город Самара |
|
7 мая 2018 г. |
Дело N А55-20675/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 мая 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шадриной О.Е.,
судей Балашевой В.Т. и Деминой Е.Г.,
протокол судебного заседания вела секретарь Хурина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 2 дело по апелляционным жалобам государственного казенного учреждения Самарской области "Областной центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда" и Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2017, принятое по делу NА55-20675/2017 судьей Бибиковой Н.Д.,
по иску Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (ОГРН 1136300002365, ИНН 6315990666), г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824, ИНН 6315800964), г. Самара, государственному казенному учреждению Самарской области "Комплексный центр социального обслуживания населения "Ровесник" (ОГРН 1026300767239, ИНН 6315702460), г. Самара, государственному казенному учреждению Самарской области "Областной центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда" (ОГРН 1026300783244, ИНН 6312021906), г. Самара, о взыскании задолженности,
с участием:
от истца - Величко Ю.Г. (представитель (доверенность от 21.07.2017 N 76/1) (до перерыва), от ответчиков:
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Нестерова С.В., представитель (доверенность от 26.12.2017 N 257) (после перерыва),
от ГКУ Самарской области "Областной центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда" - Зызлаева Е.В., представитель (доверенность от 09.01.2018 N 4) (до и после перерыва),
от ГКУ Самарской области "Комплексный центр социального обслуживания населения "Ровесник" - не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта", город Самара, обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области, город Самара, о взыскании 47 348 руб. 48 коп., из которых 40 453 руб. 18 коп. задолженность по взносам на капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Самара, улица Зеленая, дом 11А за период с 01.08.2014 по 28.02.2017 и пени за просрочку платежа в сумме 6 895 руб. 30 коп.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2017 (т.1 л.д. 1) дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 02.10.2017 (т.1 л.д. 47) Арбитражный суд Самарской области перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 20.10.2017 (т.1 л.д. 105) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное казенное учреждение Самарской области "Комплексный центр социального обслуживания населения "Ровесник", город Самара, и Государственное казенное учреждение Самарской области "Областной центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда", город Самара.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 23.11.2017 (т.2 л.д. 20), по ходатайству истца, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное казенное учреждение Самарской области "Комплексный центр социального обслуживания населения "Ровесник", город Самара. Суд предложил истцу уточнить исковые требования в отношении каждого ответчика.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2017 (т.2 л.д. 79) по ходатайству истца, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное казенное учреждение Самарской области "Областной центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда". В заседании суда поступило ходатайство истца об увеличении исковых требований до 57 636 руб. 62 коп., из которых истец просит взыскать:
с Министерства имущественных отношений Самарской области 23 879 руб. 27 коп. долга по взносам на капитальный ремонт за период с 01.08.2014 по 25.09.2014 и с 28.05.2016 по 17.09.2017 и пени за просрочку платежа в сумме 2 255 руб. 88 коп.,
с Государственного казенного учреждения Самарской области "Областной центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда" долг в сумме 25 610 руб. 48 коп. за период с 26.09.2014 по 27.05.2016 и пени за просрочку плате6жа в сумме 5 890 руб. 99 коп.
Суд первой инстанции принял заявленные истцом уточнения исковых требований, по сути являющихся увеличением исковых требованием за счет изменения периода взыскания долга и пени.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2017 (т.2 л.д. 85) с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" взыскано 26 135 руб.15 коп., в том числе 23 879 руб. 27 коп. долга по взносам на капитальный ремонт нежилого помещения, расположенного по адресу: город Самара, улица Зеленая, дом 11А, за период с 01.08.2014 по 25.09.2014, и за период с 28.05.2016 по 17.09.2017 и пени за просрочку платежа в сумме 2 255 руб.88 коп. за просрочку оплаты взносов на капитальный ремонт в указанный период и в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 703 руб. 03 коп.
С Государственного казенного учреждения Самарской области "Областной центр содействия семейного устройству детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда" в пользу Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" взыскано 31 501 руб. 47 коп., в том числе 25 610 руб. 48 коп. долга по взносам на капитальный ремонт нежилого помещения, расположенного по адресу: город Самара, улица Зеленая, дом 11А, за период с 26.09.2014 по 27.05.2016 и пени за просрочку платежа в сумме 5 890 руб. 99 коп. в указанный период и в возмещение расходов по государственной пошлине 1 601 руб. 97 коп.
