г. Самара |
|
5 июля 2018 г. |
Дело N А55-31653/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 июля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балашевой В.Т.,
судей Кузнецова С.А., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мешковой М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 июня 2018 года апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 апреля 2018 года по делу N А55-31653/2017 (судья Балькина Л.С.),
по иску Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о взыскании 104 752 руб. 16 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (далее - истец, фонд) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ответчик) о взыскании 104 752 руб. 16 коп., в том числе долга 88 180 руб. 18 коп. и пени 16 571 руб. 98 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.04.2018 по делу N А55-31653/2017 исковые требования удовлетворены частично. С Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области за счет казны Российской Федерации в пользу Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" взыскано 102 710 руб. 42 коп., в том числе: 88 180 руб. 18 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт, 14 530 руб. 24 коп. пени, а также 4 062 руб. в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать.
В качестве оснований для отмены обжалуемого решения заявитель жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильное применение норм материального права.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2018 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 28.06.2018 на 17 час. 10 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Представители сторон в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения в силу следующего.
Как следует из материалов дела, фонд создан в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" и постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 N 247 "О создании некоммерческой организации - фонда "Фонд капитального ремонта" как не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством, и является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Самарской области, предусмотренных действующим законодательством, действует на основании Устава, утвержденного приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 15.05.2014 N 104, приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 26.06.2014 N 1479.
Российской Федерации на праве собственности принадлежит нежилое помещение площадью 547, 4 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, пр. Кирова, д. 143/ ул. Физкультурная, д. 117, ул. Теннисная, д. 14, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации права от 29.05.2014 (л.д. 9-10).
В связи с неисполнением ответчиком обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.08.2014 по 05.03.2017, фонд обратился с настоящим иском в арбитражный суд о взыскании 88 180 руб. 18 коп. - суммы взносов на капитальный ремонт и 16 571 руб. 98 коп. пени, предусмотренные частью 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Возражая против заявленных требований в отзыве на иск ответчик заявил, что спорное помещение, принадлежащее ответчику на праве собственности, находится в оперативном управлении у Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары, соответственно ответчик считает что именно Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Самары должна нести бремя содержания имущества, которое находится у нее в оперативном управлении. В связи с чем, Территориальное управление считает, что является ненадлежащим ответчиком в данном споре, просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по поводу пользования общим имуществом собственников помещений, в том числе и юридических лиц.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (пункт 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Положениями части 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплативших взносы на капитальный ремонт, уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере, установленном названной нормой права.
В силу части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации пени, уплаченные собственниками помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанностей по уплате взносов на капитальный ремонт, среди прочих поступлений образуют фонд капитального ремонта.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, частями 2, 3 статьи 7 Закона Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области утверждена постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области".
В соответствии с частью 1 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Одной из функций регионального оператора (фонда) в соответствии с частью 2 статьи 28 Закона Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД является функция по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.
Расчет суммы взносов на капитальный ремонт произведен истцом на основании Постановлений Правительства Самарской области от 22.11.2013 N 654, от 17.12.2014 N 784, N 333 от 11.,06.2015, N 293 от 08.06.2016, которыми установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2014, 2015, 2016, 2017, на территории Самарской области в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику такого помещения, в месяц: для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,07 рубля; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 5,84 рубля, на 2017 год установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,45 рублей; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 6,27 рублей.
Ответчик не представил доказательств оплаты взносов за капитальный ремонт за период с 01.08.2014 по 05.03.2017.
При таких обстоятельствах и в соответствии с названными нормами права, суд обоснованно удовлетворил исковые требования о взыскании задолженности в полном объеме, в части взыскания пени частично 14 530 руб. 24 коп., исходя из размера ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент приятия решения - 7,25%.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовал материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку.
Доводы ответчика о том, что обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт должно нести лицо, обладающее помещением на праве оперативного управления, проверены судом и обоснованно отклонены.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками (абзац пятый пункта 1 статьи 216 ГК РФ). В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что право оперативного управления зарегистрировано 06.03.2017.
Таким образом, в силу названных норм права обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.08.2014 по 05.03.2017 лежит на собственнике.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривается, поскольку ответчик освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20 апреля 2018 года по делу N А55-31653/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.Т. Балашева |
Судьи |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-31653/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 10 октября 2018 г. N Ф06-37811/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "ФКР", Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области