Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 30 октября 2018 г. N Ф06-38245/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Самара |
|
19 июля 2018 г. |
Дело N А72-1151/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Рогалевой Е.М., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
индивидуального предпринимателя Бондарева Сергея Андреевича (паспорт), представителя Набиуллина М.Х. (доверенность от 27.07.2017),
от администрации города Ульяновска - представителя Суворова Е.В. (доверенность от 29.06.2018),
от Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 июля 2018 года апелляционную жалобу администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 мая 2018 года по делу N А72-1151/2018 (судья Овсяникова Ю.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Бондарева Сергея Андреевича (ИНН 732805358249, ОГРНИП 304732835200388), г. Ульяновск, к администрации города Ульяновска (ИНН 7303014573), г. Ульяновск,к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (ИНН 7325143572), г. Ульяновск,
об оспаривании предписаний,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Бондарев Сергей Андреевич (далее - ИП Бондарев С.А., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации города Ульяновска (далее - администрация), Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - управление архитектуры и градостроительства) о признании незаконным предписания от 10.01.2018 N 62-01 о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которой не истек, на территории муниципального образования "город Ульяновск"; о признании незаконным предписания от 10.01.2018 N 63-01 о демонтаже информационной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без согласования, не соответствующей требованиям размещения информационной конструкции на территории муниципального образования "город Ульяновск"; о признании действий должностных лиц администрации по вынесению предписаний - неправомерными; обязании не нарушать права и законные интересы заявителя по использованию принадлежащего ему имущества.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23 мая 2018 года заявленные требования удовлетворены, предписания администрации г.Ульяновска от 10.01.2018 N 62-01, N 63-01 и действия администрации по их вынесению признаны незаконными. В качестве устранения допущенных нарушений прав и законных интересов ИП Бондарева С.А. указанные предписания признаны не подлежащими применению и исполнению со дня принятия решения суда. С администрации в пользу ИП Бондарева С.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 200 рублей 00 копеек.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить, ссылаясь на несогласие с выводом суда о том, что брандмауэрное панно, содержащее информацию "Текстиль+Фурнитура" (крупными буквами) "отличный магазин" мелким шрифтом, "тел. 69-41-00 74-08-08 www.tekstil.mv.ru e-mail: с500808@mail.ru является информацией необходимой для доведения до потребителя. По мнению администрации, данная информация не содержит информации ни о режиме работы, ни о месте расположении объекта, а является ни чем иным как рекламой.
В возражениях на апелляционную жалобу ИП Бондарев С.А. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель администрации города Ульяновска поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
ИП Бондарев С.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИП Бондарев С.А. зарегистрирован 17.12.2004 в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304732835200388 и его основным видом деятельности является - торговля розничная текстильными изделиями в специализированных магазинах, дополнительным видом деятельности - производство текстильных изделий.
ИП Бондарев С.А. на основании договора купли-продажи от 18.04.2014 является собственником нежилого двухэтажного (подземных этажей 1) здания общей площадью 379, 8 кв.м, инвентаризационный номер 020450, литеры А, а, к, кадастровый номер 73:24:031206:49:0204500001, расположенного по адресу: ул. Камышинская д.17 В, г.Ульяновск, и земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административным объектом, общей площадью 245, 8 кв.м, кадастровый номер 73:24:031206:49, по адресу: ул. Камышинская, д.17 В, г.Ульяновск.
В ходе осмотра фасадов зданий, строений и сооружений управлением административно-технического контроля администрации города Ульяновска по адресу: ул. Камышинская д.17 В, г.Ульяновск, выявлено нарушение ч.10 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), а именно: было зафиксировано размещение на фасаде здания брандмауэрного панно рекламного характера "Текстиль+Фурнитура отличный магазин тел. 69-41-00 74-08-08 www.tekstil.mv.ru"; а также нарушение постановления администрации г. Ульяновска от 17.10.2014 N 5580 "Об утверждении правил размещения и содержания информационных конструкций на территории муниципального образования "город Ульяновск" (далее - Правила N 5580), а именно: размещение двух наклеек на окнах "Ателье", панно (перекрывает оконный проем) "Пошив штор", наклейки "Пошив штор" на окне, панно у входа в здание (перекрывает оконный проем) "Ткани+клеевые_", размещенные ИП Бондаревым С.А. без разрешения органа местного самоуправления.
