение вынесены в соответствии с требованием пункта 3 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ и во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Козака Д.Н. от 29.06.2017 N ДК-П9-4194, Приказа N 256.
Таким образом, нарушений требований Закона N 294-ФЗ в ходе назначения проведения проверки во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Козака Д.Н. от 29.06.2017 N ДК-П9-4194, Приказа N 256, Приказа N 256 Управлением не допущено.
Кроме того, общество надлежащим образом уведомлено о проведении внеплановой выездной проверки, проводимой по распоряжению Управления от 21.07.2017 N 1940, а внеплановая выездная проверка проведена должностными лицами, указанными в распоряжении Ростехнадзора от 21.07.2017 N 1940 и в соответствии с приказом от 24.08.2017 N 122/П о внесении изменений в данное распоряжение - Садыковым Р.Н., Ситдиковой А.Р., Валиуллиным М.К. - в соответствии с требованием части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ.
Судебными инстанциями не установлено наличие нарушений требований Закона N 294-ФЗ при назначении проведения проверки во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Козака Д.Н. от 29.06.2017 N ДК-П9-4194, Приказа N 256."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 июля 2018 г. N Ф06-35187/18 по делу N А65-38315/2017