г. Казань |
|
28 августа 2018 г. |
Дело N А55-26831/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Махмутовой Г.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Хайбулова А.А.,
при участии представителя:
истца - Хивинцевой Е.А., доверенность от 12.09.2016 б/н,
в отсутствие:
ответчика, извещенного надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Дом-83", г. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.03.2018 (судья Лукин А.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2018 (председательствующий судья Шадрина О.Е., судьи Демина Е.Г., Морозов В.А.)
по делу N А55-26831/2017
по иску товарищества собственников жилья "Дом-83", г. Самара (ОГРН 1026301530969, ИНН 6318118090) к товариществу собственников жилья "Хорошие соседи", г. Самара (ОГРН 1156318002961, ИНН 6318003886) о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Дом-83" (далее - ТСЖ "Дом-83", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к товариществу собственников жилья "Хорошие соседи" (далее - ТСЖ "Хорошие соседи", ответчик) о взыскании 90 003 руб. 04 коп. неосновательного обогащения и 18 432 руб. 16 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), за период с 21.05.2015 по 10.08.2017.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 10.10.2017 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 04.12.2017 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.03.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2018, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ТСЖ "Дом-83" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, иск удовлетворить, настаивая на правомерности заявленных требований.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, с 01.03.2000 по 30.03.2015 ТСЖ "Дом-83" являлось организацией, отвечающей за обслуживание и содержание общего имущества многоквартирных домов по адресу: г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, дома N 79 и 83.
Обществом с ограниченной ответственностью Инженерный центр "Экспертлифт" (далее - ООО ИЦ "Экспертлифт") составлен акт от 21.08.2014 N 741/039ж периодического технического освидетельствования лифта N 10743-Л, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, дом 79, подъезд 4, в котором отражено выявление износа червячной пары редуктора лебедки главного привода.
В акте отражено, что лифт и устройство безопасности функционируют во всех режимах исправно. Результаты испытаний изоляции, контроля заземления оборудования, сцепления тяговых элементов с канатоведущим шкивом и тормозной системы положительные.
По рекомендации ООО ИЦ "Экспертлифт" эксплуатация лифта должна быть приостановлена до устранения дефекта.
Между ТСЖ "Дом 83" (заказчик) и ООО Лифтовой Производственный Центр "Титан" (подрядчик) был заключен договор от 01.09.2014 N 14/513-Р на организацию и проведение ремонтно-восстановительных работ по замене редуктора на пассажирском лифте N 107-43-Л со стоимостью работ 77 003 руб. 04 коп. и сроком исполнения работ в течение 10 рабочих дней после внесения заказчиком первого платежа согласно пункту 5.2.1 договора (раздел 1 договора).
08.06.2015 ТСЖ "Дом 83" (заказчик) и ООО Лифтовой Производственный Центр "Титан" (подрядчик) заключили дополнительное соглашение N 1 к договору N 14/513-Р об увеличении стоимости работ до 90 003 руб. 04 коп.
Пунктом 5.2.1. договора предусмотрено, что первый платеж оплачивается заказчиком до 01.10.2014, второй - до 01.11.2014, третий - до 01.12.2014, четвертый - до 01.01.2015 по 19 250 руб. 76 коп. каждый платеж.
31.03.2015 в доме N 79 по адресу: г. Самара, улица Антонова-Овсеенко создано ТСЖ "Хорошие соседи".
В обслуживании ТСЖ "Дом-83" остался только дом N 83.
Все документы по дому N 79 были переданы истцом в ТСЖ "Хорошие соседи", что подтверждено актом передачи документов от 22.04.2015.
Платежными поручениями от 20.05.2015 N 168 и от 09.06.2015 N 194 ТСЖ "Дом83" оплатило по договору от 01.09.2014 N 14/513-Р 77 003 руб. 04 коп. и 13 000 руб. соответственно со ссылкой на заключенный договор.
Ремонтные работы ООО ЛПЦ "Титан" на сумму 90 003 руб. 04 коп. выполнены в период с 01.08.2015 по 27.08.2015, что подтверждено актом о приемке выполненных работ N 15080011 и справкой о стоимости выполненных работ и затрат.
