г. Казань |
|
30 октября 2018 г. |
Дело N А72-1151/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Хайруллиной Ф.В.,
при участии:
индивидуального предпринимателя Бондарева Сергея Андреевича (лично) и его представителя Набиуллина И.Х. (доверенность от 27.07.2017),
представителей администрации г.Ульяновская - Суворова Е.В. (доверенность от 06.08.2018 N 278-01-12), Клинк М.В. (доверенность от 06.08.2018 N 274-01-12)
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.05.2018 (судья Овсяникова Ю.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2018 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Рогалева Е.М., Засыпкина Т.С.)
по делу N А72-1151/2018
по заявлению индивидуального предпринимателя Бондарева Сергея Андреевича (ИНН 732805358249, ОГРНИП 304732835200388), г.Ульяновск, к администрации города Ульяновска, г.Ульяновск, Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г.Ульяновск, об оспаривании предписаний,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Бондарев Сергей Андреевич (далее - ИП Бондарев С.А., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным предписания администрации города Ульяновска (далее - администрация) от 10.01.2018 N 62-01 о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которой не истек, на территории муниципального образования "Город Ульяновск"; признании незаконным предписания администрации от 10.01.2018 N 63-01 о демонтаже информационной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без согласования, не соответствующей требованиям размещения информационной конструкции на территории муниципального образования "Город Ульяновск"; признании действий должностных лиц администрации по вынесению предписаний неправомерными; понуждении не нарушать права и законные интересы заявителя по использованию принадлежащего ему имущества.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.05.2018, оставленным без изменения постановлением от 19.07.2018, признаны незаконными предписания администрации от 10.01.2018 N 62-01, N 63-01 и действия администрации по их вынесению, указанные предписания признаны не подлежащими применению и исполнению со дня принятия решения суда.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представители администрации, явившиеся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали.
ИП Бондарев С.А. и его представитель, явившиеся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласились, просили оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ИП Бондарев С.А. зарегистрирован 17.12.2004 в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304732835200388 и его основным видом деятельности является торговля розничная текстильными изделиями в специализированных магазинах, дополнительным видом деятельности является производство текстильных изделий.
Предпринимателю на праве собственности принадлежат здание общей площадью 379,8 кв.м, Литеры А, а, к, кадастровый номер 73:24:031206:49:0204500001 и земельный участок общей площадью 245,8 кв.м с кадастровым номером 73:24:031206:49, расположенные по адресу: г.Ульяновск, ул. Камышинская, д.17 В, на основании договора купли-продажи от 18.04.2014, о чем 16.05.2014 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации.
Управлением административно-технического контроля администрации г. Ульяновска проведен осмотр фасадов зданий, строений и сооружений по адресу: г.Ульяновск, ул. Камышинская д.17 В, в ходе которого выявлено нарушение части 10 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", а именно: было зафиксировано размещение на фасаде здания брандмауэрного панно рекламного характера "Текстиль+Фурнитура отличный магазин тел. 69-41-00 74-08-08 www.tekstil.mv.ru"; а также нарушение постановления администрации от 17.10.2014 N 5580 "Об утверждении правил размещения и содержания информационных конструкций на территории муниципального образования "Город Ульяновск", а именно: размещение двух наклеек на окнах "Ателье", панно (перекрывает оконный проем) "Пошив штор", наклейки "Пошив штор" на окне, панно у входа в здание (перекрывает оконный проем) "Ткани+клеевые", размещенные ИП Бондаревым С.А. без разрешения органа местного самоуправления.
Начальником управления административно-технического контроля администрации г. Ульяновска в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", Положением об управлении административно-технического контроля администрации города Ульяновска, утвержденным постановлением администрации от 27.07.20012 N 3361, вынесены предписания от 10.01.2018 N N 62-01, 63-01 о демонтаже самовольно установленной рекламной конструкции и несоответствующих требованиям информационных конструкций в месячный срок со дня выдачи настоящих предписаний.
ИП Бондарев С.А., полагая, что указанные предписания противоречат действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что вступившими в законную силу решением Арбитражным судом Ульяновской области от 12.09.2017 по делу N А72-9325/2017 и решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 25.09.2017 по делу N 12-564/2017, имеющими преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела в силу частей 2 и 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что спорные панно и информационные конструкции содержат сведения о профиле деятельности предпринимателя и виде реализуемых им товаров, оказываемых услуг, не являются рекламными, и размещены в соответствии с Правилами размещения и содержания информационных конструкций на территории муниципального образования "Город Ульяновск", утвержденными постановлением администрации от 17.10.2014 N 5580, пришли к выводу о том, что оспариваемые предписания не соответствуют действующему законодательству.
