г. Казань |
|
24 октября 2018 г. |
Дело N А72-13343/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Тюриной Н.А., Арукаевой И.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.05.2018 (судья Слепенкова О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2018 (председательствующий судья Морозов В.А., судьи Демина Е.Г., Шадрина О.Е.)
по делу N А72-13343/2017
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЦЭТ" (ОГРН 1117325006435 ИНН 7325107278) к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301162822 ИНН 7303006082) и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301160886 ИНН 7325037133), к администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301171446 ИНН 7303014573) о взыскании денежных средств,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЦЭТ" (далее - ООО "УК ЦЭТ", истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию "Город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (далее- МО г. Ульяновск), администрации города Ульяновска (далее - Администрация) о взыскании неосновательного обогащения в размере платы на капитальный ремонт в сумме 8 227 руб. 44 коп. за период с 01.12.2014 по 31.05.2017, а также взыскании 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31.05.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2018, принят отказ от исковых требований к МО г. Ульяновск в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска и к администрации г. Ульяновска, производство по делу в данной части прекращено; исковые требования к МО г. Ульяновск в лице Управления муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска удовлетворены: с МО г. Ульяновск в лице Управления муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска за счет казны МО г. Ульяновск в пользу ООО "УК ЦЭТ" взыскана задолженность в размере 8 227 руб. 44 коп., а также 2 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и исковые требования оставить без удовлетворения.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Указывает, что спорные средства не подлежат взысканию с МО г. Ульяновск в лице Управления муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска и должны быть взысканы с МО в лице главного распорядителя средств бюджета - Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска либо в лице администрации г. Ульновска.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "УК ЦЭТ" на основании договора управления от 01.08.2015 осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Ульяновск, ул. Можайского, д. 6А, корп. 3, в котором расположены жилые помещения - квартиры N 51, N 61, находящиеся в муниципальной собственности.
Договор управления между управляющей организацией и собственником помещений не заключен.
Из протокола N 2 от 03.08.2016 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме следует, что собственниками принято решение о перечислении взносов на капитальный ремонт общего имущества на специальный счет и утвержден ежемесячный взнос на капитальный ремонт в минимальном размере, установленном постановлением Правительства Ульяновской области; в качестве владельца специального счета выбрано ООО "УК ЦЭТ"; лицом, уполномоченным на оказание услуг по предоставлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет определено ООО "УК ЦЭТ"; установлен порядок предоставления платежных документов - до 10 числа месяца, следующего за расчетным, отдельной строкой в платежном документе за жилищно-коммунальные услуги.
Ссылаясь на неисполнение собственником помещений обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества и неисполнение ответчиком изложенных в претензии требований о погашении задолженности, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования, суды верно руководствовались статьями 210, 249, 290, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 153, 154, 155, 158, 169, 170, 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, и установив, что муниципальное образование как собственник помещений в многоквартирном доме в спорный период не производило взносы за капитальный ремонт, пришли к выводу об обоснованности требований Общества о взыскании в соответствии с пунктом 1 статьи 1102, пунктом 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации с муниципального образования за счет муниципальной казны в пользу истца сбереженной ответчиком платы, являющейся его неосновательным обогащением.
Судами исследовались доводы, вновь приведенные в кассационной жалобе, о неправомерности взыскания с МО г. Ульяновск в лице Управления муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска.
Выводы судов по данному доводу верно основаны на части 1 статьи 51, пункте 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункте 2 статьи 125, пункте 1 статьи 126, пункте 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 36 Устава МО г. Ульяновск, пунктах 1.1, 4.9 Положении об Управлении муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 N 90 (с последующими изменениями), а также на разъяснениях, содержащихся в пунктах 2, 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", из которых в их совокупности следует, что именно Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, ввиду чего именно оно уполномочено представлять собственника спорных жилых помещений при разрешении настоящего спора.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу о взыскании спорной задолженности с МО г. Ульяновск в лице Управления муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска за счет казны муниципального образования.
Доводы заявителя не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы являлись основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.05.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2018 по делу N А72-13343/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Н.А. Тюрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы судов по данному доводу верно основаны на части 1 статьи 51, пункте 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункте 2 статьи 125, пункте 1 статьи 126, пункте 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 36 Устава МО г. Ульяновск, пунктах 1.1, 4.9 Положении об Управлении муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 N 90 (с последующими изменениями), а также на разъяснениях, содержащихся в пунктах 2, 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", из которых в их совокупности следует, что именно Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, ввиду чего именно оно уполномочено представлять собственника спорных жилых помещений при разрешении настоящего спора.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 октября 2018 г. N Ф06-38791/18 по делу N А72-13343/2017