г. Казань |
|
17 июля 2018 г. |
Дело N А55-27345/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
в отсутствие лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация" на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.02.2018 (судья Якимова О.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2018 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Рогалева Е.М., Филиппова Е.Г) по делу N А55-27345/2017
по заявлению акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный парк "Самарская Лука", с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации муниципального района Волжский Самарской области, о признании незаконным постановления от 02.10.2017 N 25,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Самарская региональная энергетическая корпорация" (далее - АО "СамРЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявление об оспаривании постановления Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Самарская Лука" (далее - ФГБУ "НП "Самарская Лука", учреждение ) от 02.10.2017 N 25.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.02.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2018 постановление от 02.10.2017 N 25 о назначении административного наказания, вынесенное ФГБУ "НП "Самарская Лука", которым АО "СамРЭК" на основании статьи 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) привлечено к ответственности в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. признано незаконным и изменено в части назначения наказания, а именно АО "СамРЭК" назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
АО "СамРЭК" не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать постановление от 02.10.2017 N 25 незаконным. Общество указывает, что перед началом строительства газопровода АО "СамРЭК" была проведена предварительная работа:
- постановка земельных участков на государственный кадастровый учет;
- заключены договоры аренды земельных участков между Администрацией Волжского района Самарской области и АО "СамРЭК";
- получено разрешение на строительство газопровода, выданное Администрацией муниципального района Волжский Самарской области от 24.12.2015 N 63-507308-356- 2015.
В связи, с чем считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения и прямого или косвенного умысла, направленного на его совершение не имелось.
В отзыве ФГБУ "НП "Самарская Лука" просит оставить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, 28.07.2017 по адресу: Самарская область, Волжский район, с. Торновое проведен осмотр территории национального парка "Самарская Лука", в результате которого установлено, что АО "СамРЭК" в с.Торновое осуществлена прокладка газопровода высокого и низкого давления для газоснабжения, а также возле каждого дома выведен стояк. Сведения о разрешении на проведение строительных работ по прокладке газопровода высокого и низкого давления для газоснабжения согласованных с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды - Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука" отсутствуют, что является нарушением пункта "д" части 2 статьи 15 Федерального закона РФ от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях), а также статьи 10 Положения о Национальном парке "Самарская лука", утвержденного приказом Минприроды Poccии от 25.02.2015 г. N 69.
По данному факту, участковым государственным инспектором в области охраны окружающей среды Чернышевым Н.В. составлен протокол от 28.09.2017 N 25 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 КоАП РФ.
Постановлением от 02.10.2017 N 25 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.39 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Указанное постановление ФГБУ "НП "Самарская Лука", АО "СамРЭК" обжаловано в судебном порядке.
При рассмотрении дела обе инстанции пришли к единому мнению о том, что привлечение общества к административной ответственности правомерно, поскольку факт совершения административного правонарушения доказан материалами дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту "д" части 2 статьи 15 Закона об особо охраняемых природных территориях на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в частности, строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов.
Статьей 8.39 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).
В соответствии со статьей 12 Закона об особо охраняемых природных территориях национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
С федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон (пункт 4 статьи 15 Закона об особо охраняемых природных территориях).
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 N 2055-р национальный парк "Самарская Лука" находится в ведении Министерство природных ресурсов Российской Федерации
Пункт 18 Положения о национальном парке "Самарская Лука" (утв. Приказом Минприроды России от 25.02.2015 N 69) гласит: "На территории национального парка строительство и реконструкция объектов капитального строительства, допускаются по разрешениям, выдаваемым Минприроды России в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 N 1219 предусмотрено, что Минприроды России выдает в установленном порядке разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов, если иное не предусмотрено федеральными законами (п.5.17).
Судебные инстанции установили, что АО "СамРЭК" следовало обратиться в Министерстве природных ресурсов РФ за получением разрешения на строительство на территории населенного пункта, входящего в границы национального парка "Самарская Лука" на основании решения Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 N 333.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды, проверив законность и обоснованность оспариваемого постановления, установив наличие соответствующих полномочий органа, принявшего оспариваемое постановление, законность оснований для привлечения к административной ответственности, соблюдение порядка привлечения к ответственности и срока давности привлечения к административной ответственности, обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, так как АО "СамРЭК" в нарушение вышеуказанных норм права не обращалось для согласования строительство на территории населенного пункта Рождествено, входящего в границы национального парка "Самарская Лука" в Министерство природных ресурсов РФ, в ведении которого, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2055-р, находится Национальный парк "Самарская Лука".
Факт совершения вмененного правонарушения подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в частности протоколом об административном правонарушении от 28.09.2017 N 25.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции о снижении размера административного штрафа до 150 000 руб., поскольку газопровод в с. Торновое Волжского района Самарской области является социально значимым объектом, а строительство осуществлялось по заявке Администрации Волжского района для нужд нaceлeния. Кроме того, правонарушение совершено впервые, а наличие каких-либо отягчающих вину обстоятельств не подтверждено соответствующими доказательствами.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами судов не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Нарушений судами норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 12.02.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2018 по делу N А55-27345/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 N 1219 предусмотрено, что Минприроды России выдает в установленном порядке разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов, если иное не предусмотрено федеральными законами (п.5.17).
...
Отказывая в удовлетворении заявления, суды, проверив законность и обоснованность оспариваемого постановления, установив наличие соответствующих полномочий органа, принявшего оспариваемое постановление, законность оснований для привлечения к административной ответственности, соблюдение порядка привлечения к ответственности и срока давности привлечения к административной ответственности, обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, так как АО "СамРЭК" в нарушение вышеуказанных норм права не обращалось для согласования строительство на территории населенного пункта Рождествено, входящего в границы национального парка "Самарская Лука" в Министерство природных ресурсов РФ, в ведении которого, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2055-р, находится Национальный парк "Самарская Лука"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 июля 2018 г. N Ф06-35424/18 по делу N А55-27345/2017
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-35424/18
24.04.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4851/18
12.03.2018 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3658/18
12.02.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-27345/17