г. Казань |
|
16 октября 2018 г. |
Дело N А55-26508/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Галиуллина Э.Р.,
судей Королевой Н.Н., Смоленского И.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на определение Арбитражного суда Самарской области от 17.05.2018 (судья Бунеев Д.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2018 (председательствующий судья Балашева В.Т., судьи Морозов В.А., Шадрина О.Е.)
по делу N А55-26508/2017
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Трейд" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о взыскании 542 654 руб. 66 коп. долга
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Трейд" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ответчик) 542 654 руб. 66 коп., в том числе 481 169 руб. 25 коп. долга по контракту N 10Х от 04.03.2016 и 61 485 руб. 41 коп. неустойки.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2017 по делу N А55-26508/2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018, исковые требования удовлетворены, с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Трейд" взыскано 542 654 руб. 66 коп., в том числе долг 481 169 руб. 25 коп. и неустойка 61 485 руб. 41 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины 13 853 руб.
На основании вышеуказанного судебного акта судом выдан исполнительный лист ФС 020584423.
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области (далее - Министерство) обратилось 09.04.2018 в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2017 путем исключения из резолютивной части решения указания на взыскание за счет средств казны Российской Федерации и приостановлении исполнения решения суда.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 17.05.2018, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2018, в удовлетворении заявления отказано.
Обжалуя принятые судебные акты в кассационном порядке, истец просит их отменить, заявление удовлетворить, мотивируя кассационную жалобу нарушением судебными инстанциями норм материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 4.1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374, данное лицо реализует от имени Российской Федерации соответствующие полномочия, предусмотренные данным положением, и несет правовые последствия совершения соответствующих действий (в том числе взыскания спорных денежных сумм).
Согласно пункту 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, в том числе имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, осуществляет Федеральное агентство по управлению Федеральным имуществом (Росимущество).
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Таким образом, руководствуясь пунктом 1 статьи 125, пунктами 3 и 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, 158, 242.1, 242.2, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации Положением N 432, при принятии решения суд обоснованно исходил из того, что полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации возложены на Росимущество и его территориальные органы, удовлетворив заявленные требования за счет казны Российской Федерации.
Частью 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. Судебные акты по искам к Российской Федерации о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации в силу статей 165, 242.2 БК РФ исполняет Минфин России, на что федеральным бюджетом предусмотрены ассигнования на исполнение судебных актов о взыскании денежных средств за счет казны РФ.
В соответствии со статьей 70 БК РФ обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает: оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами; закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации; возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (часть 2 статьи 161 БК РФ).
В силу главы 24.1 БК РФ и части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) Учреждений" органы Федерального казначейства организуют исполнение исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства казенных, бюджетных (автономных) учреждений.
Указание в решении суда на взыскание денежных средств с Российской Федерации с Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Росимущества за счет казны Российской Федерации не является препятствием для его исполнения органом Федерального казначейства и не изменяет порядок исполнения судебных актов, предусмотренный статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку средства федерального бюджета являются частью государственной казны.
Данная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.05.2009 N 1910/09.
При таких обстоятельствах заявление Министерства об изменении порядка и способа исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2017 по делу N А55-26508/2017 судом первой и апелляционной инстанции обоснованно оставлено без удовлетворения.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах, где им была дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки приведённых доводов у суда кассационной инстанции нет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Самарской области от 17.05.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2018 по делу N А55-26508/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Р. Галиуллин |
Судьи |
Н.Н. Королева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу главы 24.1 БК РФ и части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) Учреждений" органы Федерального казначейства организуют исполнение исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства казенных, бюджетных (автономных) учреждений.
Указание в решении суда на взыскание денежных средств с Российской Федерации с Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Росимущества за счет казны Российской Федерации не является препятствием для его исполнения органом Федерального казначейства и не изменяет порядок исполнения судебных актов, предусмотренный статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку средства федерального бюджета являются частью государственной казны.
Данная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.05.2009 N 1910/09.
При таких обстоятельствах заявление Министерства об изменении порядка и способа исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2017 по делу N А55-26508/2017 судом первой и апелляционной инстанции обоснованно оставлено без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 октября 2018 г. N Ф06-37802/18 по делу N А55-26508/2017
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-37802/18
26.07.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9305/18
07.06.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-33231/18
20.02.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18872/17
07.11.2017 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-26508/17