В иске к Государственному казенному учреждению Самарской области "Комплексный центр социального обслуживания населения "Ровесник" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом суда первой инстанции, Государственное казенное учреждение Самарской области "Областной центр содействия семейного устройству детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда" и Министерство имущественных отношений Самарской области обратились с Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами (т.2 л.д. 98 и 118 соответственно).
ГКУ СО "Областной центр содействия семейного устройству детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда", ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение суда в части взыскания с Центра суммы 31 501 руб. 47 коп. и отказать истцу в иске.
Министерство имущественных отношений Самарской области (т.2 л.д. 118), ссылаясь неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2017 в части удовлетворения исковых требований в отношении Министерства и в иске отказать.
В заседании арбитражного апелляционного суда представители заявителей требования жалоб поддержали, настаивая на отмене судебного акта суда первой инстанции.
Определением арбитражного апелляционного суда рассмотрение дела отложено и сторонам предложено обеспечить явку своих представителей.
Заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд отложил рассмотрение дела на неделю.
Определением арбитражного апелляционного суда от 19.04.2018 в связи с отпуском судьи Морозова В.А. произведена его замена на судью Балашеву В.Т.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство производится с самого начала.
В заседании арбитражного апелляционного суда, состоявшееся 19.04.2018, представитель ГКУ СО "Областной центр содействия семейного устройству детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда" сообщил, что согласен с решением суда первой инстанции по периоду взыскания долга по взносам на капитальный ремонт нежилого помещения за период с 26.09.2014 по 12.01.2015.
Заслушав мнение истца по заявлению представителя ГКУ СО, руководствуясь статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд объявляет перерыв в судебном заседании до 26.04.2018, до 12 час. 55 мин.
Информация о перерыве опубликована на официальном сайте суда.
После перерыва заседание продолжено в прежнем составе суда, с участием представителей заявителей апелляционных жалоб.
Изучив материалы дела и доводы апелляционных жалоб, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд изменяет обжалуемое решение в части распределения возмещения ответчиками расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Самарской области 06.06.2013 приняло Постановление N 247 (т.1 л.д. 17) о создании некоммерческой организации - фонда "Фонд капитального ремонта", определив предметом его деятельности обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также реализацию иных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
В соответствии с пунктом 2.2. Устава некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (т. 1 л.д. 19), утвержденного в надлежащем порядке, одной из функций фонда является аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Аналогичная норма содержится и в Гражданском кодекса Российской Федерации. Согласно статье 210 собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению, что установлено статьей 249 Кодекса.
Согласно части 2 и 3 статьи 158 Жилищного кодекса, расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с частью статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1. статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Частью 3 статьи 7 Закона Самарской области "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" от 21.06.2013 N 60-ГД обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 6.1 статьи 8 Закона (в ред. Законов Самарской области от 12.05.2014 N 47-ГД, от 11.01.2016 N 9-ГД, от 17.04.2017 N 44-ГД).
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, утверждена 29.11.2013 Постановлением правительства N 707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области".
Для собственников помещений в многоквартирных домах, которые были включены в Программу капитального ремонта обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла с августа 2014 года.
В соответствии со статьей 9 Закона Самарской области "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" от 21.06.2013 N 60-ГД в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт в срок не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов, представленных региональным оператором в срок не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (часть 1 статьи 9).
В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого определен в установленном порядке региональный оператор, взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками жилых помещений на такой специальный счет на основании платежных документов, представленных владельцем специального счета, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками жилых помещений на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном дом (часть 2 статьи 9).
Расчет суммы взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в 2014 году производится на основании Постановления "Об установлении на 2014 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области" от 22.11.2013 N 654, в 2015 году - на основании Постановления от 17.12.2014 N 784, в 2016 году - на основании Постановления от 11.06.2015 N 333, в 2017 году - на основании Постановления от 08.06.2016 N 293.
Собственники помещений многоквартирного дома по адресу: город Самара, улица Зеленая, дом 11А, формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора Самарской области "Фонд капитального ремонта".
Самарской области, в лице Министерства имущественных отношений Самарской области, в многоквартирном доме по адресу: город Самара, улица Зеленая, дом 11А, на праве собственности принадлежит нежилое помещение площадью 252,5 кв.м. на первом дома, что подтверждено выпиской из ЕГРП от 17.07.2017 N 99/2017/22993057 (т.1 л.д. 8 - 9).
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 03.09.2009 N 1043 нежилое помещение площадью 252,5 кв.м. на первом этаже дома, расположенного по адресу: город Самара, улица Зеленая, дом 11А, закреплено за Государственным учреждением "Областной социальный приют "Надежда" на праве оперативного управления (т.1 л.д. 128-133).