Довод кассационной жалобы о том, что указанные выводы судов противоречат установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" к рекламным конструкциям относятся щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.
Согласно части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").
В силу части 21 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые продавцом в соответствии со статьями 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
В письме Федеральной антимонопольной службы от 27.12.2017 N АК/92163/17, в случае размещения на фасаде торгового объекта или магазина фотографий каких-либо товаров или изображений без индивидуализирующих признаков, характеристик, цены указанных товаров, такие изображения не могут быть признаны рекламными, поскольку не преследуют цели продвижения товаров на рынке.
В соответствии с пунктом 1.3 Правил размещения и содержания информационных конструкций на территории муниципального образования "Город Ульяновск", утвержденных постановлением администрации от 17.10.2014 N 5580 (далее - Правила от 17.10.2014 N 5580), на территории муниципального образования "Город Ульяновск" осуществляется размещение информационных конструкций, в том числе, следующих видов: вывески - информационные конструкции, размещаемые на фасадах, крышах или иных внешних поверхностях (внешних ограждающих конструкциях) зданий, строений, сооружений, внешних поверхностях нестационарных торговых объектов в месте нахождения или осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, содержащие: а) сведения о профиле деятельности организации, индивидуального предпринимателя и (или) виде реализуемых ими товаров, оказываемых услуг и (или) их наименование (фирменное наименование, коммерческое обозначение, изображение товарного знака, знака обслуживания) в целях извещения неопределенного круга лиц о фактическом местоположении (месте осуществления деятельности) данной организации, индивидуального предпринимателя; б) сведения, размещаемые в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
В силу пункта 2.1 Правил от 17.10.2014 N 5580 информационные конструкции, указанные в абзаце "а" подпункта 5 пункта 1.3 раздела I настоящих Правил, размещаются на фасадах, крышах или иных внешних поверхностях зданий, строений, сооружений за счет средств организации, индивидуального предпринимателя, сведения о которых содержатся в данных информационных конструкциях и в месте фактического нахождения (осуществления деятельности) которых указанные информационные конструкции размещены.
Согласно пункту 2.2 Правил от 17.10.2014 N 5580 информационные конструкции, указанные в абзаце "а" подпункта 5 пункта 1.3 раздела I настоящих Правил, размещаются не выше линии второго этажа (линии перекрытий между первым и вторым этажами) зданий, строений, сооружений, если иное не установлено настоящими Правилами.
Размещение информационных конструкций выше линии второго этажа не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2.10 и 2.11 настоящих Правил.
Пунктом 2.11 Правил от 17.10.2014 N 5580 предусмотрено, что размещение информационных конструкций на крышах зданий, строений, сооружений допускается только при условии, если единственным правообладателем указанного здания, строения, сооружения является организация, индивидуальный предприниматель, сведения о котором содержатся в данной информационной конструкции, и в месте фактического нахождения (осуществления деятельности) которого размещается указанная информационная конструкция.
В соответствии с пунктом 2.16 Правил от 17.10.2014 N 5580 размещение информационных конструкций, предусмотренных абзацем "б" подпункта 5 пункта 1.3 раздела I настоящих Правил, на оконных и дверных проемах не допускается.
Решением Арбитражным судом Ульяновской области от 12.09.2017 по делу N А72-9325/2017 признаны незаконными предписания администрации от 15.05.2017 NN 6987-01, 7055-01 о нарушение ИП Бондаревым С.А. раздела 2, 3 Правил от 17.10.2014 N 5580, по установке информационных конструкций по адресу: г.Ульяновск, ул. Камышинская, д.17 "В".
