г. Казань |
|
30 ноября 2018 г. |
Дело N А65-449/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
главы крестьянского фермерского хозяйства Мохтаровой Лейсан Фаридовны - Груздевой Е.И. (доверенность от 09.01.2018), Хайруллиной А.К. (доверенность от 09.01.2018),
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - Левашиной Е.Г. (доверенность от 09.01.2018),
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан - Хабибуллиной Э.Р. (доверенность от 15.08.2018 N 85),
Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - Галимовой А.И. (доверенность от 11.10.2018 N 48/4218),
третьего лица Мавлютиной Е.М. - Груздевой Е.И. (доверенность от 17.06.2017),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2018 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2018 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Засыпкина Т.С.)
по делу N А65-449/2017
по заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства Мохтаровой Лейсан Фаридовны, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, о признании недействительными решений и об обязании внести изменения, третьи лица: Мавлютина Елена Михайловна, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Совет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, с. М. Шильна, Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского фермерского хозяйства Мохтарова Лейсан Фаридовна (далее - глава КФХ Мохтарова Л.Ф., Мохтарова Л.Ф., заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан, кадастровая палата), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан) о признании недействительными решений от 08.12.2016: N 1600/501/16-125071 (по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3552), N 1600/501/16-125315 (по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3572), N 1600/501/16-125312 (по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3592), N 1600/501/16-125329 (по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3598), об отказе в учете изменений объектов недвижимости: внесения изменений в категорию земли и разрешенного вида использования земельных участков, согласно утвержденного генерального плана территории Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района и об обязании внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости в категорию земель с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" и в разрешенный вид использования: "основной вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство" "зоны Ж1 - зона жилой застройки", выше обозначенных земельных участков, расположенных по адресу: Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ), привлечены Мавлютина Елена Михайловна, г. Набережные Челны, Совет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, с. М. Шильна, Тукаевский район, Республики Татарстан, Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Набережные Челны.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.06.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2017, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 05.12.2017 решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2018, заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными решения Управления Росреестра по Республике Татарстан от 08.12.2016 N 1600/501/16-125071, N 1600/501/16-125315, N 1600/501/16-125312, N 1600/501/16-125329 об отказе в государственном учете изменений в категорию и разрешенные виды использования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:102402:3552, 16:39:102402:3572, 16:39:102402:3592, 16:39:102402:3598. Суд обязал Управление Росреестра по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Мохтаровой Л.Ф.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Управление Росреестра по Республике Татарстан и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просили обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение судами норм процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представители Управления Росреестра по Республике Татарстан и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах, а представители Мохтаровой Л.Ф., отклонили доводы кассационных жалоб, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Представители третьих лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационных жалоб регистрирующего органа и кадастровой палаты.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и отзывов на них, выслушав представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия находит судебные акты подлежащими частичной отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, глава КФХ Мохтарова Л.Ф. на основании договора дарения земельного участка от 14.08.2014 является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:39:102402:907 площадью 732 125 кв. м сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного производства", расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, тер. ДНП УК "Усадьба", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 31.10.2014 серии 16-АН N 645378.
В последующем данный земельный участок был размежеван на множество земельных участков, в том числе земельные участки: с кадастровым номером 16:39:102402:3592 площадью 913 кв. м; с кадастровым номером 16:39:102402:3572 площадью 1000 кв. м; с кадастровым номером 16:39:102402:3552 площадью 1000 кв. м; с кадастровым номером 16:39:102402:3598 площадью 435 038 кв. м (далее - спорные земельные участки).
Решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16.12.2014 N 12/7 утвержден генеральный план муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - генеральный план N 12/7), предусматривающий расширение границ Малошильнинского сельского поселения путем включения в границы поселения земельных участков сельскохозяйственного назначения, в том числе земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:39:102402:907 площадью 732 125 кв. м с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного производства".
Согласно выписке из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения, утвержденного решением от 16.12.2014 N 12/7, выданного главным архитектором Тукаевского муниципального района Писаревым В.Д., решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" от 16.12.2014 N 12/7, земельные участки с кадастровыми номерами 16:39:102402:3592, 16:39:102402:3572, 16:39:102402:3552, 16:39:102402:3598, расположенные по адресу: Малошильнинское сельское поселение, западнее Боровецкого моста, являются территорией усадебной жилой застройки, имеют вид разрешенного использования земельного участка "зона Ж1-зона жилой застройки". Запрашиваемое использование земельного участка относится к основному виду разрешенного использования.
С целью внесения произведенных генеральным планом изменений в сведения объектов недвижимости - принадлежащих заявителю земельных участков сельскохозяйственного назначения, а именно, изменение категории земли и разрешенного вида использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, глава КФХ Мохтарова Л.Ф. обратилась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, приложив к ним выписки из генерального плана Малошильнинского сельского поселения от 16.12.2014 N 12/7.