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 11.09.2014 N 2713 внесены изменения в приказ Министерства от 03.09.2009 N 1043 в части наименования правообладателя - Государственное казенное учреждение Самарской области "Областной социальный приют для детей и подростков "Надежда" (т.1 л.д. 134).
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости N 99/2017/31777443 нежилое помещение, расположенное по адресу: город Самара, улица Зеленая, дом 11А, площадью 252,50 кв.м. находилось в собственности Самарской области в лице Министерства имущественных отношений Самарской области с 21.05.2014 (т.1 л.д. 56).
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 26.09.2014 нежилое помещение площадью 252,5 кв.м. на первом этаже дома, расположенного по адресу: город Самара, улица Зеленая, дом 11А, зарегистрировано за Государственным казенным учреждением Самарской области "Областной социальный приют для детей и подростков "Надежда" на праве оперативного управления (т.1 л.д. 137).
Письмом от 01.08.2014 N 699 Муниципальное казенное учреждение городского округа Самара "Социальный приют для детей и подростков "Радуга" обратилось в Министерство имущественных отношений по Самарской области (т. 2 л.д. 66) за разрешением на заключение договора на передачу в безвозмездное пользование недвижимого имущества, помещения пищеблока учреждения, по адресу: город Самара, улица Зеленая, 11А.
23.01.2015 Государственное казенное учреждение Самарской области "Областной социальный приют для детей и подростков "Надежда" (ссудодатель) и Муниципальное казенное учреждение городского округа Самара "Социальный приют для детей и подростков "Радуга" (ссудополучатель) заключили договор на передачу недвижимого имущества в безвозмездное пользование N 1398 (т.1 л.д. 141-147).
Согласно пункту 1.4. договора предоставление помещения в безвозмездное пользование ссудополучателю не является основанием для изменения или прекращения прав ссудодателя на это помещение.
Из содержания указанного пункта договора следует, что спорное помещение по-прежнему принадлежало на праве оперативного управления Государственному казенному учреждению Самарской области "Областной социальный приют для детей и подростков "Надежда".
В соответствии с пунктом 5.2. договора помещение находится в собственности Самарской области.
С 01.07.2016 реорганизованы государственные казенные учреждения Самарской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Подросток", "Социальный приют для детей и подростков "Радуга", "Социальный приют для детей и подростков "Ровесник" путем их присоединения к государственному учреждению Самарской области "Социальный приют для детей и подростков "Ровесник", которому присвоено наименование - Государственное казенное учреждение Самарской области "Социальный приют для детей и подростков "Ровесник".
Государственное казенное учреждение Самарской области "Социальный приют для детей и подростков "Радуга" прекратило свою деятельность 30.06.2016, что подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 27.05.2016 N 814 прекращено право оперативного управления Государственного казенного учреждения Самарской области "Областной социальный приют для детей и подростков "Надежда" на нежилое помещение площадью 252,5 кв.м. на первом этаже дома, расположенного по адресу: город Самара, улица Зеленая, дом 11А.
Указанным приказом спорное помещение передано Государственному казенному учреждению Самарской области "Социальный приют для детей и подростков "Радуга" (т. 1 л.д. 138 - 140).
Таким образом, Государственное казенное учреждение Самарской области "Областной социальный приют для детей и подростков "Надежда" владело спорным помещением на праве оперативного управления в период с 26.09.2014 по 27.05.2016.
В соответствии с частью 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества, что установлено частью 4 статьи 298 Кодекса.
Из приведенных норм права следует, что собственник, передав во владение имущество на праве оперативного управления, возлагает на учреждение и обязанности по его содержанию.
Установив, что Государственное казенное учреждение Самарской области "Областной социальный приют для детей и подростков "Надежда" владело спорным помещением на праве оперативного управления в период с 26.09.2014 по 27.05.2016, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что именно учреждение должно оплатить взносы на капитальный ремонт нежилого помещения площадью 252,5 кв.м. на первом этаже дома, расположенного по адресу: город Самара, улица Зеленая, дом 11А за указанный период и пени за просрочку платежа за период с 11.10.2014 по 04.12.2017 в сумме 5 890 руб. 99 коп., начисленную на основании части 14.1. статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации право на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В абзаце 1 пункта 52 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 указано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В период с 28.05.2016 по 17.09.2017 права владельца в отношении данного нежилого помещения зарегистрированы не были и спорное нежилое помещение фактически находилось в собственности Самарской области в лице Министерства имущественных отношений Самарской области.
