г. Казань |
|
18 октября 2018 г. |
Дело N А65-42925/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального Территориального управления Федерального агентства
по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.04.2018 (судья Спиридонова О.П.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Пышкина Н.Ю., Романенко С.Ш.)
по делу N А65-42925/2017
по иску Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чистопольскому району (ОГРН 1031652402540), Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (ОГРН 1091690054763) к Исполнительному комитету Чистопольского муниципального района Республики Татарстан (ОГРН 1061677001143) о признании права собственности Российской Федерации на самовольную постройку, с участием третьих лиц: Управления Росреестра по Республике Татарстан, Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области,
УСТАНОВИЛ:
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чистопольскому району Республики Татарстан (далее - ОМВД РФ по Чистопольскому району РТ) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Чистопольскому городскому Исполнительному комитету Чистопольского Муниципального района Республики Татарстан (далее - исполком) о признании права собственности Российской Федерации на административное здание (здание гаражей) общей площадью по наружному обмеру 295,9 кв.м, по внутреннему обмеру 254,4 кв.м, расположенное по адресу: Республика Татарстан, г. Чистополь, ул. Курченко, д. 1А, лит. Б.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (далее - Управление Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.04.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Не согласившись с судебными актами, Управление Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение судами норм процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ОМВД РФ по Чистопольскому району РТ принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 16:54:140101:52, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Чистополь, ул. Курченко, д.1 А, общей площадью 7640 кв.м, что подтверждается записью регистрации от 27.05.2013.
На вышеуказанном земельном участке в 1992 году построено административное задание (гаражи) общей площадью по наружному обмеру 295,9 кв.м, по внутреннему обмеру 254,4 кв.м с соблюдением строительных, градостроительных и иных норм и правил, законных интересов и прав иных лиц не нарушает, находится в исправном состоянии, пригодно для эксплуатации, не имеется опасности для окружающих граждан, что подтверждается заключением о соответствии административного строения (гаража) строительным нормам и правилам СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", согласно которому работы по строительству гаража, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Чистопольский район, г. Чистополь, ул. Курченко, д. 1А, лит. Б, выполнены в соответствии с требованиями норм и правил, и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья эксплуатацию объекта.
Административное здание (гаражи) используется ОМВД РФ по Чистопольскому району РТ по настоящее время под стоянку служебного автотранспорта.
ОМВД РФ по Чистопольскому району РТ указывая на то, что строительство административного задания (гаражи) осуществлено с соблюдением строительных норм и правил, используется им открыто и добросовестно более 20 лет, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу об отсутствии оснований, допускающих возможность признания за обществом права собственности на спорный объект в судебном порядке. Суды исходили из того, что учреждение осуществило строительство нежилого здания без получения соответствующего разрешения; не представило доказательств того, что у него имелись препятствия для своевременного обращения за получением разрешения на строительство до осуществления строительства; не доказало соблюдение установленного законом административного порядка создания и ввода в гражданский оборот спорного объекта недвижимости, по правилам действующим в период его создания, соблюдение процедуры государственной регистрации права на объект, а также судебного порядка оспаривания отказа регистрирующего орган, т.е. не предпринимало достаточные и необходимые меры для легализации спорного объекта недвижимости; не доказало, что спорный объект был возведен за счет средств федерального бюджета (хозяйственным способом на собственные средства), и отказали в иске.
Суд кассационной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для их отмены.
Истец в обоснование своих требований ссылался на статьи 222 и 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которым право собственности на новую вещь или созданную лицом для себя за счет собственных средств, а также, если при ее создании были соблюдены требования закона и иные правовые акты, приобретается этим лицом.
Согласно пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
При рассмотрении спора суды первой инстанции и апелляционной инстанций установили, что спорный объект возведен до 01.01.1995.
В связи с установленным, судами сделан правильный вывод, что понятие "самовольная постройка" к спорному объекту не должно применяться.
Понятие "самовольная постройка" введено статьей 222 ГК РФ, которая применяется с 01.01.1995 и к гражданским правоотношениям, возникшим после ее введения в действие (Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Здания, строения и сооружения нежилого назначения, построенные до 01.01.1995, в силу закона не могут быть признаны самовольными постройками, на что указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12048/11.
Суды установили, что согласно техническому паспорту административное здание (гаражи) возведено в 1992 году. Доказательств выдачи разрешения на строительство уполномоченным органом, ввода его в эксплуатацию, строительства объекта хозяйственным способом на собственные средства (либо его правопреемником в лице уполномоченного органа) суду не представлены.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ и статьи 11 ГК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, в том числе путем признания права. Иск о признании права может быть заявлен собственником индивидуально-определенной вещи как владеющим, так и не владеющим ею, чьи права оспариваются, отрицаются или не признаются другим лицом, в связи с чем собственник лишен возможности определить юридическую судьбу вещи.
Избрание способа защиты своего нарушенного права является прерогативой истца, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, а также характеру нарушения.
