г. Казань |
|
10 октября 2018 г. |
Дело N А55-31653/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.04.2018 (судья Балькина Л.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2018 (председательствующий судья Балашева В.Т., судьи Кузнецов С.А., Морозов В.А.)
по делу N А55-31653/2017
по исковому заявлению некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о взыскании 104 752,16 руб.,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (далее - истец, Фонд) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ответчик, территориальное управление) о взыскании 104 752,16 руб., в том числе долга 88 180,18 руб. и пени 16 571,98 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.04.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2018, исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 102 710,42 руб., в том числе: 88 180,18 руб. задолженности по взносам на капитальный ремонт, 14 530,24 руб. пени, и 4062 руб. в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части в иске отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Заявитель кассационной жалобы считает, что территориальное управление не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку помещения, находящиеся в собственности территориального управления, переданы в оперативное пользование Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Самары (запись ЕГРН N 63:01:0733001:2728-63/001/2017-1 от 06.03.2017 Оперативное управление).
Кроме того, заявитель жалобы указывает, что территориальное управление не уведомлялось о проведении общего собрания о порядке оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, истец не представил в материалы дела доказательства оказания услуг по несению расходов на капитальный ремонт в период с 01.08.2014 по 05.03.2017 в спорном нежилом помещении.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что истец является некоммерческой специализированной организацией осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Самарской области.
Российской Федерации на праве собственности принадлежит нежилое помещение площадью 547,4 кв.м, расположенное по адресу: г. Самара, пр. Кирова, д. 143/ ул. Физкультурная, д. 117, ул. Теннисная, д. 14, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации права от 29.05.2014.
Исковые требования Фонда мотивированы тем, что ответчик, представляя интересы собственника имущества в период с 01.08.2014 по 05.03.2017 не исполнял свои обязанности по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт, в связи с чем за ним образовалась задолженность в сумме 88 180,18 руб. и начислены пени в сумме 16 571,98 руб., предусмотренные частью 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 210, 216, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 4, 155, 158, 169, 170, 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, и по результатам исследования и оценки представленных по делу доказательств пришли к выводу о доказанности факта наличия задолженности ответчика в силу обязанности его, как собственника помещения в многоквартирном доме, участвовать в расходах по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт помещения, в связи с чем удовлетворили иск.
Судебная коллегия находит данные выводы судов предыдущих инстанций обоснованными.
Доводам заявителя кассационной жалобы о том, что спорное помещение, принадлежащее ответчику на праве собственности, находится в оперативном управлении у Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары и именно Инспекция должна нести бремя содержания имущества, которое находится у нее в оперативном управлении, судами предыдущих инстанций дана надлежащая правовая оценка.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками (абзац пятый пункта 1 статьи 216 ГК РФ).
В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что право оперативного управления у Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары зарегистрировано 06.03.2017.
Таким образом, в силу названных норм права обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.08.2014 по 05.03.2017 лежит на собственнике.
Обязанность по несению собственниками помещений в многоквартирных домах расходов на капитальный ремонт предусмотрена статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" жилищным законодательством урегулирован порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Указанный закон не содержит переходных положений, устанавливающих дополнительные условия по применению тех или иных норм Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 707 утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Самарской области.
Из областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Самарской области усматривается, что разработчиком программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области. Целью программы является обеспечение проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов в Самарской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; улучшение эксплуатационных и технических характеристик многоквартирных домов на территории Самарской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан. Задачи программы - эффективное планирование и организация своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Самарской области, за исключением домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.
Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включены дома (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также с решением, принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов дела, региональная программа капитального ремонта в Самарской области была принята постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 707 и опубликована в средствах массовой информации.
Поскольку из представленной утвержденной региональной программы капитального ремонта усматривается, что срок ее реализации является 2014 - 2043 года, порядок внесения платы за капитальный ремонт и порядок его финансирования и возмещение расходов, связанных с проведением капитального ремонта на 2014-2017 годы, установлен данной региональной программой капитального ремонта.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, частями 2, 3 статьи 7 Закона Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В соответствии с частью 1 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Одной из функций регионального оператора (фонда) в соответствии с частью 2 статьи 28 Закона Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД является функция по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.
Расчет суммы взносов на капитальный ремонт произведен истцом на основании постановлений Правительства Самарской области от 22.11.2013 N 654, от 17.12.2014 N 784, N 333 от 11.,06.2015, N 293 от 08.06.2016, которыми установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2014, 2015, 2016, 2017 гг., на территории Самарской области в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику такого помещения, в месяц: для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,07 рубля; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 5,84 рубля, на 2017 год установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,45 рублей; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 6,27 рублей.
Ответчик не представил доказательств оплаты взносов за капитальный ремонт за период с 01.08.2014 по 05.03.2017.
Согласно положениям части 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплативших взносы на капитальный ремонт, уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере, установленном названной нормой права.
В силу части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации пени, уплаченные собственниками помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанностей по уплате взносов на капитальный ремонт, среди прочих поступлений образуют фонд капитального ремонта.
При таких обстоятельствах и в соответствии с названными нормами права, суды обоснованно удовлетворили исковые требования о взыскании задолженности в полном объеме, в части взыскания пени частично 14 530,24 руб., исходя из размера ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент приятия решения - 7,25%.
Учитывая то, что материалы дела исследованы судами первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, нарушений норм процессуального права судом кассационной инстанции не выявлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20.04.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2018 по делу N А55-31653/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Н.А. Тюрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
...
Согласно положениям части 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплативших взносы на капитальный ремонт, уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере, установленном названной нормой права.
В силу части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации пени, уплаченные собственниками помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанностей по уплате взносов на капитальный ремонт, среди прочих поступлений образуют фонд капитального ремонта."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 октября 2018 г. N Ф06-37811/18 по делу N А55-31653/2017