г. Казань |
|
20 июля 2018 г. |
Дело N А57-5878/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
публичного акционерного общества "Т Плюс" - Муравьевой М.С. (доверенность от 03.03.2018), Птоховой А.В. (доверенность от 27.10.2017), Куликова К.А. (доверенность от 07.12.2017)
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.12.2017 (судья Степура С.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного от 30.03.2018 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Землянникова В.В., Кузьмичев С.А)
по делу N А57-5878/2017
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) заинтересованные лица: Администрация муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), Комитет по управлению имуществом города Саратова (ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860), Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1126450007155, ИНН 6450056004), общество с ограниченной ответственностью "Аркада-С" (ОГРН 1166451059796, ИНН 6454106841), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (ОГРН 1106454003028, ИНН 6454101145), Нижне-Волжское бассейновое водное управление (ОГРН 1023403851184, ИНН 3445910987)
о признании недействительным постановления
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Т Плюс" (далее -ПАО "Т Плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 27.12.2016 N 4013 "Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной ул.Заводской, ул. им. Чернышевского Н.Г., ул. Бабушкин взвоз и берегом Волгоградского водохранилища в Волжском, Октябрьском, Заводском районах города Саратова с проектом межевания в его составе" в части установления границы красной линии, пересекающей земельные участки, с кадастровым номером 64:48:000000:354, площадью 7 724 кв.м. (после преобразования), с кадастровым номером 64:48:000000:229757, площадью 69 653 кв.м., расположенные по адресу г. Саратов, ул. им. Чернышевского Н.Г., д. 120, и земельный участок площадью 2 134 кв.м. с кадастровым номером 64:48:010303:62, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского, 118А, а также объекты недвижимости производственно-технологического комплекса Саратовская ГРЭС: мазутное хозяйство (нефтехранилище) в том числе нефтехранилище объемом 3521 м3, Литер П, нефтехранилище объемом 3521м3, Литер П1, нефтехранилище объемом 398м3, Литер Ж, нефтехранилище объемом 113м3, Литер Ж1, нефтехранилище объемом 113м3, Литер Ж2, назначение производственное; здание складское, площадью 565,3 кв.м., литер Ж, назначение производственное; ж/д путь длинной 741,3п.м., назначение производственное (свидетельство о государственной регистрации права серии 64-АД N 815402 от 27.10.2015 г. кадастровый (условный) номер 64:48:010303:362), расположенные по адресу г. Саратов, ул. им. Чернышевского Н.Г., д. 120 на земельном участке с кадастровым номером 64:48:000000:229757; нежилое здание 1-3 этажное, площадью 3254,4 кв.м., Литер XI (свидетельство о государственной регистрации права М 070450 от 22.01.2016, взамен свидетельства от 31.03.2008 г., кадастровый (условный) номер 64:48:010303:361), расположенное по адресу г. Саратов, ул. им. Чернышевского Н.Г., д. 120 на земельном участке с кадастровым номером 64:48:000000:229757.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27.12.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2018 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ПАО "Т Плюс", области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит, вынесенные по делу судебные акты отменить с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
В обоснование кассационной жалобы общество ссылается на неправильное применение судами нижестоящих инстанций норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Представители ПАО "Т Плюс", явившиеся в судебное заседание, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, просили отменить обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 АПК РФ и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Предметом судебных разбирательств в судах нижестоящих инстанций явилась законность и обоснованность проекта планировки территории, ограниченной ул. Заводской, ул. им. Чернышевского Н.Г., ул. Бабушкин взвоз и берегом Волгоградского водохранилища и Волжском, Октябрьском, Заводском районах города Саратова, с проектом межевания в его составе., утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 27.12.2016 N 4013.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь положениями, предусмотренными Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) пришли к выводу, что утвержденный постановлением от 27.12.2016 N 4013 проект планировки территории соответствует Генеральному плану муниципального образования "Город Саратов", утвержденному Решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-240, Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденным Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 и не создает обществу препятствий для использования земельных участков и объектов недвижимости.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, считает их законными, основанными на нормах законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Судами установлено, что ПАО "Т Плюс" на праве собственности принадлежат объекты недвижимости расположенные по адресу: г. Саратов, ул.Чернышевского, д. 120, энергетический производственно-технологический комплекс Саратовская ГРЭС.
Указанные объекты недвижимости находятся на земельном участке площадью 77 377 кв. м. с кадастровым номером 64:48:000000:354, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. им. Н.Г.Чернышевского, 120, используемом обществом на основании договора аренды от 09.10.2009 N 996, заключенный с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению имуществом по саратовской области.
Из реестрового (кадастрового) на земельный участок с кадастровым номером 64:48:000000:354 усматривается, что земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 11.01.2008, разрешенное использование земельного участка - под промышленную площадку обособленного подразделения "Саратовская ГРЭС".
В границах земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:354 обществом сформирован земельный участок с кадастровым номером 64:48:000000:229757 площадью 69 653 кв.м. и поставлен на кадастровый учет 16.12.2016 со статусом "временный", разрешенное использование земельного участка - под промышленную площадку обособленного подразделения "Саратовская ГРЭС".
Земельный участок площадью 2134 кв.м. с кадастровым номером 64:48:010303:62, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского, 118А, является собственностью общества, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.08.2010 серии 64-АВ N 958623.
Из реестрового (кадастрового) дела на земельный участок с кадастровым номером 64:48:010303:62 усматривается, что земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 18.09.2009, разрешенное использование земельного участка - для размещения производственный и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
По результатам публичных слушаний, прошедших 02.12.2016, и с учетом рекомендаций Комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", а также с учетом заключения о результатах публичных слушаний Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 27.12.2016 N 4013 был утвержден проект планировки территории, ограниченной ул. Заводской, ул. им. Чернышевского Н.Г., ул. Бабушкин взвоз и берегом Волгоградского водохранилища и Волжском, Октябрьском, Заводском районах города Саратова, с проектом межевания в его составе.