С 01.07.2016 реорганизованы государственные казенные учреждения Самарской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Подросток", "Социальный приют для детей и подростков "Радуга", "Социальный приют для детей и подростков "Ровесник" путем присоединения их присоединения к государственному учреждению Самарской области "Социальный приют для детей и подростков "Ровесник", которому присвоено наименование - Государственное казенное учреждение Самарской области "Социальный приют для детей и подростков "Ровесник".
Согласно Приказу Министерства имущественных отношений Самарской области от 31.08.2017 N 1349 спорное имущество в многоквартирном доме, являющееся собственностью Самарской области, находится в фактическом владении Государственного казенного учреждения Самарской области "Комплексный центр социального обслуживания населения "Ровесник" и закреплено за ним на праве оперативного управления (т.1 л.д. 118).
Согласно выписке из ЕГРН (т.1 л.д. 115) 18.09.2017 в реестр внесена запись N 63:01:0413009:1242-63/001/2017-1 о том, что спорное имущество принадлежит на праве оперативного управления ГКУ СО "Комплексный центр социального обслуживания населения "Ровесник".
В соответствии с частью 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договор ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последний обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в котором она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно статье 695 Кодекса ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Гражданское и жилищное законодательство не содержат норм о возложении обязанности по внесению платы за содержание общего имущества и за коммунальные услуги на ссудополучателя нежилых помещений, в том числе находящихся в многоквартирных жилых домах.
Кроме того, право бессрочного пользования ссудополучателя в установленном законе порядке не зарегистрировано.
Изменяя исковые требования (т.2 л.д. 22), истец просит взыскать долг по внесению платежей на капитальный ремонт с Министерства имущественных отношений Самарской области и ГКУ СО "Областной центр содействия семейного устройству детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда".
Учитывая заявленные истцом уточнения, суд первой инстанции правомерно отказал во взыскании долга с ГКУ СО "КЦ СО "Ровесник".
Анализируя материалы дела, уточнения истца, заявленные до принятия судебного акта по существу спора, доводы апелляционных жалоб, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что арбитражный суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования и взыскал долг по платежам за капитальный ремонт подлежит взысканию с Министерства за период с 01.08.2014 по 25.09.2014 и за период с 28.05.2016 по 17.09.2017 в сумме 23 879 руб. 27 коп. и пени за просрочку платежа за период с 11.09.2014 по 04.12.2017 в сумме 2 255 руб. 88 коп., и с Государственного казенного учреждения Самарской области "Областной центр содействия семейного устройству детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда" в сумме 25 610 руб.48 коп. за пери од 26.09.2014 по 27.05.2016, и пени за просрочку платежа за период с 11.10.2014 по 04.12.2017 в сумме 5 890 руб.99 коп. Оснований к отмене судебного акта суда первой инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы ГКУ СО "Областной центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда" во внимание не принимаются.
23.01.2015, на основании письма от 01.08.2014 N 699 (т.2 л.д.. 66), заявления и писем от сентября 2014 N 477, 478 и 479 (т.2 л.д. 61, 62, 64) и приказа собственника помещения - Министерства имущественных отношений по Самарской области от 13.01.2015 N 16 (т.2 л.д. 59), Государственное казенное учреждение Самарской области "Областной социальный приют для детей и подростков "Надежда" (ссудодатель) и Муниципальное казенное учреждение городского округа Самара "Социальный приют для детей и подростков "Радуга" (ссудополучатель) заключили договор на передачу недвижимого имущества в безвозмездное пользование N 1398 (т.1 л.д. 141-147).
На момент заключения договора нежилое помещение площадью 252,5 кв.м. на первом этаже дома, расположенного по адресу: город Самара, улица Зеленая, дом 11А, зарегистрировано на праве оперативного управления Государственным казенным учреждением Самарской области "Областной социальный приют для детей и подростков "Надежда", что подтверждено Свидетельством о государственной регистрации права (т.1 л.д. 137).
Согласно пункту 1.4. договора предоставление помещения в безвозмездное пользование ссудополучателю не является основанием для изменения или прекращения прав ссудодателя на это помещение.
Из содержания указанного пункта договора следует, что спорное помещение по-прежнему принадлежало на праве оперативного управления Государственному казенному учреждению Самарской области "Областной социальный приют для детей и подростков "Надежда".
