г. Казань |
|
30 августа 2018 г. |
Дело N А55-17565/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
акционерного общества "Транснефть-Дружба" - Воронковой Л.А., доверенность от 11.10.2018 N 938,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Транснефть-Дружба"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2018 (председательствующий судья Карпов В.В., судьи Александров А.И., Радушева О.Н.)
по делу N А55-17565/2017
по иску акционерного общества "Транснефть-Дружба" (ОГРН 1023202736754, ИНН 3235002178) к Департаменту управления имуществом городского округа Самара и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о признании права собственности, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, общество с ограниченной ответственностью "Коммунальная компания "Наш дом" (ОГРН 1076311002481, ИНН 6311095616),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Транснефть-Дружба" (далее -АО "Транснефть-Дружба", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) о признании права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Самара, ул. Ленинградская, д. 83:
- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадь 223,4 кв. м, подвал N 1, кадастровый номер 63:01:0000000:30283;
- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадь 267,6 кв. м, этаж N 1, кадастровый номер 63:01:0000000:30243;
- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадь 760,6 кв. м, этаж N 1, подвал N 1, кадастровый номер 63:01:0000000:30285;
- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадь 358,7 кв. м, этаж N 1, кадастровый номер 63:01:0000000:30244;
- гараж-стоянка, назначение: нежилое здание, площадь 79,5 кв. м, количество этажей: 1, кадастровый номер 63:01:0815002:674.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра), общество с ограниченной ответственностью "Коммунальная компания "Наш дом" (далее - ООО "Коммунальная компания "Наш дом").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2017 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Суд первой инстанции исходил из того, что: АО "Транснефть-Дружба" создано в результате приватизации государственного предприятия - производственное объединение магистральных нефтепроводов "Дружба", путем преобразования в акционерное общество открытого типа "Магистральные нефтепроводы "Дружба"; АО "Транснефть-Дружба" обратилось за регистрацией права на спорные объекты недвижимости, однако Управление Росреестра по Самарской области отказало в регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости в связи с невозможностью идентификации объектов недвижимого имущества по представленным правоустанавливающим документам; отказ регистрирующего органа оспорен АО "Транснефть-Дружба" в арбитражном суде, решением Арбитражного суда Самарской области от 23.01.2017 по делу N А55-27103/2016 отказано в удовлетворении требований АО "Транснефть-Дружба" о признании отказа незаконным; общество не представило надлежащих и достоверных доказательств, подтверждающих заявленное основание для признания за ним права собственности на спорное имущество, поскольку в документах, свидетельствующих о наличии либо отсутствии в собственности приватизированного предприятия соответствующих объектов имущества (план приватизации, акт оценки стоимости зданий и сооружений в соответствии с "Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа", утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества") спорные объекты, позволяющие их идентифицировать с объектами, заявленными к признанию права на них, не значатся; в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт создания спорных объектов недвижимости, техническая и иная документация, а также доказательства несения бремени их содержания; то Департамент не является надлежащим ответчиком по делу, так как право собственности на спорные объекты им не оспаривается.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
При наличии оснований, предусмотренных частью данной нормой, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий (часть 6.1 статьи 268 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции в процессе рассмотрения апелляционной жалобы установил, что решение Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2017 может затронуть права и обязанности Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области), поскольку заявлено требование о признании права собственности на имущество, входившее в состав имущества приватизируемого государственного предприятия - производственное объединение магистральных нефтепроводов "Дружба". Исходя из указанных обстоятельств, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии основания, предусмотренного пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, как безусловного основания для отмены решения суда первой инстанции и перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, привлечения ТУ Росимущества в Самарской области вначале к участию в деле вначале в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, затем - по ходатайству истца, в качестве соответчика.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2018 решение суда первой инстанции отменено. Принять по делу новый судебный акт. Исковые требования оставлены без удовлетворения. Отказывая в удовлетворении исковых требований при рассмотрении дела по правилам, предусмотренным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции относительно отсутствия доказательств наличия у истца права собственности на этот объект недвижимого имущества.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, АО "Транснефть-Дружба" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителя АО "Транснефть-Дружба", обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, акционерное общество открытого типа "Магистральные нефтепроводы "Дружба" (АО "Транснефть-Дружба") создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" в результате приватизации государственного предприятия - производственное объединение магистральных нефтепроводов "Дружба", путем реорганизации в акционерное общество.
План приватизации государственного предприятия производственного объединения магистральных нефтепроводов "Дружба" утвержден распоряжением государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 11.03.1994 N 492-р.
Как следует из плана приватизации, государственное предприятие -производственное объединение магистральных нефтепроводов "Дружба", являлось федеральной собственностью.
В соответствии с пунктом 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", величина уставного капитала акционерных обществ, создаваемых в соответствии с данным положением, определяется в порядке, установленном Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 по состоянию на 01.07.1992.
