г. Казань |
|
26 ноября 2018 г. |
Дело N А57-1333/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей до перерыва:
общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" - Трофимовой Т.В. (доверенность от 14.12.2017 N 28-10/428), Черемисиной С.И. (доверенность от 27.04.2018 N 28-10/71),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Саратовской области - Уткина Д.И. (доверенность от 17.11.2016 N02-24/20),
Управлению Федеральной налоговой службы России по Саратовской области - Уткина Д.И. (доверенность от 12.04.2016 N 05-17/17),
в отсутствие после перерыва:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчиков - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 09.06.2018 (судья Михайлова А.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2018 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Комнатная Ю.А., Смирников А.В.)
по делу N А57-1333/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" (ИНН 6404901971, ОГРН 1046400402993), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Саратовской области, Управлению Федеральной налоговой службы России по Саратовской области о признании недействительными решений, с участием заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "РТ-Инвест Транспортные системы" (ИНН 7704869777, ОГРН 1147746841340),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" (далее - ООО "Газпром трансгаз Саратов", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Саратовской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 01.11.2017 N 1068 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - управление) от 21.12.2017.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 09.06.2018 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2018 решение Арбитражного суда Саратовской области от 09.06.2018 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители общества в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители инспекции и управления в судебном заседании отклонили кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве и письменных пояснениях к нему, просили оставить судебные акты без изменения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв с 13.11.2018 до 09 часов 45 минут 20.11.2018.
В судебное заседание после перерыва лица, участвующие в деле, своих представителей не направили.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей заявителя, ответчиков, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по транспортному налогу за 2016 год, представленной ООО "Газпром трансгаз Саратов", в части уплаты транспортного налога филиалом ООО "Газпром трансгаз Саратов" Петровское ЛПУМГ ИНН 6453010110/ КПП 644403001.
По результатам проверки инспекцией приняты решение от 06.09.2017 N 8 "О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля", N 9 "О продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки" (до 05.10.2017).
Обществу начислены транспортный налог в сумме 907 руб., пени - 14, 63 руб.; штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 181,4 руб.
Решением управления от 21.12.2017 решение инспекции было оставлено без изменения.
Не согласившись с вышеуказанными решениями, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, уменьшается на сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.
Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 N 504 (далее - Правила).
Правилами установлены порядок взимания указанной платы, порядок возврата собственнику (владельцу) транспортного средства денежных средств, а также порядок информационного взаимодействия собственника (владельца) транспортного средства и оператора системы взимания платы (далее - Оператор).
Оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства в реестре системы взимания платы ведет персонифицированную запись собственника (владельца) транспортного средства, содержащую следующую обновляемую не реже чем один раз в сутки информацию по каждому транспортному средству собственника (владельца): маршрут, пройденный транспортным средством, планируемый маршрут, время и дата движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в соответствии с маршрутной картой, оформленной и выданной в соответствии с пунктом 10 Правил; операции по внесению владельцем транспортного средства платы оператору с указанием ее размера, а также даты и времени поступления и другие операции (пункты 4-6 Правил).
При этом по заявлению собственника (владельца) транспортного средства или его уполномоченного представителя оператором осуществляются перераспределение средств между расчетными записями, принадлежащими одному собственнику (владельцу) транспортного средства, открытие необходимого собственнику (владельцу) транспортного средства количества дополнительных расчетных записей и формирование группы транспортных средств в привязке к таким расчетным записям. Общее количество расчетных записей собственника (владельца) транспортных средств не может превышать количество транспортных средств, зарегистрированных в реестре в отношении данного собственника (владельца) транспортных средств (пункт 5(1) Правил).
Размер платы, подлежащей внесению при движении транспортного средства по планируемому маршруту, указывается в маршрутной карте (пункт 10(1)) или рассчитывается посредством системы взимания платы на основании данных, полученных от бортового устройства или стороннего бортового устройства в автоматическом режиме (пункт 7 Правил).
Порядок возврата собственнику (владельцу) транспортного средства денежных средств, внесенных оператору и не перечисленных либо излишне перечисленных в доход федерального бюджета разделом III Правил.
Если организацией уплачен авансовый платеж в систему взимания платы в счет планируемых маршрутов при отсутствии маршрутной карты, собственник (владелец) транспортного средства в целях исчисления транспортного налога в соответствии с Правилами по вышеназванным каналам обслуживания может получить информацию по расчету платы, о размере платы, подлежащей внесению при движении транспортного средства по планируемому маршруту, о состоянии расчетов, историю транзакций, а также иную информацию, связанную с внесением платы.
Согласно пункту 84 Правил, информация об операциях по перечислению оператором в доход федерального бюджета денежных средств собственника (владельца) транспортного средства в качестве платы в зависимости от пути, пройденного каждым транспортным средством по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, предоставляется по дополнительному запросу собственника (владельца) транспортного средства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.08.2014 N 1662-р осуществление функций оператора системы взимания платы возложено на ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы", которое представляет в налоговые органы сведения о внесенной плате владельцами транспортных средств ежегодно до 15 февраля в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно доводам общества, при определении им суммы налогового вычета были использованы данные о сумме Платы, уплаченной в отношении каждого транспортного средства в отчетном налоговом периоде, исходя из данных отчетов Оператора о маршруте транспортных средств с привязкой ко времени (дате) начала и окончания их движения.
Между тем, доказательств получения заявителем сведений об операциях по перечислению оператором в доход федерального бюджета денежных средств, уплаченных обществом заявителем в материалы дела не представлено.
