г. Казань |
|
11 октября 2018 г. |
Дело N А12-11242/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сабирова М.М.,
судей Гильмановой Э.Г., Вильданова Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Асхадуллиной Э.М.,
при участии в судебном заседании в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:
истца - Андреевой С.А. (доверенность от 10.01.2018),
ответчика - Пименова М.Ю. (доверенность от 30.05.2017),
в отсутствие:
третьих лиц - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Комитета финансов Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.05.2018 (судья Лазаренко С.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2018 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Антонова О.И., Клочкова Н.А.)
по делу N А12-11242/2018
по исковому заявлению администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ОГРН 1023402008706, ИНН 3435110011) к Комитету финансов Волгоградской области (ОГРН 10634440076922, ИНН 344130624) о взыскании задолженности, при участии в деле в качестве третьих лиц Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, г. Волгоград, Комитета строительства Волгоградской области, г. Волгоград,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области (далее - Комитет) о взыскании за счёт средств казны Волгоградской области убытков в размере 918 343 руб. 26 коп., в том числе: 908 000 руб. в связи с предоставлением квартиры, 10 343 руб. 26 коп. - расходы по оплате оценки стоимости помещения.
Исковое заявление мотивировано наличием у субъекта федерации обязанности по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, обязанность по предоставлению жилого помещения Администрацией установлена решением суда общей юрисдикции, размер убытков определен независимой оценкой.
В качестве третьего лица по делу указано Управление Федерального казначейства по Волгоградской области (далее - УФК).
УФК в отзыве на исковое заявление указало, что расходы по обеспечению жильем инвалидов и приравненных к ним категорий граждан являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, в данном случае - Волгоградской области.
Определением суда от 20.04.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Комитет строительства Волгоградской области.
Комитет в отзыве на исковое заявление просил отказать в удовлетворении требований, поскольку Администрацией не представлены доказательства противоправности действий (бездействия) какого-либо органа государственной власти Волгоградской области и/или должностного лица, а также причинно-следственная связь между этими действиями (бездействием) и убытками Администрации, Администрация не обращалась к субъекту федерации за выделением денежных средств, размер предоставленной площади превышает установленный в субъекте федерации, размер заявленных убытков превышает размер средств, предусмотренных действующим законодательством для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.05.2018 исковые требования удовлетворены. С субъекта Российской Федерации - Волгоградской области в лице Комитета в пользу Администрации взысканы убытки в размере 918 343 руб. 26 коп.
Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что решением суда общей юрисдикции на Администрацию возложена обязанность по предоставлению жилых помещений, решение суда общей юрисдикции исполнено Администрацией, нуждающаяся в получении помещения поставлена на учёт в 2012 году, финансирование предоставленного помещения производится за счёт средств субъекта федерации.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2018 решение суда первой инстанции от 10.05.2018 оставлено без изменения.
В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Комитет обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Комитет ссылается на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Судебными инстанциями, по мнению заявителя кассационной жалобы, не учтено, что иск подлежит удовлетворению в пределах установленного норматива, экспертная оценка не отражает реальную рыночную стоимость и не может приниматься судом как относимое и допустимое доказательство, убытки подлежат возмещению в пределах установленного норматива.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие представителей третьих лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Указал, что подлежат возмещению убытки от предоставления жилых помещений в соответствии с установленным нормативом, представленный Администрацией отчёт является ненадлежащим доказательством. На вопрос судебной коллегии пояснил, что представленный Администрацией отчёт не оспаривался, о проведении экспертизы на предмет определения стоимости помещения на момент отчуждения ходатайство не заявлялось.
Представитель Администрации в судебном заседании просила оставить судебные акты без изменения, поскольку было предоставлено помещение, имевшееся в наличии, помещения с размером предусмотренной нормативом площади в муниципальном фонде отсутствовали, расходы Администрации определены на основании отчёта, рыночная стоимость аналогичных помещений в г. Волжском значительно выше определённой в отчёте.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы Комитета, заслушав представителей сторон по делу, судебная коллегия суда округа не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.
Постановлением Администрации от 30.03.2012 N 2020 Старухина Екатерина Алексеевна, 06.07.1990 года рождения, была признана нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения при Администрации.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 03.07.2014 N 2-3542/2014, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 04.09.2014, исковые требования прокурора город Волгограда, в интересах Старухиной Екатерины Алексеевны к Администрации об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма были удовлетворены.
Суд обязал Администрацию предоставить Старухиной Е.А., 06.07.1990 года рождения, нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, жилое помещение на одного человека по норме предоставления жилой площади с учетом права на дополнительную жилую площадь в виде благоустроенного изолированного жилого помещения в черте городского округа - город Волжский Волгоградской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Решение суда общей юрисдикции обусловлено тем, что Старухина Е.А. является инвалидом первой группы по зрению с детства, что также подтверждается справкой МСЭ-2009 N 0057798. Заболевание Старухиной Е.А. подпадает под действие Постановления Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", а также под действие Постановления Правительства Российской Федерации N 817 от 21.12.2004 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих право инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь".
