г. Казань |
|
17 сентября 2018 г. |
Дело N А65-29484/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
Совета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан - Гилязеева Р.В., доверенность от 23.07.2018,
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области - Гафиатуллиной А.А., доверенность от 28.08.2018,
общества с ограниченной ответственностью "Казанский завод оросительной техники" - Сабитова И.И., доверенность от 27.02.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.03.2018 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2018 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Бажана П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А65-29484/2017
по заявлению Совета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан (ИНН 1616024748, ОГРН 1141690002717) к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (ИНН 1655183653, ОГРН 1091690054763) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 01.08.2017 N 04/3472, об обязании, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Казанский завод оросительной техники", Республика Татарстан, Высокогорский район, с. Высокая Гора,
УСТАНОВИЛ:
Совет Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (далее - ответчик, Управление Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 01.08.2017 N 04/3472, и об обязании в течение месяца после вступления решения в законную силу передать в собственность на безвозмездной основе земельный участок с кадастровым номером 16:16:080301:7 площадью 24 072 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, Высокогорское сельское поселение, с. Высокая Гора, ул. Мелиораторов.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Казанский завод оросительной техники".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.03.2018 заявление удовлетворено. Отказ Управления Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области в передаче земельного участка с кадастровым номером 16:16:080301:7, площадью 24 072 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, Высокогорское сельское поселение, с. Высокая Гора, ул. Мелиораторов из собственности Российской Федерации в собственность Высокогорского сельского поселения, изложенный в письме от 01.08.2017 N 04/3472, признан незаконным.
Суд обязал Управление Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Совета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан путем принятия не позднее одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 16:16:080301:7, площадью 24 072 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, Высокогорское сельское поселение, с. Высокая Гора, ул. Мелиораторов в собственность Высокогорского сельского поселения.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Управление Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Из кассационной жалобы следует, что Управление Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области полагает, что: к спорным правоотношениям подлежат применению положения Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ); вступившие в законную силу судебные акты нарушают права Российской Федерации, поскольку лишают его доходов в виде арендной платы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 11.07.2017 Совет Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан обратился в Управление Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области с заявлением о передаче из федеральной собственности в собственность Высокогорского сельского поселения на безвозмездной основе земельного участка с кадастровым номером 16:16:080301:7 площадью 24 072 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, Высокогорское сельское поселение, с. Высокая Гора, ул. Мелиораторов на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Управление Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области письмом от 01.08.2017 N 04/3472 отказало в передаче земельного участка в собственность сельского поселения, сославшись на то, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ООО "Казанский завод оросительной техники", обладающим в силу статьи 39.20 ЗК РФ исключительным правом на приобретение данного участка в собственность либо аренду, а также объект-сооружение (газопровод), протяженностью 260 м, кадастровый номер 16:16:000000:5810, принятый на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества от 25.05.2016 (N 16-16/018-16/115/001/2016-7161/1У) по заявлению Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, и указав на наличие иного порядка и оснований безвозмездной передачи объектов недвижимости из федеральной собственности в муниципальную собственность, предусмотренного частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ в совокупности с пунктом 3 статьи 39.30 ЗК РФ. Управление указало, что в данном случае органы местного самоуправления представляют в Территориальные управления Росимущества соответствующее заявление с приложением документов, перечень которых определен постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374. В случае, если предлагаемый к передаче земельный участок не соответствует критериям принятия решения о передаче земельного участка в соответствии с Законом N 122-ФЗ вопрос передачи такого земельного участка в муниципальную собственность следует рассматривать в соответствии с требованиями главы V.5 ЗК РФ.
Заявитель, ссылаясь на то, что данный отказ является незаконным, нарушает права и законные интересы Высокогорского сельского поселения, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление Совета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, суды первой и апелляционной инстанции исходили из следующего: передача земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципальных образований осуществляется в соответствии с положениями главы V.5 ЗК РФ, а Закон N 122-ФЗ не регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, не устанавливает иных оснований и (или) иного порядка передачи земель в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, поэтому его положения не подлежали применению к спорным отношениям; нахождение на земельном участке объектов недвижимости иных собственников не препятствует передаче земельного участка в собственность поселения в соответствии с положениями пункта 7 статьи 39.31 ЗК РФ, поскольку передача земельного участка от одного публичного собственника к другому не нарушает прав собственников, чьи объекты недвижимости расположены на таком участке, в том числе права на приватизацию.
Суд кассационной инстанции признает выводы судов первой и апелляционной инстанций сделанными при полном исследовании обстоятельств и с правильным применением норм материального и процессуального права, исходя из следующего:
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 16:16:080301:7 площадью 24 072 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, Высокогорское сельское поселение (далее - испрашиваемый земельный участок) находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости. Испрашиваемый земельный участок относится к категории земель "Земли населенных пунктов" и имеет вид разрешенного использования "Для размещения производственной базы".
Генеральный план Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и Правила землепользования и застройки Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан утверждены решениями Совета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 11.12.2012 N 28Б и N 28В.
Согласно данным из публичной кадастровой карты испрашиваемый земельный участок находится в границах Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района.
