г. Казань |
|
03 октября 2018 г. |
Дело N А12-38818/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Хакимова И.А., Сабирова М.М.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Волгоградской области "Управление капитального строительства"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.03.2018 (судья Смагоринская Е.Б.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2018 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Антонова О.И., Жаткина С.А.)
по делу N А12-38818/2017
по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Волгоградской области "Управление капитального строительства" (ОГРН 1123460005789, ИНН 3445127712) к обществу с ограниченной ответственностью "Интер-Строй" (ОГРН 1117325002772, ИНН 7325104051) о взыскании неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Волгоградской области "Управление капитального строительства" (далее - ГКУ "УКС", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью "Интер-Строй" (далее - ООО "Интер-Строй", Общество, ответчик) о взыскании неустойки в размере 203 559,74 руб. за период с 02.02.2017 по 31.08.2017 за нарушение сроков выполнения работ по государственному контракту от 10.01.2017 N 2-НП (с учетом принятого судом уточнения исковых требований).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.03.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2018, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, истец обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
Заявитель в кассационной жалобе указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 10.01.2017 в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) между ГКУ "УКС" (государственный заказчик) и ООО "Интер-Строй" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 101-В (далее - контракт), согласно условиям которого подрядчик обязуется выполнить работы по строительству объекта "Строительство трехэтажного жилого дома "под ключ" в рамках реализации областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2013 - 2017 годах" по адресу: Волгоградская область, Калачевский район, г. Калач-на-Дону, ул. Чекмаева, N 23 в соответствии с Приложениями к контракту, оформить надлежащим образом исполнительную документацию на этап строительства и в полном объеме, в соответствии с РД-11-02-2006 "Состав исполнительной документации" и сдать государственному заказчику законченный строительством Объект пригодный для использования, а государственный заказчик обязуется принять работы и оплатить их.
Сроки выполнения работ определены пунктом 1.4 контракта: начало производства работ - день, следующий за днем заключения контракта, ввод в эксплуатацию жилых домов - не позднее 01.08.2017.
Согласно пункту 2.1 контракта стоимость работ составляет 62 529 660 руб., в том числе НДС 18% в размере 9 538 422,71 руб.
Стороны 11.07.2017 заключили дополнительное соглашение N 1 к контракту, согласно которому пришли к соглашению о внесении изменений в Техническое задание к контракту (Приложение N 1), а дополнительным соглашением от 30.08.2017 N 2 увеличили стоимость работ по контракту до 66 049 990,62 руб.
Законченный строительством объект с фактическим объемом работ на сумму 65 569 544,76 руб. был принят государственным заказчиком 31.08.2017 и в тот же день администрацией Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Пунктом 12.5 контракта установлено, что в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик направляет требование о взыскании неустойки.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом и устанавливается в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму пропорциональную объему обязательств фактически выполненных подрядчиком и определяется по формуле П=(Ц-В)хС (пункт 12.6. контракта).
Просрочка выполнения работ послужила основанием для начисления истцом ответчику неустойки за период с 20.01.2016 по 23.03.2016 в размере 203 559,74 руб. и его последующим обращением в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик указал, что письмом от 19.06.2017 N 1508 государственный заказчик сообщил подрядчику, что 16.06.2017 на объекте "Строительство 3-х этажного жилого дома "под ключ" по адресу: Волгоградская область, Калачевский район, г. Калач-на-Дону, ул. 51-ая Гвардейская, 4а" произошло обрушение балконных плит, что привело к гибели рабочего, в связи с чем до выяснения причин просил работы, связанные с монтажом балконных плит и конструкций, находящихся в опасной зоне, запретить, выгородить зону безопасности, провести внеплановые инструктажи, решение оформить приказом. Соответствующий приказ N 46 о приостановлении работ над и под балконными плитами был издан ООО "Интер-Строй" 17.06.2017 и направлен государственному заказчику.
Письмом от 23.06.2017 N 1566 государственный заказчик сообщил о необходимости, в связи с указанной аварийной ситуацией, провести мероприятия по обследованию балконных плит на строительстве объекта, указанного в контракте; письмом от 31.07.2017 N 2023 просил подрядчика выполнить проект усиления балконных плит с прохождением проверки ГАУ ВО "Облгосэкспертиза" и выполнить работы по усилению плит.
Положительное заключение ГАУ ВО "Облгосэкспертиза" было выдано только 17.08.2017 и получено ООО "Интер-Строй", работы на объекте продолжены.
В материалы дела также были представлены дополнительные соглашения от 11.07.2017 N 1 и от 30.08.2017 N 2, которыми стороны внесли изменения в "Ведомость основных материалов" Технического задания (Приложение N 1 к контракту), а также увеличили стоимость работ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и во взаимной связи, в том числе условия дополнительных соглашений, технического задания, локально-сметного расчета, суды пришли к выводу, что внося изменения в спорный контракт стороны фактически увеличили и срок выполнения работ, поскольку изменения в контракт внесены после срока окончания работ, подрядчик не мог выполнить весь объем работ в определенный контрактом срок.
При этом судами отмечено, что истец, заключая дополнительные соглашения по истечении срока выполнения подрядчиком работ, поручая иные по объему и содержанию работы, знал и не мог не знать, что данные работы не могут быть выполнены в ранее согласованные сроки.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 309, 310, 329, 330, 405, 406, 702, 708, 740, 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды, придя к выводу, что сроки выполнения работ по спорному контракту нарушены по вине заказчика, отказали в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и, по существу, сводятся к иной оценке доказательств и сделанных на их основании выводов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с нормами статей 102, 110 АПК РФ с заявителя кассационной жалобы за ее рассмотрение подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 3000,00 руб., поскольку судом предоставлялась отсрочка в ее уплате.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.03.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2018 по делу N А12-38818/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Волгоградской области "Управление капитального строительства" в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 3000,00 руб.
Поручить Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Г. Гильманова |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела и установлено судами, 10.01.2017 в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) между ГКУ "УКС" (государственный заказчик) и ООО "Интер-Строй" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 101-В (далее - контракт), согласно условиям которого подрядчик обязуется выполнить работы по строительству объекта "Строительство трехэтажного жилого дома "под ключ" в рамках реализации областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2013 - 2017 годах" по адресу: Волгоградская область, Калачевский район, г. Калач-на-Дону, ул. Чекмаева, N 23 в соответствии с Приложениями к контракту, оформить надлежащим образом исполнительную документацию на этап строительства и в полном объеме, в соответствии с РД-11-02-2006 "Состав исполнительной документации" и сдать государственному заказчику законченный строительством Объект пригодный для использования, а государственный заказчик обязуется принять работы и оплатить их.
...
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 309, 310, 329, 330, 405, 406, 702, 708, 740, 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды, придя к выводу, что сроки выполнения работ по спорному контракту нарушены по вине заказчика, отказали в удовлетворении исковых требований."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 октября 2018 г. N Ф06-37551/18 по делу N А12-38818/2017