г. Казань |
|
24 сентября 2018 г. |
Дело N А55-20675/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Арукаевой И.В.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Федоровой Т.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2017 (судья Бибикова Н.Д.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018 (председательствующий судья Шадрина О.Е., судьи Балашева В.Т., Демина Е.Г.) по делу N А55-20675/2017
по исковому заявлению некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (ОГРН 1136300002365, ИНН 6315990666)
к Министерству имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824, ИНН 6315800964), государственному казенному учреждению Самарской области "Комплексный центр социального обслуживания населения "Ровесник" (ОГРН 1026300767239, ИНН 6315702460), государственному казенному учреждению Самарской области "Областной центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда" (ОГРН 1026300783244, ИНН 6312021906)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (далее - истец, фонд) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - 1 ответчик, Министерство), государственного казенного учреждения Самарской области "Областной центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда" (далее - 2 ответчик), государственного казенного учреждения Самарской области "Комплексный центр социального обслуживания населения "Ровесник" (далее - 3 ответчик) 57 636,62 руб., в том числе с Министерства 23 879,27 руб. долга по взносам на капитальный ремонт за период с 01.08.2014 по 25.09.2014 и с 28.05.2016 по 17.09.2017 и пени за просрочку платежа в сумме 2255,88 руб., с государственного казенного учреждения Самарской области "Областной центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда" долга в сумме 25 610,48 руб. за период с 26.09.2014 по 27.05.2016 и пени за просрочку платежа в сумме 5890,99 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2017 с Министерства в пользу фонда взыскано 26 135,15 руб., в том числе: 23 879,27 руб. долга по взносам на капитальный ремонт нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Зеленая, д. 11А, за период с 01.08.2014 по 25.09.2014, и за период с 28.05.2016 по 17.09.2017, а также пени за просрочку платежа в сумме 2255,88 руб. за просрочку оплаты взносов на капитальный ремонт в указанный период и в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 703,03 руб. С государственного казенного учреждения Самарской области "Областной центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда" в пользу фонда взыскано 31 501,47 руб., в том числе: 25 610,48 руб. долга по взносам на капитальный ремонт нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Зеленая, д. 11А, за период с 26.09.2014 по 27.05.2016 и пени за просрочку платежа в сумме 5890,99 руб. в указанный период и в возмещение расходов по государственной пошлине 1601,97 руб. В иске к государственному казенному учреждению Самарской области "Комплексный центр социального обслуживания населения "Ровесник" отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018 решение Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2017 изменено в части распределения судебных расходов по оплате государственной пошлины. С Министерства в пользу фонда взыскано 1045 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, с государственного казенного учреждения Самарской области "Областной центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда" в пользу фонда взыскано 1260 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2017 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами в части удовлетворения исковых требований к Министерству, последний обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их в указанной части отменить, в удовлетворении иска к Министерству отказать.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Полагает неверными выводы судов о том, что в периоды с 01.08.2014 по 25.09.2014 и с 28.05.2016 по 17.09.2017 бремя содержания спорного имущества лежало на Министерстве.
Истец представил отзыв на кассационную жалобу, просит оставить ее без удовлетворения, принятые по делу судебные акты без изменения.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 18.09.2018 в составе суда, рассматривающего кассационную жалобу, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Филимонова С.А. на судью Федорову Т.Н., вследствие чего рассмотрение дела начато сначала.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 АПК РФ), представителей в суд не направили.
Согласно части 3 статьи 284 АПК РФ неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Арбитражный суд Поволжского округа, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, только в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" создана в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), Законом Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области", и постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 N 247 "О создании некоммерческой организации - фонда "Фонд капитального ремонта" как не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством.
Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Самарской области, предусмотренных действующим законодательством, действует на основании Устава, утвержденного приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 15.05.2014 N 104, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 26.06.2014 N 1479.
Собственники помещений многоквартирного дома, распложенного по адресу: г. Самара, ул. Зеленая, д. 11А, формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора Самарской области "Фонд капитального ремонта".
Расчет суммы взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в 2014 году производится на основании Постановления Правительства Самарской области от 22.11.2013 N 654 "Об установлении на 2014 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области", в 2015 году - на основании постановления Правительства Самарской области от 17.12.2014 N 784, в 2016 году - на основании постановления Правительства Самарской области от 11.06.2015 N 333, в 2017 году - на основании постановления Правительства Самарской области от 08.06.2016 N 293.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 28.12.2005 N 172 "О принятии имущества, находящегося в собственности городского округа Самара, в собственность Самарской области" Самарской области на праве собственности принадлежит нежилое помещение площадью 252,50 кв.м, расположенное на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: г. Самара, ул. Зеленая, д. 11А, что подтверждено выпиской из ЕГРП от 17.07.2017 N 99/2017/22993057.
Согласно Выписке из ЕГРП N 99/2017/31777443 нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Зеленая, д. 11А, площадью 252,50 кв.м находилось в собственности Самарской области с 21.05.2014.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 03.09.2009 N 1043 "О закреплении государственного имущества на праве оперативного управления за государственным учреждением "Областной социальный приют "Надежда", указанное нежилое помещение закреплено на праве оперативного управления за государственным учреждением "Областной социальный приют "Надежда".