В соответствии с пунктом 2.2.1. договора ссудополучатель обязуется после подписания договора заключить с соответствующими службами договор на эксплуатационные и коммунальные услуги, содержать помещение в полной исправности, производить ремонт помещения за счет собственных средств (пункты 2.2.2. и 2.2.3. договора).
Пунктом 3.2. договора оплата за оказание эксплуатационных и коммунальных услуг осуществляется ссудополучателем по договору, заключенному в соответствии с пунктом 2.2.1. договора.
В соответствии с пунктом 5.2. договора помещение находится в собственности Самарской области.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Жилищный кодекс Российской Федерации, регулируя отношения по внесению платы на содержание жилых домов и платы за коммунальные услуги, установил, что расходы по содержанию общего имущества несет собственник, а в случаях, когда жилые помещения предоставлены по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда нанимателям, эти лица обязаны вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги управляющей организации (часть 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), а плату за пользование жилым помещением (плату за наем) вносить наймодателю этого жилого помещения (часть 3 этой же статьи).
Так как договор на передачу недвижимого имущества в безвозмездное пользование от 23.01.2015 N 1398 регулирует отношения ссудодателя, владеющего имуществом на праве оперативного управления, и ссудополучателя, правовых оснований считать, что в нем содержится условие об обязанности пользователя вносить обязательные платежи в пользу третьих.
В материалах дела отсутствуют договоры, которые ссудополучатель обязан заключить на основании пункта 2.2.1. договора N 1398.
Обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц) (часть 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичная правовая позиция содержится в действующем Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 04.03.2014 N 17462/13.
При заключении договора безвозмездного пользования стороны не согласовали обязанность ссудополучателя по возмещению расходов по внесению платежей на капитальный ремонт дома третьему лицу.
Кроме того, обязательства по заключенному договору безвозмездного пользования N 1398 возникают между сторонами сделки: ссудодателем и ссудополучателем, последние несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязательств.
Учитывая, что предметом пользования являются помещения, расположенные в многоквартирном доме, отношения между сторонами данного спора регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и Жилищным кодексом Российской Федерации.
Положениями статей 210, 249 и 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 30, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 28 - 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за коммунальные услуги.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
На основании части 1 статьи 158 Кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1. приведенной статьи.
Таким образом, собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по его содержанию и оплате коммунальных услуг. При этом взнос на капитальный ремонт входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги (статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Указанные обязанности собственника установлены пунктами 16, 28, 29 и 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В рассматриваемом споре правоотношения ссудодателя, не являющего собственником недвижимого имущества, и ссудополучателя урегулированы договором безвозмездного пользования недвижимым имуществом, находящимся в собственности Самарской области, что подтверждено Свидетельством о государственной регистрации права от 21.05.2014 (т 2 л.д. 68).
При передаче имущества по договору безвозмездного пользования N 1398 в силу статей 689 - 701 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на спорное имущество ни к ссудодателю, ни к ссудополучателю не перешло.
На основании изложенного, принимая во внимание Свидетельство о государственной регистрации права от 26.09.2014 (т.1 л.д. 137) и Приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 27.05.2016, суд первой инстанции обоснованно взыскал с Государственного казенного учреждения Самарской области "Областной центр содействия семейного устройству детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда" в пользу Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области" "Фонд капитального ремонта" 31 501руб.47 коп., в том числе: 25 610 руб. 48 коп. - задолженность по взносам на капитальный ремонт нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Зеленая, д.11А за период с 26.09.2014 по 27.05.2016, 5 890руб.99 коп - пени за просрочку оплаты взносов на капитальный ремонт и в возмещение расходов по оплате государственной пошлины
Доводы апелляционной жалобы Министерства во внимание не принимаются.
В период с 28.05.2016 по 17.09.2017 права владельца в отношении данного нежилого помещения зарегистрированы не были и спорное нежилое помещение фактически находилось в собственности Самарской области в лице Министерства имущественных отношений Самарской области.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 27.05.2016 N 814 прекращено право оперативного управления Государственного казенного учреждения Самарской области "Областной социальный приют для детей и подростков "Надежда" на нежилое помещение площадью 252,5 кв.м. на первом этаже дома, расположенного по адресу: город Самара, улица Зеленая, дом 11А.
Указанным приказом спорное помещение передано Государственному казенному учреждению Самарской области "Социальный приют для детей и подростков "Радуга" (т. 1 л.д. 138 - 140).
Таким образом, Государственное казенное учреждение Самарской области "Областной социальный приют для детей и подростков "Надежда" владело спорным помещением на праве оперативного управления в период с 26.09.2014 по 27.05.2016.