12.04.2017 ТСЖ "Дом-83" обратился с претензией к ТСЖ "Хорошие соседи" о возврате неосновательного обогащения в сумме 90 003 руб. 04 коп.
Неоплата ответчиком указанной суммы явилась основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Отказывая в иске, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего
В соответствии с частями 1 и 1.1. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2. Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности (пункт 2.2. статьи 161 Кодекса).
В соответствии с подпунктами "а", "б", "в", "г", "д" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с пунктом 1.8. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: Управление жилищным фондом: а) организацию эксплуатации; б) взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками; в) все виды работы с нанимателями и арендаторами.
Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий: а) техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; б) осмотры; в) подготовка к сезонной эксплуатации; г) текущий ремонт; д) капитальный ремонт.
В разделе Правил N 170 отражено, что система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания и включает в себя работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем (техническое обслуживание), а также комплекс строительных и организационно-технологических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановление работоспособности) элементов, оборудования и инженерных сетей здания.
Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д.
Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров (раздел II Правил).
В пункте 16 Приложения N 7 к Правилам N 170 указано, что к специальным общедомовым техническим устройствам относится замена и восстановление элементов и частей элементов специальных технических устройств, выполняемые специализированными предприятиями по договору подряда с собственником (уполномоченным им органом) либо с организацией, обслуживающей жилищный фонд, по регламентам, устанавливаемым заводами-изготовителями либо соответствующими отраслевыми министерствами (ведомствами) и согласованными государственными надзорными органами.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Полагая, что ремонт червячной передачи лифта относится к капитальному ремонту, истец сослался на пункт 7.6.2. ГОСТа Р 55964-2014, в соответствии с которым ремонт износа червячной пары редуктора лебедки главного привода относится к капитальному ремонту.
Суды правомерно отклонили данный довод.
Износ червячной пары редуктора лебедки главного привода выявлен при периодическом техническом освидетельствовании, проводимым ООО ИЦ "Экспертлифт".
Письмом от 03.07.2017 N 29521-ОГ/04 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разъяснило, что согласно части 14.2. статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с пунктом 2.2 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 текущий ремонт общего имущества жилого дома - ремонт, выполняемый в плановом порядке с целью восстановления исправности или работоспособности жилого дома, частичного восстановления его ресурса с заменой или восстановлением его составных частей ограниченной номенклатуры, установленной нормативной и технической документацией.
Исходя из указанных разъяснений, принимая во внимание выявление износа червячной пары редуктора лебедки главного привода в ходе технического освидетельствования лифта N 10743-Л, которое установило, что лифт и устройство безопасности функционируют во всех режимах исправно, результаты испытаний изоляции, контроля заземления оборудования, сцепления тяговых элементов с канатоведущим шкивом и тормозной системы положительные, рекомендации ООО ИЦ "Экспертлифт" по приостановке эксплуатации лифта до устранения дефекта, заключение истцом договора от 01.09.2014 N 14/513-Р на организацию и проведение ремонтно-восстановительных работ N 14/513-Р по замене редуктора на пассажирском лифте N 107-43-Л со стоимостью работ 77 003 руб. 04 коп. и сроком исполнения работ в течение 10 рабочих дней, периодичностью оплаты работ истцом с окончательным сроком внесения платежа до 01.01.2015, тот факт, что ТСЖ "Дом-83" в течение первого квартала являлось организацией, отвечающей за обслуживание и содержание общего имущества многоквартирных домов по адресу: г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, д. N 79, которое намеренно или по иной причине затягивало перечисление денежных средств и не проводившего собрания жильцов по вопросу капитального ремонта лифта (который к таковому не относится), суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении исковых требований.
В момент выявления устранимого дефекта истец осуществлял управление многоквартирным домом N 79, следовательно, являлся лицом, ответственным за содержание и ремонт спорного многоквартирного дома, и обязанным соблюдать требования Правил N 170.