Согласно пункту 1.3 Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации, на основании представленных приватизируемым предприятием материалов по результатам инвентаризации и оценки имущества комиссия по приватизации в установленные сроки определяет начальную цену предприятия, величину уставного капитала акционерного общества и подписывает акты оценки имущества предприятия (приложения 1-9).
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 04.03.2002 N 517-р утвержден акт оценки стоимости зданий и сооружений государственного предприятия - Производственное объединение магистральных нефтепроводов "Дружба", согласно которому по состоянию на 01.07.1992 в состав оцениваемых зданий и сооружений предприятия включены: гараж со встроенными помещениями, инвентарный номер 110001, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Ленинградская, д. 83, год ввода в эксплуатацию 1977, остаточная стоимость 32 100 руб.; административное помещение Куйбышевского управления с вахтовыми помещениями, инвентарный номер 110001, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Ленинградская, д. 83 (подвал, 1 этаж, 2 этаж, 6 этаж), год ввода в эксплуатацию 1974, остаточная стоимость 78 300 руб.
Открытое акционерное общество "Магистральные нефтепроводы "Дружба" 07.04.1994 зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.01.2017 по делу N А55-27103/2016, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 11.04.2017, АО "Транснефть-Дружба" отказано в удовлетворении требований о признании незаконными отказов в государственной регистрации права собственности на расположенные по адресу: г. Самара, ул. Ленинградская, д. 83:
- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадь 223,4 кв. м, подвал N 1, кадастровый номер 63:01:0000000:30283;
- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадь 267,6 кв. м, этаж N 1, кадастровый номер 63:01:0000000:30243;
- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадь 760,6 кв. м, этаж N 1, подвал N 1, кадастровый номер 63:01:0000000:30285;
- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадь 358,7 кв. м, этаж N 1, кадастровый номер 63:01:0000000:30244;
- гараж-стоянка, назначение: нежилое здание, площадь 79,5 кв. м, количество этажей: 1, кадастровый номер 63:01:0815002:674.
Из указанного решения суда следует, что одним из оснований для отказов в государственной регистрации послужила невозможность идентификации объектов недвижимого имущества по представленным правоустанавливающим документам (акту оценки стоимости зданий и сооружений государственного предприятия - производственное объединение магистральных нефтепроводов "Дружба" по состоянию на 01.07.1992, утвержденному распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 04.03.2002 N 517-р).
Истец обратился в суд с требованием о признании права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Самара, ул. Ленинградская, д. 83:
- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадь 223,4 кв. м, подвал N 1, кадастровый номер 63:01:0000000:30283;
- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадь 267,6 кв. м, этаж N 1, кадастровый номер 63:01:0000000:30243;
- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадь 760,6 кв. м, этаж N 1, подвал N 1, кадастровый номер 63:01:0000000:30285;
- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадь 358,7 кв. м, этаж N 1, кадастровый номер 63:01:0000000:30244;
- гараж-стоянка, назначение: нежилое здание, площадь 79,5 кв. м, количество этажей: 1, кадастровый номер 63:01:0815002:674.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 14.03.2018:
- нежилое помещение с кадастровым номером 63:01:0000000:30283, площадью 223,4 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Ленинградская, д. 83, подвал N 1, поставлено на кадастровый учет 11.05.2016, права на него не зарегистрированы;
- нежилое помещение с кадастровым номером 63:01:0000000:30285, площадью 760,6 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Ленинградская, д. 83, номер этажа - этаж N 1, подвал N 1, поставлен на кадастровый учет 17.05.2016, права на него не зарегистрированы;
- нежилое помещение с кадастровым номером 63:01:0000000:30243, площадью 267,6 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Ленинградская, д. 83, номер этажа - этаж N 1, поставлено на кадастровый учет 14.03.2016, права на него не зарегистрированы;
- нежилое помещение с кадастровым номером 63:01:0000000:30244, площадью 358,7 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Ленинградская, д. 83, номер этажа - этаж N 1, поставлено на кадастровый учет 15.03.2016, права на него не зарегистрированы;
- нежилое помещение - гараж-стоянка с кадастровым номером 63:01:0815002:674, инвентарный номер 1-00586-С, площадью 79,5 кв. м, год завершения строительства - 1988, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Ленинградская, д. 83, количество этажей - 1, поставлено на кадастровый учет 02.07.2011, права на него не зарегистрированы.
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец исходил из того, что право собственности на указанные объекты недвижимого имущества приобретено им в результате приватизации государственного предприятия - производственное объединение магистральных нефтепроводов "Дружба", путем преобразования его в акционерное общество.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу абзаца 5 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Согласно пункту 11 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", с момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия. Пределы правопреемства акционерных обществ, созданных в порядке коммерциализации подразделений, устанавливаются решением соответствующего комитета.
Во всех указанных случаях составление передаточного, разделительного балансов не требуется. Состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте его оценки.
