г. Казань |
|
25 сентября 2018 г. |
Дело N А55-33794/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Баширова Э.Г., Савкиной М.А.,
при участии представителей:
заявителя - Богатикова А.Н., доверенность от 15.08.2018,,
ответчика - Уваровой Г.В., доверенность от 07.09.2018,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилуниверсал"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.03.2018 (судья Лихачев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2018 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-33794/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилуниверсал" (ИНН 6312143414, ОГРН 1146312008853), г. Самара к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара, о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилуниверсал" (далее - ООО "Жилуниверсал", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - Госжилинспекция Самарской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания от 18.09.2017 N СКир-50169, выданного жилищной инспекцией.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.03.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Жилуниверсал" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, производство по делу прекратить.
В отзыве Госжилинспекция Самарской области, полагая вынесенные судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетоврения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, ООО "Жилуниверсал" является организацией, управляющей многоквартирным домом по адресу: г.Самара, проспект Кирова, 201.
На основании распоряжения заинтересованного лица от 14.09.2017 N СКир-50169 в период с 14.09.2017 по 11.10.2017 проведена внеплановая выездная проверка ООО "Жилуниверсал" с целью проверки соответствия лицензиата установленным лицензионным требованиям.
В ходе проверки Госжилинспекцией Самарской области выявлены нарушения требований "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), что отражено в акте проверки от 18.09.2017 N СКир-50169.
По результатам проверки ООО "Жилуниверсал" выдано предписание от 18.09.2017 N СКир-50169 об устранении нарушений лицензионных требований, в котором от заявителя потребовано обеспечить установку коллективного прибора учета тепловой энергии жилого дома по адресу: г. Самара, пр. Кирова, 201.
Полагая, что предписание Госжилинспекции Самарской области от 18.09.2017 N СКир-50169 является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий (подпункт "и");
обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (подпункт "к").
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В связи с этим в части 5 статьи 13 указанного закона закреплено обязательное требование об оснащении многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Таким образом, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона N 261-ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
Работы по установке приборов учета используемых коммунальных ресурсов, включенные в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ. При наличии заключенного договора управления многоквартирным домом управляющая компания обязана выполнять требования подпунктов "и" и "к" пункта 11 Правил N 491 с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме.
Аналогичная правовая позиция изложена в решении Верховного Суда Российской Федерации Ф от 22.06.2016 N АКПИ16-375.
Доводы заявителя о том, что действия по оснащению многоквартирного дома приборами учета и вводу в эксплуатацию данных приборов учета должны быть полностью возложены на ресурсоснабжающую организацию, суды первой и апелляционной инстанций отклонили как противоречащие нормам действующего законодательства, указав, что общество как управляющая компания несет обязанность по принятию мер по установлению и вводу в эксплуатацию коллективного прибора учета тепловой энергии в спорном многоквартирном доме.
Отклонил суд апелляционной инстанции и доводы о том, что собственники решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения не принимали, более того, на общем собрании приняли решение об установке коллективного прибора учета за счет средств собираемых на проведение капитального ремонта, не принимаются, указав, что принятие указанного решения собственниками жилых помещений не может быть принято во внимание, поскольку оно не было реализовано - общедомовой прибор учета тепловой энергии не был установлен. Соответственно, невыполнение указанного требования законодательства обусловило выдачу заинтересованным лицом предписания управляющей организации, которая уполномочена как специализированные коммерческие организации осуществлять управление многоквартирным домом.
В кассационной жалобе ООО "Жилуниверсал" оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, полагая, что установка общедомовых приборов учета потребленных коммунальных ресурсов является обязанностью ресурсоснабжающих организаций.
Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций, и получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах.
Доказательства проведения либо включения в план работ по установке приборов учета тепловой энергии в спорном многоквартирном доме, либо принятия заявителем всех зависящих от него мер по недопущению выявленных нарушений до проведения жилищной инспекцией мероприятий по контролю, в материалы дела представлены не были.
В рассматриваемом деле, заявителем не были предприняты все зависящие от него меры для выполнения условий договора управления, для соблюдения установленных правил и норм содержания и ремонта многоквартирного дома, для обеспечения прав и законных интересов собственников помещений в спорном доме.
Материалами дела подтверждается, что у заявителя имелась возможность для надлежащего соблюдения установленных правил содержания спорного жилого дома, но своевременно им данные мероприятия не были проведены.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств. Как видно из мотивировочной части обжалуемых судебных актов, суды, рассмотрев заявленные требования по существу, дали полную оценку всем доводам сторон.
Доводы кассационной жалобы не доказывают нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм права, а направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, представленных сторонами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.03.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2018 по делу N А55-33794/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Таким образом, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона N 261-ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
Работы по установке приборов учета используемых коммунальных ресурсов, включенные в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ. При наличии заключенного договора управления многоквартирным домом управляющая компания обязана выполнять требования подпунктов "и" и "к" пункта 11 Правил N 491 с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 сентября 2018 г. N Ф06-37298/18 по делу N А55-33794/2017
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-37298/18
30.05.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6289/18
27.03.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-33794/17
22.02.2018 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-33794/17
18.12.2017 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-33794/17