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 11.09.2014 N 2713 в приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 03.09.2009 N 1043 внесены изменения в части наименования учреждения на государственное казенное учреждение Самарской области "Областной социальный приют для детей и подростков "Надежда".
26 сентября 2014 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущества и сделок с ним внесена запись регистрации N 63-63-01/760/2014-462 о регистрации права оперативного управления государственного казенного учреждения Самарской области "Областной социальный приют для детей и подростков "Надежда" на нежилое помещение площадью 252,50 кв.м, 1 этаж, расположенное по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Зеленая, д. 11А.
Письмом от 01.08.2014 N 699 муниципальное казенное учреждение городского округа Самара "Социальный приют для детей и подростков "Радуга" обратилось в Министерство за разрешением на заключение договора на передачу в безвозмездное пользование недвижимого имущества, помещения пищеблока учреждения, по адресу: г. Самара, ул. Зеленая, д. 11А.
23 января 2015 года государственное казенное учреждение Самарской области "Областной социальный приют для детей и подростков "Надежда" (ссудодатель) и муниципальное казенное учреждение городского округа Самара "Социальный приют для детей и подростков "Радуга" (ссудополучатель) заключили договор на передачу недвижимого имущества в безвозмездное пользование N 1398.
При этом из условий договора следует, что спорное помещение по-прежнему принадлежало на праве оперативного управления государственному казенному учреждению Самарской области "Областной социальный приют для детей и подростков "Надежда", а собственником являлась Самарская область.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 27.05.2016 N 814 "О прекращении права оперативного управления государственного казенного учреждения Самарской области "Областной социальный приют для детей и подростков "Надежда" на недвижимое имущество и его передаче в оперативное управление государственному казанному учреждению Самарской области "Социальный приют для детей и подростков "Радуга"" право оперативного управления государственного казенного учреждения Самарской области "Областной социальный приют для детей и подростков "Надежда" на спорное недвижимое имущество прекращено. Имущество передано в оперативное управление государственному казанному учреждению Самарской области "Социальный приют для детей и подростков "Радуга".
Таким образом, по мнению судов, государственное казенное учреждение Самарской области "Областной социальный приют для детей и подростков "Надежда" владело спорным помещением на праве оперативного управления в период с 26.09.2014 по 27.05.2016.
С 01.07.2016 реорганизованы государственные казенные учреждения Самарской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Подросток", "Социальный приют для детей и подростков "Радуга", "Социальный приют для детей и подростков "Ровесник" путем их присоединения к государственному учреждению Самарской области "Социальный приют для детей и подростков "Ровесник", которому присвоено наименование - государственное казенное учреждение Самарской области "Социальный приют для детей и подростков "Ровесник".
18 сентября 2017 года на основании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 31.08.2017 N 1349 "О праве оперативного управления государственного казенного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения "Ровесник" в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущества и сделок с ним внесена запись о регистрации права оперативного управления на спорное имущество за государственным казенным учреждением "Комплексный центр социального обслуживания населения "Ровесник".
Установив, что государственное казенное учреждение Самарской области "Областной социальный приют для детей и подростков "Надежда" (после переименования - государственное казенное учреждение Самарской области "Областной центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда") владело спорным помещением на праве оперативного управления в период с 26.09.2014 по 27.05.2016, суды пришли к выводу о том, что именно учреждение должно оплатить взносы на капитальный ремонт нежилого помещения за указанный период и пени за просрочку платежа за период с 11.10.2014 по 04.12.2017 в сумме 5890,99 руб., начисленные на основании части 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом, указав, что поскольку в период с 01.08.2014 по 25.09.2014, а также в период с 28.05.2016 по 17.09.2017 права владельца в отношении данного нежилого помещения зарегистрированы не были, и спорное нежилое помещение фактически находилось в собственности Самарской области, суды взыскали задолженность и пени с Министерства.
Между тем, судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 статьи 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 39 и пунктом 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя взнос на капитальный ремонт в многоквартирном доме.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
Таким образом, именно собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы на содержание общего имущества, путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя взнос на капитальный ремонт в многоквартирном доме.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Как следует из пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", статья 8.1. ГК РФ содержит основополагающие правила государственной регистрации прав на имущество, подлежащие применению независимо от того, что является объектом регистрации (права на недвижимое имущество, доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и др.). Данная норма распространяется на регистрацию в различных реестрах: Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Едином государственном реестре юридических лиц и т.д.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действовавшей в спорный период) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Статья 131 ГК РФ требует государственной регистрации права оперативного управления. Таким образом, право оперативного управления возникает и прекращается с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды установили обязанность государственного казенного учреждения Самарской области "Областной центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда" по внесению взносов на капитальный ремонт с момента государственной регистрации права оперативного управления последнего на спорное имущество (26.09.2014) до момента передачи имущества в оперативное управление государственному казанному учреждению Самарской области "Социальный приют для детей и подростков "Радуга" (27.05.2016).