Начальником управления административно-технического контроля администрации города Ульяновска 10.01.2018 в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Положением об управлении административно-технического контроля администрации города Ульяновска, утвержденным постановлением администрации города Ульяновска от 27.07.20012 N3361, вынесены предписания N62-01, 63-01, в которых ИП Бондареву С.А. предписано: демонтировать самовольно установленную рекламную конструкцию и несоответствующие требованиям информационные конструкции в месячный срок со дня выдачи настоящих предписаний.
ИП Бондарев С.А., полагая, что выданные предписания нарушают его права и законные интересы по использованию принадлежащего ему имущества, обратился в суд с настоящим заявлением. В обоснование доводов заявитель указал, что ранее администрация города Ульяновска уже выдавала ему предписания от 15.05.2017 N 6987-01, N 7055-01, которые им были обжалованы и признаны незаконными решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-9325/2017.
Администрация заявленные требования не признала, указав, что предписания выданы в рамках предоставленных административному органу полномочий и не нарушают интересы предпринимателя.
По мнению администрации, бесконтрольное размещение рекламных конструкций, без ограничения в том числе их размеров, может привести не только к нарушению эстетического, архитектурного облика города в целом, но и к созданию угрозы жизни и здоровья граждан, так как невозможно оценить надежность крепления конструкций и их безопасность, а также в отдельных случаях приводит к невозможности осуществления работ по благоустройству и уборке территорий, и содержания фасада зданий. Также администрации указала на необоснованность ссылки заявителя на решение суда по делу N А72-9325/2017, поскольку, по мнению администрации, ранее выданные предписания были признаны судом незаконными по причине нарушения формы и порядка их выдачи, а не по существу.
Удовлетворяя заявленные предпринимателем требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе к рекламным конструкциям относятся щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.
Согласно ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (ч. 10 ст. 19 Закона о рекламе).
В силу части 21 статьи 19 Закона о рекламе владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
В соответствии с п.1.3 Правил N 5580 на территории муниципального образования "город Ульяновск" осуществляется размещение информационных конструкций, в том числе, следующих видов: 5) вывески - информационные конструкции, размещаемые на фасадах, крышах или иных внешних поверхностях (внешних ограждающих конструкциях) зданий, строений, сооружений, внешних поверхностях нестационарных торговых объектов в месте нахождения или осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, содержащие: а) сведения о профиле деятельности организации, индивидуального предпринимателя и (или) виде реализуемых ими товаров, оказываемых услуг и (или) их наименование (фирменное наименование, коммерческое обозначение, изображение товарного знака, знака обслуживания) в целях извещения неопределенного круга лиц о фактическом местоположении (месте осуществления деятельности) данной организации, индивидуального предпринимателя; б) сведения, размещаемые в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
В силу п.2.1 Правил N 5580 информационные конструкции, указанные в абзаце "а" подпункта 5 пункта 1.3 раздела I настоящих Правил, размещаются на фасадах, крышах или иных внешних поверхностях зданий, строений, сооружений за счет средств организации, индивидуального предпринимателя, сведения о которых содержатся в данных информационных конструкциях и в месте фактического нахождения (осуществления деятельности) которых указанные информационные конструкции размещены.
Согласно п.2.2 Правил N 5580 информационные конструкции, указанные в абзаце "а" подпункта 5 пункта 1.3 раздела I настоящих Правил, размещаются не выше линии второго этажа (линии перекрытий между первым и вторым этажами) зданий, строений, сооружений, если иное не установлено настоящими Правилами.
Размещение информационных конструкций выше линии второго этажа не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2.10 и 2.11 настоящих Правил.
Исходя из п.2.11 Правил N 5580, размещение информационных конструкций на крышах зданий, строений, сооружений допускается только при условии, если единственным правообладателем указанного здания, строения, сооружения является организация, индивидуальный предприниматель, сведения о котором содержатся в данной информационной конструкции, и в месте фактического нахождения (осуществления деятельности) которого размещается указанная информационная конструкция.
