г. Казань |
|
29 ноября 2018 г. |
Дело N А65-30870/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
акционерного общества "Республиканский агропромышленный центр инвестиций и новаций" - Туктамышева А.Р. (доверенность от 01.08.2017),
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан - Гарифзяновой Л.И. (доверенность от 17.03.2017 N 01/3-127-юр),
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Дубровиной Е.О. (доверенность от 09.01.2018 N АГ-02/16),
открытое акционерное общество "Татагролизинг" - Пудова С.А. (доверенность от 12.11.2018 N 235-ю),
в отсутствие:
третьих лиц (Прокуратура Республики Татарстан в лице Прокуратуры Мамадышского района Республики Татарстан, МВД по РТ в лице Управления по борьбе с экономическими преступления и противодействию коррупции) - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.04.2018 (судья Хамитов З.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Попова Е.Г., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-30870/2017
по заявлению акционерного общества "Республиканский агропромышленный центр инвестиций и новаций" (ОГРН 1171690050179; ИНН 1655387463), г. Казань, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, г.Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, третьи лица: открытое акционерное общество "Татагролизинг", г.Казань, Прокуратура Республики Татарстан в лице Прокуратуры Мамадышского района Республики Татарстан, г.Мамадыш, МВД по РТ в лице Управления по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции, г. Казань, о признании недействительными решения, предписаний,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Республиканский агропромышленный центр инвестиций и новаций" (далее - заявитель, общество, АО "РАЦИН") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, ответчик) о признании недействительными решения от 10.08.2017 по делу N 05-46/2017, предписания N 1, 2 по делу N 05-46/2017.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан к участию в деле в качестве соистца привлечено Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (далее - министерство).
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - ОАО "Татагролизинг", Прокуратура Республики Татарстан в лице Прокуратуры Мамадышского района Республики Татарстан, МВД по РТ в лице Управления по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.04.2018 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительными решение антимонопольного органа от 10.08.2017 по делу N 05-46/2017 и предписаний от 27.07.2017 N 1 и N 2 по делу N05-46/2017.
Суд взыскал с антимонопольного органа в пользу заявителя расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.04.2018 оставлено без изменения.
Антимонопольный орган, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель министерства поддержал позицию заявителя.
Представитель заявителя в судебном заседании отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить судебные акты без изменения.
Представитель ОАО "Татагролизинг" в судебном заседании поддержал позицию заявителя.
Другие третьи лица в судебное заседание своих представителей для участия в судебном заседании не направили, извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия третьих лиц.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в отношении заявителя на основании приказа антимонопольного органа от 25.08.2014 N 02/311-пр "О проведении плановой выездной проверки" и приказа от 22.09.2014 N 02/364-пр "О внесении изменений в состав Инспекции по проведению плановой выездной проверки и продлении срока проведения плановой проверки" проведена плановая выездная проверка.
В ходе проверки антимонопольным органом установлено, что ГУП "РАЦИН" при реализации одного и того же вида зерновых культур для разных хозяйствующих субъектов устанавливает разные отпускные цены.
По результатам рассмотрения дела N 05-46/2017 антимонопольным органом 10.08.2017 принято решение:
1. Признать АО "РАЦИН" (ИНН 1655387463) и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (ИНН 1654019555) нарушившими требования статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), что выразилось в достижении соглашения, которое привело к экономически необоснованному установлению различных цен (наценок) за поставку одного и того же вида зерновых культур из Регионального продовольственного фонда;
2. Выдать АО "РАЦИН" и Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан предписание о прекращении нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции;
3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу;
4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
На основании указанного решения антимонопольным органом выдано предписание от 27.07.2017 N 1 по делу N05-46/2017: "АО "РАЦИН" в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения настоящего Предписания прекратить нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции, а именно: 1) прекратить исполнение и участие в соглашении, запрещенном статьей 16 Закона о защите конкуренции, которое привело к экономически необоснованному установлению различных цен за поставку одного и того же вида зерновых культур из Регионального продовольственного фонда; 2) не допускать установление экономически необоснованных различных цен (наценок) за поставку одного и того же вида зерновых культур из Регионального продовольственного фонда. О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения".
