г. Казань |
|
23 октября 2018 г. |
Дело N А12-12200/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Петрушкина В.А., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Губарева Олега Анатольевича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.03.2018 (судья Першакова Н.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2018 (председательствующий судья Землянникова В.В., судей Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А12-12200/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя Губарева Олега Анатольевича (ОГРНИП 304346005700092, ИНН 344600516422), г.Волгоград, к администрации Ворошиловского района г. Волгограда (ОГРН 1023403856497, ИНН 3445922164), г.Волгоград, Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда (ОГРН 1043400321744, ИНН 3444114679), г.Волгоград, о признании незаконным действий,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Губарев Олег Анатольевич (далее - ИП Губарев О.А., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий администрации Ворошиловского района г. Волгограда (далее - администрация) по организации, началу и проведению мероприятий в рамках Порядка демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, Положения о комиссиях по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда", утвержденных постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764, в отношении нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Волгоград, Ворошиловский район, пересечение ул. Череповецкой и ул. Огородной (нечетная сторона).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.03.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Губарев О.А., не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между администрацией Волгограда (арендодатель) и ИП Губаревым О.А. (арендатор) заключен договор краткосрочной аренды земельного участка для размещения временных объектов от 15.05.2007 N 5/28, по условиям которого предпринимателю в аренду сроком до 29.12.2007 предоставлен земельный участок площадью 56 кв.м, по адресу г.Волгоград, Ворошиловский район, пересечение улиц Череповецкой и Огородной, для эксплуатации павильона по ремонту автомобилей (далее - договор аренды от 15.05.2007 N 5/28).
В соответствии с пунктом 6.6 договора аренды от 15.05.2007 N 5/28 в случае, если договор окажется продленным на неопределенный срок, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за 10 дней.
Реализуя свои полномочия по распоряжению земельными участками, Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области в адрес ИП Губарева О.А. направлено уведомление от 07.11.2014 заказным письмом исх. N 21-17/30492) об отказе от договора аренды от 15.05.2007 N 5/28.
Таким образом, договор аренды от 15.05.2007 N 5/28 прекратил свое действие, в связи с односторонним отказом от него арендодателя в соответствии с пунктом 6.6 договора аренды от 15.05.2007 N 5/28 и пунктом 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Уведомлением администрации о фиксации самовольно установленного объекта от 31.03.2017 N 65 предпринимателю установлен срок до 07.04.2017 для добровольного освобождения земельного участка от самовольно установленного нестационарного торгового объекта.
ИП Губарев О.А., полагая, что указанные действия администрации противоречат действующему законодательству, нарушают его права и охраняемые законом интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что договор аренды от 15.05.2007 N 5/28 прекратил свое действие в связи односторонним отказом арендодателя от его исполнения в порядке статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к правильному выводу о том, что ИП Губарев О.А. в соответствии со статьей 622 Гражданского кодекса Российской Федерации обязан был возвратить арендодателю земельный участок площадью 56 кв.м, на пересечении ул. Череповецкой и ул. Огородная (нечетная сторона), освободив его от павильона с вывеской "Автосервис, диагностика, ремонт, радиаторы, бампера" и навеса, примыкающего к строению и опирающегося на металлические столбики.
Поскольку спорный павильон располагался на вышеуказанном земельном участке без установленных законом или договором оснований, суды пришли к обоснованному выводу о том, что органы местного самоуправления вправе были принять решение о демонтаже самовольно установленного временного объекта в соответствии с Порядком демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, утвержденным постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764.
Принимая во внимание, что администрацией оспариваемый ненормативный акт был принят в пределах ее компетенции в соответствии с Порядком демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, утвержденным постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764, суды пришли к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Довод кассационной жалобы о нарушении администрацией сроков, установленных Порядком демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, утвержденным постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае судами обеих инстанций не установлено указанной совокупности условий для удовлетворения требований заявителя.
Спорный павильон располагался на вышеуказанном земельном участке на основании договор аренды от 15.05.2007 N 5/28, который прекратил свое действие.
В силу статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Таким образом, после прекращения срока действия договора земельного участка от 12.07.2005 N 5993 арендатор обязан был возвратить спорный земельный участок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно частям 1-3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы, действующая до 01.03.2017.
Постановлением администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы, действующая с 02.03.2017.
