г. Казань |
|
19 ноября 2018 г. |
Дело N А55-23818/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
заявителя - Медведева А.В. (доверенность от 20.06.2018), Муругова А.В. (доверенность от 01.11.2018),
ответчика - Михалевой Н.А. (доверенность от 06.11.2018 N 01-08-21/18218), Салахова А.Р. (доверенность от 06.11.2018 N 01-08-21/18219), Рудакова С.И. (доверенность от 29.12.2017 N 01-08-07/19206),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Самарской таможни
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Кувшинов В.Е., Колодина Т.И.)
по делу N А55-23818/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Поволжская шинная компания" (ИНН 6321152408, ОГРН 1056320173360), Самарская область, г. Тольятти, к Самарской таможне об оспаривании решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 08.08.2017 N РКТ-10412110-17/000040, N РКТ-10412110-17/000041, N РКТ-10412110- 17/000042, N РКТ-10412110-17/000043, N РКТ-10412110-17/000044, N РКТ-10412110- 17/000045, требование от 15.08.2017 N 433,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Поволжская шинная компания" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Самарской таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконными и отмене решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 08.08.2017 N РКТ10412110-17/00040, N РКТ-10412110-17/00041, N РКТ-10412110-17/00042, N РКТ10412110-17/00043, N РКТ-10412110-17/00044, N РКТ-10412110-17/00045, требования от 15.08.2017 N 433.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018 решение Арбитражного суда Самарской области от 14.03.2018 отменено. Заявление ООО "Поволжская шинная компания" удовлетворено.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, таможенный орган обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Представители таможни в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители заявителя в судебном заседании отклонили кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве, просили оставить судебный акт без изменения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв с 08.11.2018 до 09 часов 45 минут 13.11.2018.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей заявителя, ответчика, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, для целей правильности определения заявленных декларантом классификационных кодов по ТН ВЭД ЕАЭС товаров была назначена таможенная экспертиза представленной 12.05.2017 заявителем в таможенный орган декларации на товары (ДТ) N 10412110/120517/0004778, согласно которой заявитель задекларировал "Шины пневматические резиновые новые всесезонные для легко-грузовых автомобилей".
Декларантом был заявлен код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 4011 20 100 0 "Шины и покрышки пневматические резиновые новые: для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов с индексом нагрузки не более 121".
На основании таможенной экспертизы таможней приняты оспариваемые решения о классификации товара, в соответствии с которыми спорный товар классифицирован по коду ТН ВЭД ЕАЭС - 4011 10 000 3 "шины для легковых автомобилей (включая грузопассажирские автомобили фургоны и спортивные автомобили) с посадочным диаметром не более 16 дюймов", что повлекло увеличение причитающихся к уплате таможенных платежей.
На основании данных решений Самарской таможней принято оспариваемое требование об уплате таможенных платежей.
Не согласившись с вынесенными решениями о классификации товаров и требованием таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что характеристики ввозимых заявителем шин соответствуют ГОСТ 4754-97; в соответствии с положениями ТН ВЭД ЕАЭС, действующей системой межгосударственных стандартов в области применения пневматических шин, заключениями таможенных экспертов, товаросопроводительной документацией, спорные товары относятся к подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС - 4011 10 000 3.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования заявителя, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, проверку правильности которой осуществляют на основании пункта 2 и пункта 3 статьи 52 ТК ТС таможенные органы.
Согласно Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983, классификация товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации, являющихся неотъемлемой частью Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза, которым предусмотрены ОПИ ТН ВЭД.
Классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется по правилам 1, 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5 (а), 5 (б) и 6.
В соответствии с пунктами 5, 6 и 7 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Положение), ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей применения Правил также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правила 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).
При классификации товара по ТН ВЭД ТС вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
Пунктом 6 Положения предусмотрены единообразие и последовательность применения ОПИ.
Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
Для целей правильного определения классификационного кода ТН ВЭД ТС товара необходимо установление его основных свойств, характеристик и функционального назначения.
Основным классификационным признаком шин резиновых в рамках товарной позиции 4011 ТН ВЭД является вид и предназначение транспорта, для которого данные шины предназначены, а также область применения данных шин.
Таможенный орган, классифицируя ввезенный заявителем товар по коду ТН ВЭД 4011 10 000 3 "шины для легковых автомобилей (включая грузопассажирские автомобили фургоны и спортивные автомобили) с посадочным диаметром не более 16 дюймов", исходил из несоответствия в имеющейся маркировке ввезенного заявителем товара, расшифрованной и изложенной в заключении эксперта, индекса скорости спорных шин в 160 и 170 км/ч, техническим характеристикам, утвержденным ГОСТ 5513-97 Межгосударственный стандарт "Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов" для шин предназначенных для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов.
Данные индексы категорий скорости, по мнению таможенного органа, полностью соответствуют индексам Межгосударственного стандарта ""Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости" ГОСТ 4754-97.
Между тем данные выводы таможенного органа суд апелляционной инстанции обоснованно признал ошибочными.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, ГОСТы не связаны с ТН ВЭД, ОПИ и Пояснениями к ТН ВЭД, имеющими основное значение для определения классификации товара в целях его таможенного декларирования, а индекс скорости не является критерием для классификации товара.
При рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции была назначена судебная техническая экспертиза, предметом которой было сравнение несущей нагрузки задекларированных заявителем шин с несущей нагрузкой аналогичных по размерам шин этого же производителя, но предназначенных для легковых автомобилей.
Экспертом установлено, что задекларированные заявителем шины имеют повышенную несущую способность и предназначены именно для перевозки грузов и пассажиров (заключение эксперта от 29.01.2018 N 10).
Более того, судом апелляционной инстанции установлено, что в материалы дела представлен сертификат соответствия N ТС RU CCN.OC13.B.01456, в котором шины поименованы как "шины пневматические новые для легко-грузовых автомобилей".
Также судебная коллегия соглашается с судом апелляционной инстанции в том, что позиции 4011 10 (примененной таможенными органами) и 4011 20 (примененной декларантом) являются сравнимыми.
В силу ОПИ 3 в порядке возрастания после позиции 4011 10 идет позиция 4011 20, следовательно, при классификации товаров в соответствии с Правилом ОПИ 3 (в) применению подлежит код ТН ВЭД 4011 20.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя и признал оспариваемые решения таможенного органа незаконными.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанных судом апелляционной инстанции выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены вынесенного им судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены принятого по делу судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018 по делу N А55-23818/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 5, 6 и 7 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Положение), ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
...
Таможенный орган, классифицируя ввезенный заявителем товар по коду ТН ВЭД 4011 10 000 3 "шины для легковых автомобилей (включая грузопассажирские автомобили фургоны и спортивные автомобили) с посадочным диаметром не более 16 дюймов", исходил из несоответствия в имеющейся маркировке ввезенного заявителем товара, расшифрованной и изложенной в заключении эксперта, индекса скорости спорных шин в 160 и 170 км/ч, техническим характеристикам, утвержденным ГОСТ 5513-97 Межгосударственный стандарт "Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов" для шин предназначенных для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов.
Данные индексы категорий скорости, по мнению таможенного органа, полностью соответствуют индексам Межгосударственного стандарта ""Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости" ГОСТ 4754-97."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 ноября 2018 г. N Ф06-39392/18 по делу N А55-23818/2017