Судом при рассмотрении дела N А72-9325/2017 было установлено, что на внешней поверхности здания по адресу г.Ульяновск, ул.Камышинская, 17В, предпринимателем на уровне 1 этажа установлено брандмауэрное панно, содержащее информацию "Текстиль+Фурнитура" (крупными буквами) "отличный магазин" (мелким шрифтом) "тел. 69-41-00 74-08-08 www.tekstil.mv.ru" (средним шрифтом), на уровне мансардного этажа - в оконных проемах - нанесена имитация штор, на изображении которых содержатся слова: "Ателье", "Пошив штор", в оконном проеме у входа в здание - "Ткани+клеевые" с перечислением реализуемых товаров, которые не содержат сведения о профиле деятельности предпринимателя и виде реализуемых им товаров, оказываемых услуг, размещено в соответствии с пунктом "а" пункта 5 статьи 1.3 Правил от 17.10.2014 N 5580; размещенная предпринимателем информация не содержит ни конкретных сведений о товаре, ни об условиях его приобретения, а представляет собой сведения о расположении в указанном здании предпринимателя ателье, режиме его работы, ассортименте услуг, в целях доведения этой информации до потребителей, поэтому не является рекламой.
Решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 25.09.2017 по делу N 12-564/2017 было установлено, что размещенная на здании, расположенном по адресу: г.Ульяновск, ул.Камышинская, д.17 В, принадлежащем ИП Бондареву С.А. на праве собственности, информация не содержит ни конкретных сведений о товаре, ни об условиях его приобретения, а представляет собой сведения о расположении в указанном здании ателье, режиме его работы, ассортименте услуг, в целях доведения этой информации до потребителей, поэтому не является рекламой.
Вышеуказанные судебные акты рассмотрены с участием тех же сторон, вступили в законную силу и имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела в силу частей 2 и 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что спорные конструкции не являются рекламой и размещение информационных конструкций на здании, принадлежащем предпринимателю, осуществлено в соответствии с Правилами от 17.10.2014 N 5580
Довод заявителя кассационной жалобы о нарушении предпринимателем пункта 2.7.2 Правил от 17.10.2014 N 5580, несостоятелен.
Согласно пункту 2.7.2 Правил от 17.10.2014 N 5580 в случае размещения вывесок на внешних поверхностях иных зданий, строений, сооружений (кроме многоквартирных домов) запрещается: размещение вывесок в оконных проемах.
При осмотре здания, принадлежащего предпринимателю, установлено, что оконные проемы изнутри здания наглухо заделаны листами ГВЛ и оклеены обоями, о чем составлен акт обследования от 18.04.2018.
Таким образом, окна в указанном здании закрыты не информационными вывесками, а конструкциями внутри здания.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что указанные в предписании вывески размещены на окнах.
Ссылка администрации на судебные акты по делу N А72-14339/2016 правильно была отклонена судом первой инстанции, поскольку данный спор рассмотрен по иным обстоятельствам дела.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что постановлением мирового судьи судебного участка N 6 Засвияжского судебного района г.Ульяновска от 09.04.2018 по делу N 5-266/2018 предприниматель был привлечен к административной ответственности по части 1 статьей 8.2 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушений за нарушение пунктов 12.19, 12.20 Правил благоустройства территорий поселений (городских округов) Ульяновской области, утвержденных постановлением администрации от 01.06.2017 N 1406 и порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, утвержденных приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 11.01.2016 N 01-од, в том числе за размещение ИП Бондаревым С.А. на фасаде здания конструкций, изменяющих внешний вид фасада здания без согласования паспорта фасада здания, размещение несогласованных с уполномоченным органом на согласование рекламных и информационных конструкций.
Решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 13.06.2018 по делу N 12-294/2018 постановление мирового судьи судебного участка N 6 Засвияжского судебного района г.Ульяновска от 09.04.2018 изменено, из описательной и мотивировочной части указанного постановления исключено указание на нарушения пунктов 12.19, 12.20 Правил благоустройства территорий поселений (городских округов) Ульяновской области, утвержденных постановлением администрации от 01.06.2017 N 1406, т.е. о допущении ИП Бондаревым С.А. нарушений выразившихся в размещение на фасаде здания конструкций, изменяющих внешний вид фасада здания, без согласования паспорта фасада здания; размещение несогласованных с уполномоченным органом на согласование рекламных и информационных конструкций.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые предписания от 10.01.2018 N N 62-01, 63-01 не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.05.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.05.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2018 по делу N А72-1151/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В письме Федеральной антимонопольной службы от 27.12.2017 N АК/92163/17, в случае размещения на фасаде торгового объекта или магазина фотографий каких-либо товаров или изображений без индивидуализирующих признаков, характеристик, цены указанных товаров, такие изображения не могут быть признаны рекламными, поскольку не преследуют цели продвижения товаров на рынке.
...
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что указанные в предписании вывески размещены на окнах.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.05.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 октября 2018 г. N Ф06-38245/18 по делу N А72-1151/2018