При этом судами указано, что в период с 28.05.2016 по 17.09.2017 права владельца в отношении спорного имущества зарегистрированы не были, и нежилое помещение фактически находилось в собственности Самарской области.
Вместе с тем, судами не исследован вопрос о дате прекращения права оперативного управления государственного казенного учреждения Самарской области "Областной центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда" на спорное имущество.
Согласно доводам заявителя кассационной жалобы, право оперативного управления казенного учреждения Самарской области "Областной центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда" было прекращено лишь 08.08.2016, что следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленной в материалы настоящего дела. Соответственно, по мнению заявителя жалобы, у судов отсутствовали основания для взыскания с министерства взносов на капитальный ремонт с 28.05.2016 по 08.08.2016.
Указанные обстоятельства не были предметом исследования и оценки судов.
Кроме того, следует отметить, что пунктом 2 статьи 212 ГК РФ предусмотрено, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из пункта 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296) (пункт 4 статьи 214 ГК РФ).
Статьей 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьей 5.1 Закона Самарской области от 03.04.2002 N 15-ГД "О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области" Правительство Самарской области в сфере управления и распоряжения имуществом Самарской области принимает решения, в том числе о принятии (приобретении) имущества в собственность Самарской области, Правительство Самарской области принимает решения по иным вопросам в сфере управления и распоряжения имуществом Самарской области, не отнесенным к полномочиям Губернатора Самарской области и иных органов исполнительной власти Самарской области, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Самарской области.
Статьей 6 Закона Самарской области от 03.04.2002 N 15-ГД "О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области" установлено, что исполнительный орган государственной власти, исполняющий функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области представляет Самарскую область процессе государственной регистрации права собственности Самарской области на недвижимое имущество, приобретает недвижимое и иное имущество, осуществляет иные действия, связанные с управлением и распоряжением имуществом Самарской области отнесенные к его компетенции федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 N 79 утверждено Положение о Министерстве имущественных отношений Самарской области (далее - Положение).
Согласно подпункту 1.1 Положения Министерство является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области, осуществляющим функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения в рамках закрепленных предметов ведения министерство имущественных отношений Самарской области: приобретает в соответствии с действующим законодательством имущество в собственность Самарской области; представляет Самарскую область в процессе государственной регистрации права собственности Самарской области на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки; оформляет права собственности Самарской области на объекты, построенные и реконструированные за счет средств, выделяемых из областного бюджета; представляет интересы Самарской области в сфере имущественных и земельных отношений в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, а также направляет материалы в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.
Таким образом, в рамках настоящего спора Министерство имущественных отношений Самарской области выступает не как самостоятельный субъект спорных правоотношений, непосредственно с которого и была взыскана задолженность, а как лицо, представляющее интересы и действующее от имени Самарской области (собственника имущества).
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Исходя из вышеизложенного, с учетом приведенной нормы материального права в период, когда спорное имущество не было закреплено за государственными учреждениями, оно составляло казну Самарской области, соответственно, не могло являться собственностью Министерства имущественных отношений Самарской области.
По смыслу пункта 1 статьи 126 ГК РФ субъект Российской Федерации, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну соответствующего субъекта.
Таким образом, судам следовало рассмотреть вопрос о возможности взыскания суммы задолженности с Самарской области, представляемой уполномоченным органом за счет средств соответствующей казны.
В силу части 3 статьи 15 АПК РФ принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286, 287 АПК РФ, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
В силу части 2 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Допущенные судами нарушения норм материального и процессуального является основанием для их отмены как в соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ, так и в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 288 АПК РФ и направлению дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области в части удовлетворения исковых требований к Министерству имущественных отношений Самарской области и к государственному казенному учреждению Самарской области "Областной центр содействия семейного устройству детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда", а также в части распределения расходов по государственной пошлине.
Нарушений норм процессуального права, явившихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов в части отказа в удовлетворении требований к государственному казенному учреждению Самарской области "Комплексный центр социального обслуживания населения "Ровесник", судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебных актов в указанной части не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 289 АПК РФ в постановлении арбитражного суда кассационной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, понесенных в связи с подачей кассационной жалобы. При отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами, рассмотреть вопрос о необходимости привлечения к участию в деле финансового органа субъекта и разрешить вопрос о распределении судебных расходов, в том числе, связанных с подачей кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктами 1, 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018 по делу N А55-20675/2017 отменить в части удовлетворения исковых требований к Министерству имущественных отношений Самарской области и к государственному казенному учреждению Самарской области "Областной центр содействия семейного устройству детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда", а также в части распределения расходов по государственной пошлине.
Направить дело в указанной части на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018 по делу N А55-20675/2017 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.В. Арукаева |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296) (пункт 4 статьи 214 ГК РФ).
Статьей 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
...
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
...
По смыслу пункта 1 статьи 126 ГК РФ субъект Российской Федерации, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну соответствующего субъекта."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 сентября 2018 г. N Ф06-36464/18 по делу N А55-20675/2017
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-49318/19
19.06.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-20675/17
06.05.2019 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7297/19
13.03.2019 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2104/19
26.12.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-20675/17
24.09.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-36464/18
07.05.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1989/18
26.12.2017 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-20675/17