Между тем спорный павильон в указанные схемы включен не был.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что спорный нестационарный объект на момент принятия оспариваемого ненормативного акта находился на земельном участке площадью 56 кв.м с кадастровым номером 34:34:040023:0059, по адресу г.Волгоград, Ворошиловский район, пересечение улиц Череповецкой и Огородной, без установленных законом или договором оснований.
В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.
Пунктом 5 статьи 39 Устава города-героя Волгограда, решением Волгоградской городской Думы от 16.06.2010 N 34/1010 "Об утверждении положения об осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа город-герой Волгоград" установлено, что органом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля на территории Волгограда, является администрация в лице ее структурных подразделений.
Волгоградской городской Думой 25.01.2012 принято решение N 57/1728 "О мерах по выявлению и демонтажу самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда", которым администрации Волгограда поручено подготовить правила демонтажа самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда.
Постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 утверждены Порядок демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда (далее - Порядок) и Положение о комиссиях по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда.
Нормативный правовой акт опубликован в газете "Городские вести" от 18.04.2013 N 25, от 30.05.2013 N 54.
На основании пунктов 1, 3, 6, 9, 10, 16 Порядка регламентируется деятельность администрации, ее структурных подразделений, организаций и учреждений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем самовольно установленных на территории Волгограда нестационарных объектов, для установки которых не требуется разрешение на строительство.
Согласно пункту 2 Порядка освобождению подлежат земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также объекты, находящиеся в муниципальной собственности, самовольно занятые киосками, павильонами, прицепами (тонарами) всех типов, лотками, палатками, прилавками и холодильным оборудованием для хранения и реализации скоропортящейся продукции и напитков, объектами общественного питания (кафетерии, закусочные и иные точки общественного питания), оборудованными в некапитальных строениях, торговыми автоматами и платежными терминалами, металлическими контейнерами и гаражами, хозяйственными постройками, не являющимися объектами недвижимости, ограждениями и иными объектами движимого имущества.
Демонтажу подлежат объекты, размещенные (смонтированные) на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке, на объектах, находящихся в муниципальной собственности, установленные и (или) эксплуатируемые без правовых оснований на их размещение, а также не демонтированные в установленный срок по окончании права пользования землями, а также объектами, находящимися в муниципальной собственности, в том числе в связи с прекращением действия договора на их размещение.
В соответствии с пунктом 3 Порядка работу по выявлению объектов на территории Волгограда осуществляют администрации районов Волгограда.
Решения о демонтаже объектов на территории Волгограда принимают комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, создаваемые в администрациях соответствующих районов Волгограда.
Согласно пункту 4 Порядка при выявлении объекта либо получении сведений о выявленных объектах от подразделений, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, администрации направляют в Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - Департамент) запрос о проведении обследования земельного участка, на котором расположен объект. Департамент с привлечением специалистов администраций, департамента экономического развития администрации Волгограда, а в случае необходимости иных отраслевых структурных подразделений администрации Волгограда в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения запроса проводит обследование земельного участка, составляет акт обследования и направляет его в администрации.
В случае установления, что выявленный объект расположен незаконно, администрация составляет уведомление о фиксации самовольно установленного объекта по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее - уведомление) и в срок не позднее 5 рабочих дней доводит предложения о добровольном демонтаже объекта до сведения собственника объекта путем размещения уведомления на объекте с фото- или видеофиксацией.
Давая оценку имеющимся в деле доказательствам в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суды двух инстанций признали, что администрацией при составлении уведомления о фиксации самовольно установленного объекта нормы действующего законодательства не нарушено, действующий Порядок демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, утвержденный постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764, соблюден.
При этом нарушение сроков, установленных вышеуказанным Порядком, не является основанием для признания действий администрации незаконными, поскольку предприниматель использует спорный земельный участок без установленных законом или договором оснований.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций, пришли к правильному выводу о том, что требования ИП Губарева О.А. необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.03.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.03.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2018 по делу N А12-12200/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно частям 1-3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
...
В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.03.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 октября 2018 г. N Ф06-38021/18 по делу N А12-12200/2017
Хронология рассмотрения дела:
23.10.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-38021/18
21.09.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11183/18
05.07.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5748/18
27.03.2018 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-12200/17