В силу п.2.16 Правил N 5580 размещение информационных конструкций, предусмотренных абзацем "б" подпункта 5 пункта 1.3 раздела I настоящих Правил, на оконных и дверных проемах не допускается.
В соответствии с п. 5.1 Правил N 5580 в случае установки информационной конструкции, не соответствующей требованиям настоящих Правил, в том числе размещенной с нарушением настоящих Правил, она подлежит демонтажу лицом, ее разместившим, и за счет его средств в соответствии с предписанием администрации города Ульяновска в лице ее структурного подразделения, наделенного муниципальным правовым актом полномочиями в области осуществления мероприятий по демонтажу информационных конструкций на территории муниципального образования "город Ульяновск", установленных с нарушением правил размещения и содержания информационных конструкций.
Администрация ссылается на то, что заявителем нарушена ч.10 ст.19 Закона о рекламе, запрещающая установку и эксплуатацию рекламной конструкции без разрешения.
Пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесена выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.
Постановлением администрации г.Ульяновска от 15.05.2014 N 2289 в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ, Законом о рекламе утвержден Порядок демонтажа рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешений, срок действия которых не истек, на территории муниципального образования "город Ульяновск".
Согласно пунктам 4, 6 указанного Порядка органом местного самоуправления, непосредственно выдающим предписание о демонтаже рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешений, срок действия которых не истек, является администрация города Ульяновска (далее - уполномоченный орган).
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания уполномоченного органа.
Постановлением администрации г.Ульяновска утверждено Положение об управлении административно-технического контроля, которое является структурным подразделением администрации г.Ульяновска и осуществляет муниципальный контроль в сфере благоустройства, в том числе проведение осмотра зданий, сооружений на территории города, осуществление мероприятий по демонтажу информационных конструкций, установленных с нарушением правил их размещения и содержания; управление осуществляет составление предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций, обеспечивает вручение указанных предписаний лицам, осуществившим самовольную установку рекламных конструкций (п.3.5 Положения).
Таким образом, оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом - должностным лицом управления административно-технического контроля администрации г.Ульяновска. При этом указание заявителем в качестве ответчика управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска суд первой инстанции посчитал необоснованными, поскольку данное управление уполномоченным органом в данном случае не является.
Однако с доводами администрации об отнесении к рекламе размещенного предпринимателем на принадлежащем ему в целом здании брандмауэрного панно, а также о нарушениях при размещении информационных конструкций суд первой инстанции не согласился.
Арбитражным судом Ульяновской области при рассмотрении дела N А72-9325/2017 установлено, что на внешней поверхности здания по адресу г.Ульяновск, ул.Камышинская, 17В, предпринимателем на уровне 1 этажа установлено брандмауэрное панно, содержащее информацию "Текстиль+Фурнитура" (крупными буквами) "отличный магазин" (мелким шрифтом) "тел. 69-41-00 74-08-08 www.tekstil.mv.ru" (средним шрифтом), на уровне мансардного этажа - в оконных проемах - нанесена имитация штор, на изображении которых содержатся слова: "Ателье", "Пошив штор", в оконном проеме у входа в здание - "Ткани+клеевые_" с перечислением реализуемых товаров.
При рассмотрении дела N А72-9325/2017 с участием тех же сторон суд пришел к выводу (стр.4 и 5 решения), что панно и информационные конструкции содержат сведения о профиле деятельности предпринимателя и виде реализуемых им товаров, оказываемых услуг, т.е. размещено в соответствии с пп. "а" п.5 ст. 1.3 Правил N 5580; размещенная предпринимателем информация не содержит ни конкретных сведений о товаре, ни об условиях его приобретения, а представляет собой сведения о расположении в указанном здании предпринимателя ателье, режиме его работы, ассортименте услуг, в целях доведения этой информации до потребителей, поэтому не является рекламой.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 6 Засвияжского судебного района г.Ульяновска от 07.08.2017 ИП Бондарев С.А. признан виновным в совершении правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях, за самовольное размещение информационных и рекламных конструкций на фасаде здания по адресу: ул.Камышинская, д.17 В, г.Ульяновск. ИП Бондарев С.А. обжаловал судебный акт. Решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 25.09.2017 по делу N 12-564/2017 жалоба ИП Бондарева С.А. удовлетворена, постановление мирового судьи судебного участка N 6 Засвияжского судебного района г.Ульяновска от 07.08.2017 отменено.