Правовые вопросы приобретения права собственности на новую вещь регулируются нормами, содержащимися в главе 14 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Данная норма права в качестве оснований для возникновения права собственности на вновь созданную вещь называет два юридически значимых обстоятельства: создание новой вещи для себя и отсутствие нарушений законодательства при ее создании.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22) разъяснено, что граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В статье 219 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В пункте 1 статьи 25 названного Закона предусмотрено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
В пункте 59 постановления от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о госрегистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 указанного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого оспаривается кем-либо из субъектов гражданских правоотношений.
Таким образом, предъявляя иск о признании права собственности, истец, наряду с другими обстоятельствами, должен доказать факт и основания возникновения у него такого права, а также наличие между ним и ответчиком спора в отношении данного права.
Рассматриваемый спор возник в отношении вновь созданного объекта недвижимости.
Несмотря на указание истцом в обоснование заявленного иска пункта 1 статьи 218 ГК РФ, данная норма права не применима к спорным правоотношениям, поскольку по утверждению истца строительство спорного здания осуществлено в 1992 году, соответственно, к спорным правоотношениям подлежит применению действующий в период возведения объекта Закон РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР" (далее - Закон о собственности).
В силу части 1 статьи 7 Закона о собственности (действовавшего в период создания объекта) гражданин или другое лицо приобретают право собственности на имущество, полученное по не противоречащим закону основаниям, в том числе на созданные ими вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 14 названного Закона о собственности и статьи 52 Основ гражданского законодательства Союза СССР и Республик хозяйственные общества и товарищества, кооперативы, коллективные и иные предприятия, созданные в качестве собственников имущества и являющиеся юридическими лицами, обладают правом собственности на имущество, переданное им в форме вкладов и других взносов их участниками, а также на имущество, полученное в результате своей предпринимательской деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом.
Особенности государственной регистрации прав на вновь созданные объекты недвижимого имущества установлены статьей 25 Закона о регистрации, в пункте 1 которой указано, что право собственности на такой объект регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
По объектам, построенным до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации 2004 года, для государственной регистрации прав должны предъявляться требования по предоставлению тех документов (разрешений), которые являлись необходимыми на момент создания этих объектов.
В 1992 году для осуществления строительно-монтажных работ строительства объектов требовалось соответствующее разрешение на строительство на отведенных застройщику земельных участках. Отвод земельных участков кооперативным и общественным организациям производился в соответствии с проектами планировки и застройки города или поселка (постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22.05.1940 N 390 "О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках" в редакции Постановления Совмина РСФСР от 21.04.1972 N 248; статьи 5, 16 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 N 3295-1 "Об основах градостроительства в Российской Федерации"; Примерное положением о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ, утвержденное Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 03.06.1992 N 131).
Порядок, установленный постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов", распространялся на те объекты производственного назначения, которые строились за счет централизованных капитальных вложений, выделенных министерствам и ведомствам.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 16 Закона о регистрации прав государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица.
Анализ изложенных положений позволяет сделать вывод, что действующее законодательство предоставляет право в установленном законом порядке зарегистрировать соответствующие права на недвижимое имущество во внесудебном порядке.
Согласно статье 65 АПК РФ ОМВД РФ по Чистопольскому району РТ и Управление Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области должны были доказать наличие одного из обстоятельств, с которыми закон связывает приобретение права собственности на имущество: создание спорного имущества истцом, приобретение данного имущества истцом по договору либо иные юридические факты.
Доказательств получения разрешения на строительство спорного объекта уполномоченным органом и на ввод его в эксплуатацию, а также доказательства, подтверждающие, что до начала строительных работ в установленном законом порядке предпринимались меры для получения разрешения, строительства объекта хозяйственным способом на собственные средства (средства федерального бюджета) вторым истцом либо его правопредшественником в лице уполномоченного органа суду не представлено.
Вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ ОМВД РФ по Чистопольскому району РТ не представило суду документов, объективно свидетельствующих о том, что спорный объект был возведен за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали истцам в признании права собственности.
Доводы кассационной жалобы исследованы судебной коллегией, подлежат отклонению, поскольку противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, сводятся к несогласию с ними и направлены на переоценку исследованных доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ выходит за пределы компетенции суда кассационной инстанции.
Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 АПК РФ), не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.04.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018 по делу N А65-42925/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В 1992 году для осуществления строительно-монтажных работ строительства объектов требовалось соответствующее разрешение на строительство на отведенных застройщику земельных участках. Отвод земельных участков кооперативным и общественным организациям производился в соответствии с проектами планировки и застройки города или поселка (постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22.05.1940 N 390 "О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках" в редакции Постановления Совмина РСФСР от 21.04.1972 N 248; статьи 5, 16 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 N 3295-1 "Об основах градостроительства в Российской Федерации"; Примерное положением о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ, утвержденное Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 03.06.1992 N 131).
Порядок, установленный постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов", распространялся на те объекты производственного назначения, которые строились за счет централизованных капитальных вложений, выделенных министерствам и ведомствам."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 октября 2018 г. N Ф06-38389/18 по делу N А65-42925/2017