Во исполнение решения Волжского городского суда Волгоградской области от 03.07.2014 постановлением Администрации от 25.07.2017 N 4541 Старухиной Е.А. по договору социального найма было предоставлено жилое помещение муниципального жилищного фонда - однокомнатная квартира общей площадью 28,7 кв. м, расположенная по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Мира, д. 18, кв. 33.
28.07.2017 между Старухиной Е.А. и Администрацией был заключён договор социального найма жилого помещения общей площадью 28,7 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Мира, д. 18, кв. 33.
Старухиной Е.А. жилое помещение было принято, что подтверждается актом передачи жилого помещения от 28.07.2017.
20.11.2017 между Управлением муниципального имущества администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области и обществом с ограниченной ответственностью "Аналитик Центр" путём проведения аукциона в электронной форме был заключён муниципальный контракт N 824161 по оказанию услуг по оценке имущества.
ООО "Аналитик Центр", согласно условиям договора производилась оценка объекта, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Мира, д. 18, кв. 33, передаваемого Старухиной Е.А.
Стоимость услуг по оценке жилого помещения составила 10 343 руб. 26 коп., что подтверждается условиями договора, актом выполненных работ.
Согласно отчёту от 28.11.2017 N 2772/17 об оценке рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу Волгоградская область, г. Волжский, ул. Мира, д. 18, кв. 33, рыночная стоимость жилого помещения составляет 908 000 руб.
Письмом от 08.02.2018 N 01-10/1215 Администрация обратилась в адрес Министерства финансов Российской Федерации с просьбой возместить расходы, понесённые муниципальным образованием в связи с предоставлением жилого помещения на основании решения суда общей юрисдикции.
Министерство финансов Российской Федерации в ответе на письмо Администрации указало на отсутствие оснований для возмещения расходов муниципального образования за счёт средств федерального бюджета.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации в суд с требованиями по настоящему делу.
Удовлетворяя предъявленные по делу требования, судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для удовлетворения требований о привлечении лица к гражданско-правовой ответственности необходимо совокупное наличие следующих обстоятельств: сам факт причинения убытков в заявленном размере, противоправное поведение причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением причинителя вреда и возникшими неблагоприятными последствиями.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями государства, определёнными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закона N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление названных полномочий может дополнительно финансироваться за счёт средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Закона N 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По правилам статьи 17 Закона N 184-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в пределах своих полномочий, самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Закона N 131-ФЗ (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учёту граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 55, статьи 60 и 61 Закона N 184-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона N 184-ФЗ, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Старухина Е.А. была поставлена на учет 30.03.2012 года в соответствии с постановлением Администрации N 2020 от 30.03.2012, как гражданка, нуждающаяся во внеочередном предоставлении жилого (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире").
Таким образом, Старухина Е.А. была поставлена на учёт после 01.01.2005.
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), устанавливает только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учёт после 01.01.2005, применительно к вышеперечисленным нормам подлежит финансированию за счёт субъектов Российской Федерации. Отнесение этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации будет противоречить статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой приведён перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции пришли к выводу о том, что расходы, необходимые Администрации для исполнения решения Волжского городского суда Волгоградской области от 03.07.2014, подлежат взысканию за счёт средств казны Волгоградской области.
Обязанность субъекта Российской Федерации - Волгоградской области в лице Комитета по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом обязания Администрации предоставить жилое помещение определённому в законе лицу и несением связанных с этим расходов на приобретение или невозможность распоряжения помещением.
Указание Комитета на наличие обязанности по компенсации расходов на приобретение жилого помещения в соответствии с нормативами не свидетельствует о незаконности судебных актов, поскольку из материалов дела не усматривается, что у Администрации имелось в наличии помещение, которое могло быть предоставлено в соответствии с указанными Комитетом нормативами.
Доводы Комитета о том, что стоимость убытков должна быть рассчитана исходя из стоимости одного квадратного метра, несостоятельны, поскольку Администрацией предоставлен отчёт эксперта об оценке рыночной стоимости жилого помещения.
Данный отчёт Комитетом не оспорен, ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы не заявлено, что подтверждено Комитетом в кассационной жалобе и представителем Комитета в судебном заседании.
Поскольку отчёт оценщика Комитетом не оспорен, недостоверность данных, отражённых в отчёте не установлена, судебными инстанциями правомерно удовлетворены требования Администрации о взыскании затрат, связанных с составлением отчёта.
При изложенных выше обстоятельствах выводы судебных инстанций соответствуют нормам права и материалам дела, судами дана надлежащая правовая оценка представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц, в связи с чем судебной коллегией суда округа правовые основания к отмене обжалованных судебных актов не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.05.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2018 по делу N А12-11242/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.М. Сабиров |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Старухина Е.А. была поставлена на учет 30.03.2012 года в соответствии с постановлением Администрации N 2020 от 30.03.2012, как гражданка, нуждающаяся во внеочередном предоставлении жилого (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире").
...
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), устанавливает только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учёт после 01.01.2005, применительно к вышеперечисленным нормам подлежит финансированию за счёт субъектов Российской Федерации. Отнесение этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации будет противоречить статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой приведён перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 октября 2018 г. N Ф06-38161/18 по делу N А12-11242/2018