Из выкопировки из Генерального плана следует, что испрашиваемый земельный участок входит в границы Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации был дополнен главой V.5, устанавливающей случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации, а также порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.30 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 39.30 ЗК РФ, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 данного Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, утвердивших генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, правила землепользования и застройки, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Случаи, в которых земельные участки не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, названы в подпунктах 1-13 пункта 2 статьи 39.30 ЗК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 39.30 ЗК РФ в случае, если в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены иные основания и (или) иной порядок их передачи в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом.
Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации установлен статьей 39.31 ЗК РФ.
Основания для отказа в такой передаче установлены пунктом 7 статьи 39.31 ЗК РФ согласно которым: земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 данного Кодекса; в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать; имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 названного Кодекса; земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45-47 Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Таким образом, главой V.5 ЗК РФ установлен перечень оснований безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации, определены виды земельных участков, передача которых не допускается, а также предусмотрены порядок передачи земельных участков и основания для отказа в такой передаче.
Проанализировав указанные нормы, суды пришли к правомерному выводу о том, что отношения по безвозмездной передаче земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципальных образований прямо урегулированы положениями Земельного кодекса Российской Федерации.
Основанием для отказа в передаче земельного участка из федеральной собственности в данном конкретном случае послужило наличие на испрашиваемом земельного участке объектов недвижимости, принадлежащих ООО "Казанский завод оросительной техники" со ссылкой на пункт 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ.
Судом первой инстанции отклонен довод ответчика о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка со ссылкой на нахождение на нем объектов недвижимости, принадлежащих ООО "Казанский завод оросительной техники" на праве собственности, как несостоятельный, поскольку нахождение на земельном участке федеральной собственности объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам на праве собственности, не может служить основанием для отказа в передаче земельного участка из федеральной собственности в собственность муниципального образования на основании статьи 39.30 ЗК РФ.
Довод ответчика о том, что передача земельного участка в собственность поселения приведет к нарушению прав третьих лиц в связи с наличием вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.12.2015 по делу N А65-31478/2017, которым на ООО "Казанский завод оросительной техники" возложена обязанность заключить с Управлением Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области договор аренды земельного участка с кадастровым номером 16:16:080301:7, подлежит отклонению, поскольку наличие обременения в виде аренды в отношении испрашиваемого земельного участка основанием для отказа в передаче земельного участка в муниципальную собственность пунктом 7 статьи 39.31 ЗК РФ не предусмотрено.
В силу статьи 617 ГК РФ переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
Передача земельного участка от одного публичного собственника к другому не нарушает прав арендаторов, объекты недвижимости которых расположены на таком участке, в том числе права на его приватизацию.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что наличие обременения в виде аренды со стороны третьего лица в отношении земельного участка в соответствии с положениями пункта 7 статьи 39.31 ЗК РФ не является основанием для отказа в передаче данного земельного участка в муниципальную собственность.
Довод ответчика об отсутствии оснований для передачи испрашиваемого земельного участка в муниципальную собственность в связи с несоблюдением условий, установленных пунктом 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, изложенный в оспариваемом отказе, был предметом оценки судов, правомерно признан необоснованным.
Суды указали, что в соответствии с преамбулой к Закону N 122-ФЗ данный Закон принят в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения; указанный закон не регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, он не устанавливает иных оснований и (или) иного порядка передачи земель в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, в связи с чем положения Закона N 122-ФЗ к спорным отношениям применению не подлежат.
Доказательства расположения на земельном участке с кадастровым номером 16:16:080301:7 объектов федерального значения не представлены. Об иных ограничениях применения положений пункта 1 статьи 39.30 ЗК РФ при рассмотрении настоящего дела не заявлено.
В силу изложенного, суды обоснованно пришли к выводу о том, что наличие оснований для отказа в передаче спорного земельного участка из федеральной собственности в муниципальную, не доказано, оспариваемое решение не соответствует положениям главы V.5 ЗК РФ и удовлетворили заявленные требования.
Доводы кассационной жалобы исследованы судебной коллегией, подлежат отклонению, поскольку противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, повторяют ранее приведенные доводы, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.03.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2018 по делу N А65-29484/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды указали, что в соответствии с преамбулой к Закону N 122-ФЗ данный Закон принят в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения; указанный закон не регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, он не устанавливает иных оснований и (или) иного порядка передачи земель в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, в связи с чем положения Закона N 122-ФЗ к спорным отношениям применению не подлежат.
Доказательства расположения на земельном участке с кадастровым номером 16:16:080301:7 объектов федерального значения не представлены. Об иных ограничениях применения положений пункта 1 статьи 39.30 ЗК РФ при рассмотрении настоящего дела не заявлено.
В силу изложенного, суды обоснованно пришли к выводу о том, что наличие оснований для отказа в передаче спорного земельного участка из федеральной собственности в муниципальную, не доказано, оспариваемое решение не соответствует положениям главы V.5 ЗК РФ и удовлетворили заявленные требования."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 сентября 2018 г. N Ф06-36420/18 по делу N А65-29484/2017