Из акта оценки стоимости зданий и сооружений государственного предприятия - производственное объединение магистральных нефтепроводов "Дружба", по состоянию на 01.07.1992, утвержденного 04.03.2002 следует, что истцу в связи с преобразованием государственного предприятия в открытое акционерное общество, переданы в числе иных зданий Куйбышевского управления (г. Самара, ул. Ленинградская, д. 83):
- гараж со встроенными помещениями, инвентарный номер 110001, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Ленинградская, д. 83, год ввода в эксплуатацию 1977, остаточная стоимость 32 100 руб.;
- административное помещение Куйбышевского управления с вахтовыми помещениями, инвентарный номер 110001, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Ленинградская, д. 83 (подвал, 1 этаж, 2 этаж, 6 этаж), год ввода в эксплуатацию 1974, остаточная стоимость 78 300 руб.
Между тем нежилые помещения, в отношении которых истцом заявлено требование о признании права собственности, поставлены на кадастровый учет в 2011 и 2016 годах, то есть после утверждения в 2002 году акта оценки стоимости зданий и сооружений государственного предприятия - производственное объединение магистральных нефтепроводов "Дружба", и регистрации в 1994 году акционерного общества открытого типа "Магистральные нефтепроводы "Дружба".
Техническая документация, содержащая описание нежилых помещений по состоянию на дату приватизации государственного предприятия - производственное объединение магистральных нефтепроводов "Дружба", суду не представлена.
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости подтверждается, что нежилое помещение - гараж-стоянка кадастровый номер 63:01:0815002:674, площадью 79,5 кв. м, построено в 1988 году, в то время как, согласно акту оценки стоимости зданий и сооружений государственного предприятия - производственное объединение магистральных нефтепроводов "Дружба", по состоянию на 01.07.1992, гараж со встроенными помещениями введен в эксплуатацию в 1977 году.
Техническое заключение в отношении нежилого помещения - гараж-стоянка, кадастровый номер 63:01:0815002:674, площадью 79,5 кв. м., суду не представлено.
Из технических заключений, представленных в отношении других спорных нежилых помещений - нежилого помещения площадью 223,4 кв. м, кадастровый номер 63:01:0000000:30283; нежилого помещения, площадью 267,6 кв. м, кадастровый номер 63:01:0000000:30243; нежилого помещения, площадью 760,6 кв. м, кадастровый номер 63:01:0000000:30285; нежилого помещения, площадью 358,7 кв. м, кадастровый номер 63:01:0000000:30244, следует, что данные помещения подвергались перепланировке и не соответствуют техническим характеристикам 1981 и 1999 годов.
Кроме того, апелляционный суд принял во внимание то обстоятельство, что при рассмотрении дела N А55-27103/2016 Арбитражного суда Самарской области судами установлено, что Управлением Росреестра по Самарской области истцу было отказано в регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости в связи с невозможностью идентификации объектов недвижимого имущества по представленным правоустанавливающим документам.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что представленные истцом документы не позволяют идентифицировать объекты недвижимости, включенные в акт оценки стоимости зданий и сооружений государственного предприятия - производственное объединение магистральных нефтепроводов "Дружба", по состоянию на 01.07.1992, и объекты недвижимости, в отношении которых истцом заявлено требование о признании права собственности, или их изменения (реконструкцию, перепланировку) с соблюдением закона и иных правовых актов, в связи с чем при приватизации государственного предприятия у АО "Транснефть-Дружба" не возникло право собственности в отношении спорных объектов.
Поскольку истцом не представлены доказательства принадлежности указанных нежилых помещений государственному предприятию - производственное объединение магистральных нефтепроводов "Дружба", по состоянию на 01.07.1992 (инвентарные карточки, иные документы бухгалтерского учета), апелляционный суд обоснованно посчитал, что основания для удовлетворения требования истца о признании за ним права собственности на нежилое помещение площадью 223,4 кв. м, кадастровый номер 63:01:0000000:30283; нежилое помещение, площадью 267,6 кв. м, кадастровый номер 63:01:0000000:30243; нежилое помещение, площадью 760,6 кв. м, кадастровый номер 63:01:0000000:30285; нежилое помещение, площадью 358,7 кв. м, кадастровый номер 63:01:0000000:30244, нежилое помещение - гараж-стоянка, кадастровый номер 63:01:0815002:674, площадью 79,5 кв. м расположенные по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Ленинградская, д. 83, отсутствуют, и отказал в удовлетворении исковых требований.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отмене решения суда первой инстанции и об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы исследованы судебной коллегией, подлежат отклонению, поскольку противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов суда, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2018 по делу N А55-17565/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу абзаца 5 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Согласно пункту 11 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", с момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия. Пределы правопреемства акционерных обществ, созданных в порядке коммерциализации подразделений, устанавливаются решением соответствующего комитета."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 августа 2018 г. N Ф06-36136/18 по делу N А55-17565/2017