В ходе рассмотрения данного дела Засвияжским районным судом г.Ульяновска было установлено (стр.5 решения), что размещенная на здании, расположенном по адресу: ул.Камышинская, д.17 В, г.Ульяновск, принадлежащем ИП Бондареву С.А. на праве собственности, информация не содержит ни конкретных сведений о товаре, ни об условиях его приобретения, а представляет собой сведения о расположении в указанном здании ателье, режиме его работы, ассортименте услуг, в целях доведения этой информации до потребителей, поэтому не является рекламой.
Данные судебные акты рассмотрены с участием тех же сторон, вступили в законную силу и имеют преюдициальное значение для рассматриваемого дела в порядке ст.69 АПК РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ N 58 от 08.10.2012 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые продавцом в соответствии со статьями 9, 10 Закона Российской Федерации N 2300-1 от 07.02.1992 "О защите прав потребителей".
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Как указано в письме Федеральной антимонопольной службы от 27.12.2017 N АК/92163/17, в случае размещения на фасаде торгового объекта или магазина фотографий каких-либо товаров или изображений без индивидуализирующих признаков, характеристик, цены указанных товаров, такие изображения не могут быть признаны рекламными, поскольку не преследуют цели продвижения товаров на рынке.
Доводы о нарушении предпринимателем п.2.7.2 Правил N 5580 также не нашли своего подтверждения при рассмотрении указанного дела.
Поскольку здание в целом принадлежит заявителю на праве собственности, ограничения по размещению информационных вывесок на мансардном этаже в силу п.2.11 Правил N 5580 на него не распространяются.
Доказательств того, что указанные в предписании вывески размещены на окнах, суду не представлены: при проведенном по определению суда сторонами осмотре здания установлено, что оконные проемы изнутри здания наглухо заделаны листами ГВЛ и оклеены обоями (акт обследования от 18.04.2018, л.д.68).
Таким образом, окна в указанном здании закрыты не информационными вывесками, а конструкциями внутри здания. Поскольку предметом спора является оспаривание предписаний, направленных не на устранение нарушений при эксплуатации здания и внесения в его конструкцию несогласованных изменений, а на устранение нарушений норм о размещении рекламных и информационных конструкций, размещение вывесок в оконных проемах при фактическом отсутствии окон к нарушениям Правил N 5580 отнесено быть не может.
Ссылку администрации на судебные акты по делу N А72-14339/2016 суд первой инстанции не принял, поскольку данный спор рассмотрен по иным обстоятельствам дела. Ссылка на постановление мирового судьи судебного участка N 6 Засвияжского судебного района г.Ульяновска по делу N 5-266/2018 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ за нарушение Правил благоустройства территорий поселений (городских округов) Ульяновской области и порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, утвержденных приказом министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 11.01.2016 N 01-од, суд первой инстанции также отклонил, поскольку оно не вступило в законную силу.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемые предписания не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, и признал незаконными предписания и действия администрации по их вынесению.
Поскольку применение положений части 4 статьи 201 АПК РФ направлено на обеспечение и восстановление нарушенных прав, гарантирующих эффективную судебную защиту, суд первой инстанции в качестве восстановительной меры считает признал указанные предписания не подлежащими применению и исполнению со дня принятия решения суда.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине в сумме 1 200 руб. - за оспаривание двух предписаний и действий по вынесению каждого предписания - суд возложил на администрацию.
Доводы апелляционной жалобы о том, что брандмауэрное панно, содержащее информацию "Текстиль+Фурнитура" (крупными буквами) "отличный магазин" мелким шрифтом, "тел. 69-41-00 74-08-08 www.tekstil.mv.ru e-mail: с500808@mail.ru является информацией, является ни чем иным как рекламой, несостоятельны, основаны на ошибочном понимании понятия "рекламы". В данном случае указанная информация не преследует целей, связанных с рекламой, ее размещение является обязательным в силу требований законодательства о защите прав потребителей, она носит информационный характер о деятельности магазина и не является рекламой.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 23 мая 2018 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина администрацией города Ульяновска в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 мая 2018 года по делу N А72-1151/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.