Государственное казенное учреждение Самарской области "Социальный приют для детей и подростков "Радуга" прекратило свою деятельность 30.06.2016, что подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ.
С 01.07.2016 реорганизованы государственные казенные учреждения Самарской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Подросток", "Социальный приют для детей и подростков "Радуга", "Социальный приют для детей и подростков "Ровесник" путем присоединения их к государственному учреждению Самарской области "Социальный приют для детей и подростков "Ровесник", которому присвоено наименование - Государственное казенное учреждение Самарской области "Социальный приют для детей и подростков "Ровесник".
Рассматривая апелляционную жалобу первого заявителя, арбитражный апелляционный суд дал правовую оценку договору безвозмездного пользования N 1398.
В силу прямого указания закона (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации) бремя содержания общедомового имущества многоквартирного дома обязаны нести собственники вне зависимости от передачи нежилых помещений во временное пользование и владение третьих лиц.
Как было отмечено выше, исключение из этого правила должно быть специально установлено законом или договором.
Согласно п. 2 ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества.
Из пунктов 1 и 2 статьи 153, пункта 2 части 1 и части 4 статьи 154, статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", следует, что с момента возникновения права собственности на нежилое помещение его собственник обязан ежемесячно вносить плату за нежилое помещение (включающую помимо прочего плату за содержание и ремонт нежилого помещения) и коммунальные услуги (в том числе отопление и горячее водоснабжение). Неиспользование помещений для проживания не является основанием для невнесения собственниками платы. В силу прямого указания закона именно собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества и расходы по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, независимо от того, переданы ли помещения во временное владение и пользование третьих лиц.
Вместе с тем исполнение данной обязанности может быть возложено собственником и на иное лицо, посредством заключения с таким лицом договора и включения в него соответствующего условия.
Таким договором может являться договор аренды в силу пункта 2 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо договор о передаче муниципального недвижимого имущества в безвозмездное пользование в силу статьи 695 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом наличие в договоре аренды, а равно в договоре безвозмездного пользования условия, согласно которому арендатор либо ссудополучатель обязуется заключить договоры с организацией, занимающейся обслуживанием жилого здания, в котором расположено нежилое помещение, и договор на предоставление коммунальных услуг, само по себе не является основанием для возложения на арендатора (ссудополучателя) обязанности по оплате соответствующих расходов на содержание имущества, в том числе коммунальных услуг, если он соответствующие договоры не заключил.
В этом случае условия договора аренды, ссуды и требования статей 616, 695 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат применению к отношениям сторон по договору аренды, безвозмездного пользования, а не к отношениям управляющей организации и собственника помещений, отношения которых регулируются вышеуказанными нормами права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое заявителями решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Распределяя судебные расходы по оплате государственной пошлины и взыскивая с Министерства имущественных отношений Самарской области 703 руб. 03 коп., а с государственного казенного учреждения Самарской области "Областной центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда" 1 601 руб. 97 коп. в пользу Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" расходов по оплате государственной пошлины, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Таким образом, с учетом размера удовлетворенных исковых требований, с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" подлежит взысканию в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 1 045 руб., а с государственного казенного учреждения Самарской области "Областной центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда" в пользу Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" подлежит взысканию в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 1 260 руб.
При указанных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд, руководствуясь частью 4 пункта 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изменяет решение Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2017 в части распределения расходов по оплате государственной пошлины.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционным жалобам подлежат отнесению на заявителей жалоб.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области не рассматривался, поскольку ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2017, принятое по делу N А55-20675/2017, в части распределения судебных расходов по оплате государственной пошлины изменить.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 1 045 руб.
Взыскать с государственного казенного учреждения Самарской области "Областной центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда" в пользу Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 1 260 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы государственного казенного учреждения Самарской области "Областной центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда" и Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Взыскать с государственного казенного учреждения Самарской области "Областной центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда" (ИНН 6312021906) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.Е. Шадрина |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20675/2017
Истец: Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта"
Ответчик: ГКУ Самарской области "Областной центр содействия семейному устройству детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Надежда", ГКУ Самарской области Комплексный центр социального обслуживания населения "Ровесник", Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Самарской области "Комплексный центр социального обслуживания населения "Ровесник", ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ "НАДЕЖДА"
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-49318/19
19.06.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-20675/17
06.05.2019 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7297/19
13.03.2019 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2104/19
26.12.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-20675/17
24.09.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-36464/18
07.05.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1989/18
26.12.2017 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-20675/17