В соответствии с пунктом 22 постановления Правительства Российской Федерации "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" от 03.04.2013 N 290 к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания ремонта лифта (лифтов) в многоквартирном доме относятся: организация систем диспетчерского контроля и обеспечение диспетчерской связи с кабиной лифта; обеспечение проведения осмотров, технического обслуживания и ремонта лифта (лифтов); обеспечение проведения аварийного обслуживания лифта (лифтов); обеспечение проведения технического освидетельствования лифта (лифтов), в том числе, после замены элементов оборудования.
Согласно пункту 5.10.2 Правил N 170 эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находится лифт, а также предприятие и организация, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится здание, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивают содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
Как было указано выше, 21.08.2014 в результате периодического технического освидетельствования лифта N 10743-Л в доме 79 выявлен износ червячной пары редуктора лебедки главного привода.
По рекомендации ООО ИЦ "Экспертлифт", проводившего освидетельствование, эксплуатация лифта должна быть приостановлена до устранения дефекта.
Заключая договор от 01.09.2014 N 14/513-Р, истец действовал в пределах своих полномочий и рассчитывал на оплату работ в установленные сроки.
31.03.2015 в доме N 79 было создано ТСЖ "Хорошие соседи", которое с этого момента явилось организацией, ответственной за обслуживание и содержание общего имущества многоквартирного дома.
По состоянию на апрель 2015 года все текущие платежи перед обслуживающими организациями за дом N 79 были погашены за счет средств ТСЖ "Дом-83", кроме услуг ОАО "ПТС", что подтверждается актами сверки.
Из содержания договоров на проведение технического обслуживания, заключенных с ООО ЛПЦ "Титан" следует, что в плату за техническое обслуживание входят работы по смазке, чистке, наладке, регулировке подъемного оборудования в целях восстановления его работоспособности и обеспечения безопасных условий эксплуатации, в том числе замена оборудования, вышедшего из строя, за исключением сложного оборудования и работ, относящихся к работам капитального характера, указанным в пункте 7.1.3 раздела 7 "Особые условия" договора, которые оплачиваются отдельно по договорным, согласованным с заказчиком ценам.
Согласно пункту 7.1.3 раздела 7 "Особые условия" договоров в стоимость комплексного технического обслуживания не входят и производятся по договорным, согласованным с заказчиком ценам: работы капитального характера, в которые входят ремонт или замена следующего оборудования и его составных частей: вводных устройств, кабин, лебедок, редукторов, электродвигателей, тормозных устройств, электротельферов, канатоведущих шкивов, блоков, преобразователей частоты, приводов дверей кабин, постов управления, натяжных устройств, ограничителей скорости, канатов, дверей шахты и кабины, шкафов управления, разводок проводов по машинным помещениям, шахтам и кабинам, подвесных кабелей, электрооборудования по шахтам, вызывным постам, в том числе дополнительно для гидравлических лифтов: оборудования гидроагрегата, масла, сальников главного гидроцилиндра, блока клапанов.
Из приведенных текстов договоров следует, что в плату жильцов на содержание жилья входила ежемесячная плата только за техническое обслуживание лифтов и техническое освидетельствование.
Решение общего собрания собственников о включении в плату жильцов на содержание жилья капитальных работ истцом не представлено.
Судами установлено, что истец и на день разрешения спора ведет претензионно-исковую работу по взысканию долга с собственников помещений за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно расшифровке истца на 01.04.2015 дебиторская задолженность за жильцами составляла 2 308 818 руб.24 коп., из которых истцом взыскано 1 426 019 руб. 26 коп., остаток в сумме 882 798 руб. 98 коп. ответчику не передавался.
При указанных обстоятельствах суды правомерно отказали истцу в удовлетворении его требований.
Доводы кассационной жалобы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20.03.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2018 по делу N А55-26831/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Н. Махмутова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
...
Письмом от 03.07.2017 N 29521-ОГ/04 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разъяснило, что согласно части 14.2. статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 августа 2018 г. N Ф06-36251/18 по делу N А55-26831/2017
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3439/19
28.08.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-36251/18
05.06.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6314/18
20.03.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-26831/17