Согласно материалам дела, для определения размера налогового вычета, применяемого ООО "Газпром трансгаз Саратов" инспекцией использовались сведения о суммах из реестра системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, предоставленные ООО "РТ-Инвест Транспортные системы".
Согласно данным сведениям, общая сумма платы составила 6161 руб., а по данным общества 7 068 руб., то есть сумма налогового вычета завышена на 907 руб.
Инспекцией в ходе проверки у ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" получена информация о транспортных средствах, зарегистрированных в системе взимания платы "Платон" и информация о сумме платы, перечисленной Обществом в доход федерального бюджета. Представленная ООО "РТ - Инвест Транспортные системы" информация соответствует сведениям, использованным инспекцией.
Согласно данным ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы", представленным в суд первой инстанции, оператором на основании заявлений ООО "Газпром трансгаз Саратов" была предоставлена отсрочка по внесению платы, Оператором открыта расчетная (постоплатная) запись. С даты открытия постоплатной расчетной записи, фактическое перечисление денежных средств в федеральный бюджет с расчетной записи ООО "Газпром трансгаз Саратов" осуществлялось после формирования и погашения отсроченного платежа за предыдущий расчетный период.
В связи с предоставленной Заявителю отсрочкой по внесению платы, часть суммы платы, начисленной за 2016 год, была списана с расчетной записи общества и перечислена ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" в бюджет в 2017 году.
Как правильно указали суды, детализация операций по лицевому счету, представленные заявителем, не может служить основанием исчисления платы перечисленной в бюджет для владельцев транспортных средств, которым Оператором предоставлена отсрочка по внесению платы. В связи с предоставленной Заявителю отсрочкой по внесению платы, часть платы, начисленной за 2016 год, была списана с расчетной записи заявителя и перечислена оператором в бюджет в 2017 году.
Данная сумма учтена при формировании отчетов для налоговых органов для исчисления льготы по транспортному налогу заявителю за 2017 год.
Таким образом, суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что с даты открытия постоплатной расчетной записи, фактическое перечисление денежных средств в федеральный бюджет с расчетной записи ООО "Газпром трансгаз Саратов" осуществлялось после формирования и погашения отсроченного платежа за предыдущий расчетный период.
Между тем, судебная коллегия приходит к выводу об отмене судебных актов в части привлечения ООО "Газпром трансгаз Саратов" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Налоговый кодекс Российской Федерации, регулируя властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2), определяет общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения и закрепляет, что лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (пункт 6 статьи 108 НК РФ).
Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения (подпункт 2 пункта 1 статьи 109 НК РФ).
В силу статей 106, 108 и 109 НК РФ вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение.
Перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, приведен в пункте 1 статьи 111 НК РФ, при этом этот перечень не является исчерпывающим (подпункты 3 и 4 пункта 1 статьи 111 НК РФ).
Между тем, судебные инстанции, отказывая в удовлетворении требований о признании недействительным оспариваемого решения в части привлечения к налоговой ответственности обстоятельства, касающиеся виновности либо невиновности Общества в совершении вменяемого ему налогового правонарушения, не устанавливали и не исследовали, несмотря на то, что Общество и в суде первой и в суде апелляционной инстанции указывало на отсутствие в его действиях вины в совершении этого налогового правонарушения.
Поскольку судами не установлены обстоятельства, имеющие значение при рассмотрении спора о правомерности привлечения общества к ответственности, выводы судов о правомерности привлечения общества к ответственности нельзя признать обоснованными.
Не установив в полной мере указанные выше обстоятельства, не исследовав представленные сторонами в материалы дела доказательства, суды допустили нарушение норм процессуального права, которые могли привести к принятию неправильных судебных актов по делу, что в силу части 1 статьи 288 АПК РФ является основанием для отмены судебных актов.
Учитывая, что суд кассационной инстанции в силу своих полномочий лишен возможности исследования доказательств по делу, установления обстоятельств, имеющих значение для дела, обжалуемые судебные акты в части признания отказа в удовлетворении требований ООО "Газпром трансгаз Саратов" о признании недействительными решений налоговых органов в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить указанные нарушения, обеспечить предусмотренные процессуальным законодательством требования о всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств; при необходимости предложить сторонам представить дополнительные доказательства; оценить все доводы сторон, приведенные в обоснование своих требований и возражений, в том числе об отсутствии вины в совершении налогового правонарушения, и исходя из этого установить правомерность привлечения к ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 09.06.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2018 по делу N А57-1333/2018 в части отказа в удовлетворении требований ООО "Газпром трансгаз Саратов" о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Саратовской области от 01.11.2017 N1068 и Управления Федеральной налоговой службы России по Саратовской области от 21.12.2017 в части привлечения ООО "Газпром трансгаз Саратов" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации, отменить.
В указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что суд кассационной инстанции в силу своих полномочий лишен возможности исследования доказательств по делу, установления обстоятельств, имеющих значение для дела, обжалуемые судебные акты в части признания отказа в удовлетворении требований ООО "Газпром трансгаз Саратов" о признании недействительными решений налоговых органов в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить указанные нарушения, обеспечить предусмотренные процессуальным законодательством требования о всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств; при необходимости предложить сторонам представить дополнительные доказательства; оценить все доводы сторон, приведенные в обоснование своих требований и возражений, в том числе об отсутствии вины в совершении налогового правонарушения, и исходя из этого установить правомерность привлечения к ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 ноября 2018 г. N Ф06-39775/18 по делу N А57-1333/2018