Антимонопольным органом выдано предписание от 27.07.2017 N 2 по делу N 05-46/2017: "Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан" в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения настоящего Предписания прекратить нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции, а именно: 1) прекратить исполнение и участие в соглашении, запрещенном статьей 16 Закона о защите конкуренции, которое привело к экономически необоснованному установлению различных цен за поставку одного и того же вида зерновых культур из Регионального продовольственного фонда; 2) прекратить координацию деятельности АО "РАЦИН" в части установления цен на реализуемое зерно из Регионального продовольственного фонда. О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения".
Основанием для принятия оспариваемого решения явился вывод антимонопольного органа о том, что Министерство своими действиями оказывает влияние на формирование экономически необоснованной цены за поставку одного и того же вида зерновых культур из Регионального продовольственного фонда.
Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что ГУП "РАЦИН" и Минсельхозпрод РТ достигли соглашения, запрещенного статьей 16 Закона о защите конкуренции, которое привело к экономически необоснованному установлению различных наценок на зерновые культуры, реализуемые из Регионального продовольственного фонда Республики Татарстан (далее - РПФ).
Заявители, не согласившись с решением и предписаниями антимонопольного органа, обратились в арбитражный суд.
При принятии судебных актов, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из следующих обстоятельств.
Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).
Данный Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (статья 3 Закона о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: 1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); 4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
По мнению антимонопольного органа, участие министерства в формировании цены на реализуемое ГУП "РАЦИН" зерно проявляется в следующих действиях: 1) рассмотрение заявок мукомольных предприятий и животноводческих комплексов республики на отпуск зерна из РПФ РТ; 2) протокольными и устными поручениями, адресованными ГУП "РАЦИН", об определении получателей зерна, объема и стоимости поставляемого зерна; 3) установление особых цен на услуги элеваторов и хлебоприемных предприятий для ГУП "РАЦИН"; 4) установление цен на зерно, поставляемое сельхозпроизводителями в РПФ в счет погашения товарного кредита.
Антимонопольный орган указывает, что ГУП "РАЦИН" является официальным оператором по формированию и использованию РПФ и оператором по товарному кредитованию сельхозпроизводителей. ГУП "РАЦИН" осуществляет формирование РПФ РТ с целью проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности Республики Татарстан.
При этом антимонопольный орган в оспариваемом решении ссылается на постановление Арбитражного суда Поволжского округа по делу N А65-3541/2016, в котором содержится вывод о том, что управление ГУП "РАЦИН" осуществляется Минсельхозпродом РТ.
Согласно письму Минсельхозпрода РТ (от 17.04.2015 исх. N 02/4-1-1949) отпуск зерна из РПФ РТ осуществляется мукомольным предприятиям и животноводческим комплексам республики по заявкам предприятий, направляемым в Минсельхозпрод РТ. Получателей зерна РПФ РТ, а также объемы выделяемого зерна из РПФ определяет Минсельхозпрод РТ.
На основании указанного письма антимонопольный орган пришел к выводу о достижении ГУП "РАЦИН" и Минсельхозпрода РТ соглашения, запрещенного статьи 16 Закона о защите конкуренции, которое привело к экономически необоснованному установлению различных наценок на зерновые культуры, реализуемых из РПФ РТ.
Государственным Советом Республики Татарстан принят Закон РТ от 13.07.2017 N 53-ЗРТ "О продовольственной безопасности Республики Татарстан" (далее - Закон о продовольственной безопасности РТ).
До принятия данного закона формирование продовольственного резерва или регионального продовольственного фонда нормативными актами не регулировалось.
Осуществление продовольственной безопасности РТ осуществлялось на общих принципах гражданского законодательства РФ, а термин РПФ РТ использовался лишь формально.
Согласно пункту 1.1. Положения Минсельхозпрода РТ, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2005 N 316 (далее - Положение), Минсельхозпрод РТ является исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, реализующим государственную политику и осуществляющим управление агропромышленным комплексом и продовольственным обеспечением.
Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.08.2005 N 416 "Об утверждении Перечня государственных унитарных предприятий Республики Татарстан, обеспечивающих осуществление органами государственной власти Республики Татарстан полномочий Республики Татарстан" ГУП "РАЦИН" находится в ведомственном подчинении Минсельхозпрода РТ и обеспечивает исполнение части функций Минсельхозпрода РТ.
Из постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 03.03.2017 по делу N А65-3541/2016 следует, что товарное кредитование сельхозтоваропроизводителей производится на основании заключаемых договоров поставки с рассрочкой платежа, которые не носят публичного характера, порядок заключения которых регулируется нормами гражданского законодательства.