Вновь сформированная граница красной линии пересекает земельные участки с кадастровыми номерами 64:48:000000:354, 64:48:000000:229757, 64:48:010303:62 и объекты недвижимости производственно-технологического комплекса Саратовская ГРЭС (нефтехранилище объемом 3521 м3, Литер П, нефтехранилище объемом 3521м3, Литер П1, нефтехранилище объемом 398м3, Литер Ж, нефтехранилище объемом 113м3, Литер Ж1, нефтехранилище объемом 113м3, Литер Ж2, здание складское, площадью 565,3 кв.м., литер Ж,; ж/д путь длинной 741,3п.м., расположенные по адресу г. Саратов, ул. им. Чернышевского Н.Г., д. 120 на земельном участке с кадастровым номером 64:48:000000:229757; нежилое здание 1-3 этажное, площадью 3254,4 кв.м., Литер XI, расположенное по адресу г.Саратов, ул. им. Чернышевского Н.Г., д. 120 на земельном участке с кадастровым номером 64:48:000000:229757)
Полагая, что оспариваемый проект планировки территории нарушает интересы ПАО "Т Плюс", ставя под угрозу функционирование объекта энергетики, без веских обоснований, подкрепленных соответствующими расчетами, вмешивается в существующую застройку, общество обжаловало его в судебном порядке.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информативных систем градостроительной деятельности осуществляемой на территории городского округа.
Решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-240 утвержден Генеральный план муниципального образования "Город Саратов". Пунктом 2.2 указанного решения установлены задачи территориального планирования муниципального образования "Город Саратов".
Согласно 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется в том числе для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; 2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
В соответствии со статьей 43 указанного Закона подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа. Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту (часть 4).
Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.
Таким образом, целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ установлено, что красные линии могут обозначать как существующие, так и планируемые границы территорий общего пользования, размещение которых планируется в будущем.
Оспариваемый Проект планировки территории разработан на территорию ограниченную ул. Заводской, ул. им. Чернышевского Н. Г., ул. Бабушкин взвоз и берегом Волгоградского водохранилища в Волжском, Октябрьском, Заводском районах города Саратова. При разработке рассматриваемого Проекта планировки территории учитывались основные задачи установленные пунктами 2.2.3, 2.2.5, 2.2.6 Генерального плана.
В пределах земельных участков, находящиеся в аренде и собственности общества, рассматриваемым Проектом планировки предусматривается расширение Набережной, организация выходов к Волгоградскому водохранилищу улицы Радищева ("пробивка"), обустройство парапета, поэтапный вынос большей части складских зданий и сооружений, а также железнодорожных путей.
Основной целью проекта является создание полноценного фасада со стороны Волги. Строительство должно вестись только комплексно на укрупненных участках с учетом создания новых красных линий. Предусматривается выделение Набережной как линейного объекта, по мере освобождения территории - расширение озелененной части Набережной, пробивка улиц, вынос железнодорожной ветки.
С учетом документации по планировке территории оспоренные заявителем красные линии обозначают лишь планируемый к строительству линейный объект, что само по себе еще не свидетельствует об изъятии территории и отнесении ее к землям общего пользования с нарушением правил пункта 12 части 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Что касается судьбы предприятий, пока они существуют и выполняют свои функции, их статус не может быть изменен. Изменение красных линий предусмотрено на тот случай, если предприятие прекратит свое существование.
На основании изложенного, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что проект не создает обществу препятствий для использования земельных участков и объектов недвижимости. Реализация проекта планировки территории, в том числе последующее строительство различной инфраструктуры, само по себе предполагает соблюдение действующих правил при осуществлении такого строительства.
Утверждение проекта планировки и межевания территории, предполагающего ее развитие в соответствии с генеральным планом поселения, является элементом градостроительной деятельности и не означает нарушение прав и законных интересов несогласных лиц.
Судами верно указано, что проект планировки территории разработан и утвержден в соответствии с положениями, предусмотренными ГрК РФ, соответствует Генеральному плану муниципального образования "Город Саратов", утвержденному Решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-240, Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденным Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280.
Нарушений процедуры принятия оспариваемого постановления не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом апелляционной инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой доказательств сделанных судом.
Поскольку при подаче кассационной жалобы общество, заявляя о зачете государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 25.10.2017 N 31223 в счет уплаты государственной пошлины за подачу настоящей кассационной жалобы, оригинал справки на возврат государственной пошлины от 23.03.2018 не представило, (представлена заверенная копия платежного поручения) государственная пошлина подлежит взысканию с него на основании статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.12.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного от 30.03.2018 по делу N А57-5878/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с публичного акционерного общества "Т Плюс" в доход федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Поручить Арбитражному суду Саратовской области в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ установлено, что красные линии могут обозначать как существующие, так и планируемые границы территорий общего пользования, размещение которых планируется в будущем.
...
С учетом документации по планировке территории оспоренные заявителем красные линии обозначают лишь планируемый к строительству линейный объект, что само по себе еще не свидетельствует об изъятии территории и отнесении ее к землям общего пользования с нарушением правил пункта 12 части 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
...
Судами верно указано, что проект планировки территории разработан и утвержден в соответствии с положениями, предусмотренными ГрК РФ, соответствует Генеральному плану муниципального образования "Город Саратов", утвержденному Решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-240, Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденным Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 июля 2018 г. N Ф06-35317/18 по делу N А57-5878/2017