г. Казань |
|
01 ноября 2018 г. |
Дело N А12-2660/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Галиуллина Э.Р.,
судей Королевой Н.Н., Смоленского И.Н.,
при участии представителей:
ответчика - Шайдуровой О.А., доверенность от 17.08.2018,
третьего лица - Миргородова В.А., доверенность от 28.03.2018,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Волгоградтранспригород"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.04.2018 (судья Лазаренко С.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Антонова С.И., Волкова Т.В.)
по делу N А12-2660/2018
по исковому заявлению комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (ОГРН 1023403453072, ИНН 34440080684) к акционерному обществу "Волгоградтранспригород" (ОГРН 1063444005459, ИНН 3444130430) о взыскании задолженности сумм субсидий на возмещение неполученных доходов, возникающих в результате перевозки отдельных категорий граждан по социальным проездным билетам в размере 1 179 300 руб., с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, контрольно-счетной палаты Волгоградской области
УСТАНОВИЛ:
Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к акционерному обществу "Волгоградтранспригород" (далее - АО "Волгоградтранспригород", ответчик) о взыскании сумм субсидий на возмещение неполученных доходов, возникающих в результате перевозки отдельных категорий граждан по социальным проездным билетам в размере 1 179 300 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.04.2018, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018, исковые требования удовлетворены.
Обжалуя принятые судебные акты в кассационном порядке, ответчик просит их отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя кассационную жалобу нарушением судебными инстанциями норм материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва третьего лица, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, что между АО "Волгоградтранспригород" (перевозчик) и Комитетом транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (заказчик) был заключен договор от 17.12.2015 N 706-15, согласно которому Комитет поручил, а АО "Волгоградтранспригород" принял на себя обязательства по перевозке льготных категорий пассажиров на железнодорожном транспорте пригородного сообщения на расстояние до 70 километров включительно по социальным проездным билетам, установленным Постановлением администрации Волгоградской области от 26.01.2009 N 8-п "Об обеспечении равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан на территории Волгоградской области".
В соответствии с дополнительным соглашением N 613-16 от 28.12.2016, в соответствии с п.1.2 Договора, плановая сумма субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате регулярных переводок отдельных категорий граждан по социальным билетам составляет 37 289 335 руб.
Возмещение перевозчику убытков от реализации социальных проездных билетов осуществляется Облкомдортрансом в соответствии с требованиями постановления, на основании ежемесячной отчетности в пределах лимита бюджетных обязательств, доведенных Облкомдортрансу в текущем финансовом году (п.3.1).
Между Комитетом транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (заказчик) и АО "Волгоградтранспригород" (перевозчик) был заключен договор о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов от 16.01.2017 N 008-17, возникающих в результате перевозки отдельных категорий граждан по социальным проездным билетам железнодорожным транспортом пригородного сообщения в Волгоградской области.
В соответствии с п.1.2 Договора N 008-17, плановая сумма субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате регулярных перевозок отдельных категорий граждан по социальным проездным билетам составляет 12 612 870 руб.
Согласно дополнительному соглашению N 412-17 от 14.11.2017 к договору N 008-17, подписанному Комитетом транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области и АО "Волгоградтранспригород" предметом договора является предоставление из областного бюджета в 2017 году АО "Волгоградтранспригород" по кодам классификации расходов бюджетов РФ (п.1.1); субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Облкомдортрансу как главному распорядителю бюджетных средств по кодам классификации расходов бюджетов РФ на цели, указанные в разделе 1 договора, ориентировочная сумма субсидий на 2017 год составляет 7 5060 000 руб. (п.1.2); ежемесячно предоставлять Облкомдортрансу отчет о реализации социальных проездных билетов по форме согласно приложению к приказу Облкомдортранса от 10.10.2016 N 304 в срок в соответствии с пунктом 1 Порядка предоставления субсидий.
Согласно представлению Контрольно-счетной палаты Волгоградской области от 24.10.2017 N 01КСП-01-09/46 в 2016 году в нарушение Постановления администрации Волгоградской области от 26.01.2009 N 8-П "Об обеспечении равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан на территории Волгоградской области" ответчик осуществил реализацию социальных билетов 60 гражданам свыше установленного предела мер социальной поддержки получил субсидии из областного бюджета в сумме 945 500 руб.; за пять месяцев 2017 года ответчик реализовал 32 пары социальных билетов 17 гражданам по стоимости, меньше, установленной и получил субсидии из областного бюджета на сумму 233 800 руб.
Таким образом, общая сумма полученной субсидии АО "Волгоградтранспригород" составил 1 179 300 руб.