Особенность заключения договора поставки с ГУП "РАЦИН" заключается в том, что, передав товар покупателю, заявитель предоставляет отсрочку его оплаты до предстоящего урожая. Данная услуга предоставляется в качестве поддержки сельхозпредприятиям, осуществляется ГУП "РАЦИН" на свой риск, связана с платежеспособностью и финансовым состоянием покупателя.
При этом, как указали суды предыдущих инстанций, доказательства участия Минсельхозпрода РТ в формировании либо определении отпускной цены на зерно антимонопольным органом не представлены.
Ссылка ответчика на протокол совещания от 07.09.2012 N 30/2 обоснованно отклонен судами, поскольку обсуждался вопрос обеспечения зерном ОАО "Холдинговая компания "Ак Барс", которое является одним из аграрных холдингов в республике. При этом цены были согласованы между участниками сделки, а не определены Минсельхозпродом РТ.
Как правильно указали суды, установление Минсельхозпродом РТ рекомендованных цен на поставку зерна в РПФ РТ при погашении задолженности перед ГУП "РАЦИН" и ОАО "Татагролизинг" не образуют состав правонарушения, так как эти действия связаны с закупкой, а не реализацией зерна. Рекомендованные цены на закупку не являются обязательными.
Суды указали, что ГУП "РАЦИН" в силу части 2 статьи 8 и части 3 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" самостоятельное устанавливает цены на продаваемые товары.
Само по себе установление различных цен не является квалифицирующим признаком статьи 16 Закона о защите конкуренции, не указывает на наличие соглашения либо согласованных действий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами.
Как указали суды предыдущих инстанций, антимонопольный орган в оспариваемом решении не конкретизировал, в чем именно заключалась согласованность действий ГУП "РАЦИН" и Минсельхозпрода РТ и на достижение каких целей эти действия были направлены.
Более того, в рамках арбитражного дела N А65-3541/2016 суды установили, что антимонопольный орган не доказал факт доминирующего положения ГУП "РАЦИН" на рынке зерна и признали за ГУП "РАЦИН" право устанавливать различные цены на один и тот же вид товара (зерно).
В рассматриваемом случае суды пришли к обоснованному выводу о том, что ответчик не анализировал и не оценивал состояние конкурентной среды на данном товарном рынке; не определил доли участвующих в нем иных продавцов и состав покупателей, географические границы указанного товарного рынка; не проверял наличие или отсутствие у потребителей (покупателей) возможности приобретать товар у других лиц, поставляющих аналогичный товар (зерно).
Доказательства наличия негативных последствий для конкурентной среды на рынке зерна Республики Татарстан в связи с конкретными действиями Минсельхозпрода РТ и ГУП "РАЦИН" ответчиком также не представлены.
Установление различных цен на один и тот же товар для различных покупателей не противоречит действующему законодательству и может зависеть от различных объективных экономических условий, таких как объем и условия поставок, условия оплаты и риски поставщика, иных условий, влияющих на взаимоотношения сторон по договору.
Так, представитель заявителя пояснил, что в отпускную цену зерна закладываются затраты на его приобретение, содержание, хранение, приемку, отгрузку, подработку до нужной кондиции, транспортировку, наценка.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованным выводам о том, что ответчик в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представил доказательства, подтверждающие основания для принятия оспариваемых актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанных судом первой инстанции выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены вынесенного им судебного акта. Выводы суда основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены принятого по делу судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.04.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018 по делу N А65-30870/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании указанного письма антимонопольный орган пришел к выводу о достижении ГУП "РАЦИН" и Минсельхозпрода РТ соглашения, запрещенного статьи 16 Закона о защите конкуренции, которое привело к экономически необоснованному установлению различных наценок на зерновые культуры, реализуемых из РПФ РТ.
...
Из постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 03.03.2017 по делу N А65-3541/2016 следует, что товарное кредитование сельхозтоваропроизводителей производится на основании заключаемых договоров поставки с рассрочкой платежа, которые не носят публичного характера, порядок заключения которых регулируется нормами гражданского законодательства.
...
Суды указали, что ГУП "РАЦИН" в силу части 2 статьи 8 и части 3 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" самостоятельное устанавливает цены на продаваемые товары.
Само по себе установление различных цен не является квалифицирующим признаком статьи 16 Закона о защите конкуренции, не указывает на наличие соглашения либо согласованных действий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 ноября 2018 г. N Ф06-39962/18 по делу N А65-30870/2017