На основании представления контрольно-счетной палаты Волгоградской области, не согласившись с размером произведённой субсидии за реализацию социальных проездных билетов, истец обратился с иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Полномочиями по разработке и реализации федеральных программ оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг обладает Российская Федерация (статья 4 Закона). Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 6.5 Закона). Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В отношении льготных категории граждан финансовое обеспечение расходных обязательств относится к полномочиям Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Согласно части 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
В рамках полномочий, установленных пунктом "ж" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции РФ, подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 абз 5 статьи 26.3-1 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, в 2016 году в Волгоградской области в целях обеспечения равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан постановлением администрации Волгоградской области от 26.01.2009 N 8-п "Об обеспечении равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан на территории Волгоградской области" (далее - Постановление) установлен, в том числе месячный социальный проездной билет для проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения на расстояние до 70 километров включительно.
В соответствии с пунктом 5 вышеназванного постановления, возмещение недополученных доходов, возникающих в результате перевозки отдельных категорий граждан по социальным проездным билетам на автомобильном, водном, железнодорожном и городском электрическом транспорте на маршрутах регулярных переводок в городском и пригородном сообщениях в Волгоградской области, осуществляется Комитетом в установленном администрацией Волгоградской области порядке.
Судами установлено, что за 2016 год АО "Волгоградтранспригород" реализовывало социальные билеты на проезд на расстояние свыше 70 км путем разделения маршрута следования на два участка, каждый из которых не превышал 70 километров, то есть одному лицу было реализовано два социальных проездных билета на расстояние до 70 километров каждый. Общее количество реализованных билетов составило 249 пар 60 гражданам.
С 01.01.2017 в Волгоградской области были внесены изменения в меры социальной поддержки по льготному проезду, поскольку вступила в силу глава 6 Социального кодекса Волгоградской области от 31.12.2015 N 246-ОД, согласно которой мера социальной поддержки по льготному проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения расширена на всю установленную критериями классифицирующуюся протяженность расстояния пригородного железнодорожного транспорта в 200 километров.
В связи с указанными разночтениями в Социальном кодексе Волгоградской области и постановлении администрации Волгоградской области N 8-п были введены два вида социальных билетов на проезд железнодорожным транспортом пригородного сообщения - социальный билет для проезда на расстояние до 150 км. и на расстояние до 200 км.
Из материалов дела следует, что за пять месяцев 2017года АО "Волгоградтранспригород" не было реализовано ни одного из вышеуказанных социальных проездных билетов, а ответчик реализовывал социальные билеты на проезд на расстояние свыше 70 км путем разделения маршрута следования на два участка, каждый из которых не превышал 70 километров, то есть одному лицу было реализовано два социальных проездных билета на расстояние до 70 километров каждый.
Из имеющегося в деле представления контрольно-счетной палаты Волгоградской области от 24.10.2017 также усматривается, что Постановление администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 447-п "Об установлении льгот по тарифам...(вместе с Порядком предоставления субсидий из областного бюджета), постановление администрации Волгоградской области от 25.10.2010 N 19-п "Об утверждении Правил предоставления средств из областного бюджета транспортным организациям) не корректировались с 2011 года, в связи с чем не отвечают требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Из пояснений сторон следует, что ответчиком не определялся Порядок реализации социальных проездных билетов, не был согласован с государственными органами субъекта Российской Федерации - Волгоградской области.
Закон предполагает добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий (ст. 10 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Договор N 706-15 от 17.12.2015 был заключен сторонами в рамках Постановления администрации Волгоградской области от 26.01.2009 N 8-п, в соответствии с которым установлена реализация месячного социального проездного билета для проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения на расстояние до 70 километров включительно.
Следовательно, выплата субсидии за реализацию социальных проездных билетов должна производиться за один социальный проездной билет для проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения на расстояние до 70 километров, приобретённого одним гражданином.
Ответчик при подаче отчета и сведений для получения субсидии должен был исключить сведения о "двойной" реализации социальных проездных билетов одному гражданину на расстояние до 70 километров включительно.
Размер выплаченной субсидии ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривался.
Учитывая изложенное, суд первой и апелляционной инстанции правомерно пришли к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах, где им была дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки приведённых доводов у суда кассационной инстанции нет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.04.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 по делу N А12-2660/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Р. Галиуллин |
Судьи |
Н.Н. Королева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рамках полномочий, установленных пунктом "ж" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции РФ, подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 абз 5 статьи 26.3-1 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, в 2016 году в Волгоградской области в целях обеспечения равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан постановлением администрации Волгоградской области от 26.01.2009 N 8-п "Об обеспечении равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан на территории Волгоградской области" (далее - Постановление) установлен, в том числе месячный социальный проездной билет для проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения на расстояние до 70 километров включительно.
...
Закон предполагает добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий (ст. 10 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 ноября 2018 г. N Ф06-38760/18 по делу N А12-2660/2018