Решениями ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан от 09.11.2016 N 1600/501/16-125312, N 1600/501/16-125315, N 1600/501/16-125071, N 1600/501/16-125329 приостановило осуществление кадастрового учета, указав, что в представленной выписке из генерального плана Малошильнинского сельского поселения от 16.12.2014 N 12/7 не указаны сведения об основных и вспомогательных видах разрешенного использования, утвержденных для данной территориальной зоны и отсутствует информация о том, что земельные участки не относятся к сельскохозяйственным угодьям.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) при поступлении заявления о кадастровом учете изменений вида разрешенного использования земельного участка и отсутствии необходимых документов об этом орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает соответствующие документы из уполномоченных органов государственной власти или органа местного самоуправления.
Для устранения причин приостановления филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан направлен запрос в Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района о распространении действия Градостроительного регламента в отношении земельных участков, об утвержденных для данной территориальной зоны основных и вспомогательных видах разрешенного использования, а также документа об изменении категории земли в виде XML- файла.
В ответ на указанные запросы Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района сообщил, что указанные земельные участки образованы из земельного массива паевого фонда, имеют категорию: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, не входят в границу населенного пункта Малошильнинского сельского поселения и относятся к сельскохозяйственным угодьям.
Решениями ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан от 08.12.2016 N 1600/501/16-135767, 1600/501/16-135785, 1600/501/16-136020, 1600/501/16-135793 Мохтаровой Л.Ф. отказано в учете изменений объектов недвижимости, со ссылкой на то, что ответ на межведомственный запрос органа местного самоуправления свидетельствует об отсутствии документов об изменении категории земель и информации, необходимых для кадастрового учета; необходимые документы, подтверждающие изменение вида разрешенного использования и категории земельных участков не представлены.
Не согласившись с отказами в учете изменений объекта недвижимости и считая, что выписка из генерального плана является достаточным основанием для внесения изменений в сведения в части категории земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов, глава КФХ Мохтарова Л.Ф. обратилась в суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований глава КФХ Мохтарова Л.Ф. ссылалась, в том числе на статью 84 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что генеральным планом Малошильнинского сельского поселения, утвержденным решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" от 16.12.2014 N 12/7, земельный участок с кадастровым номером 16:39:102402:907, из которого образованы спорные земельные участки, был включен в границу населенного пункта, в связи с чем в силу пункта 3 части 1 статьи 7, части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статей 83, 84 Земельного кодекса Российской Федерации, с момента включения в границу населенного пункта данный земельный участок фактически переведен из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов.
Аналогичная позиция изложена в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2017 N 341-АПГ17-5, согласно которой принятие отдельного акта о переводе земельных участков из одной категории в другую не требовалось, поскольку имело место установление границ муниципального образования и утверждение генерального плана.
Представить Исполкома в судебном заседании суда кассационной инстанции также признал, что спорные земельные участки в результате изменения и утверждения генерального плана решением от 16.12.2014 N 12/7 были включены в границы населенного пункта.
Следует отметить, что принимая оспариваемые судебные акты, судебные инстанции правомерно учли и вступивший в законную силу судебный акт по делу N А65-30645/2015, принятый между теми же сторонами, в котором установлены обстоятельства относительно оценки генерального плана Малошильнинского сельского поселения от 16.12.2014 N 12/7, в том числе и по вопросам соблюдения публичности процедуры при его принятии и факта включения всех участков в границы указанного населенного пункта.
Учитывая, что суд проверяет законность оспариваемого решения государственного органа на момент его принятия, при разрешении спора суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решения кадастрового органа от 08.12.2017 об отказе в учете изменения, противоречили действующим на тот момент решению Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16.12.2014 N 12/7, статьям 83, 84 ЗК РФ и статьям 7, 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статьям 16, 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей до 01.01.2017.
При таких обстоятельствах вывод судов о признании отказа в учете изменений объекта недвижимости незаконным является верным, в связи с чем судебные акты в указанной части подлежат оставлению без изменения. Соответствующие доводы кассационной жалобы управления и кадастровой палаты подлежат отклонению как противоречащие приведенным положениям норм земельного законодательства.
В то же время судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции неправомерно возложил на Управление Росреестра по Республике Татарстан обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Мохтаровой Л.Ф.
В резолютивной части решения о признании незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на обязанность совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Меры восстановления нарушенного права применяются для восстановления состояния правоотношений, соответствующего требованиям права, поэтому решение суда о принятии таких правовосстановительных мер должно соответствовать действующему законодательству и быть исполнимым на дату его принятия (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2014 N 301-ЭС14-2491).
Как усматривается из материалов дела, в целях восстановления нарушенных прав суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Мохтаровой Л.Ф. без указания конкретного способа.
По смыслу части 1 статьи 4 АПК РФ целью обращения в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов является восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
По правилам части 4 статьи 15 АПК РФ судебные акты, принимаемые арбитражными судами, должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Соблюдение указанных принципов обеспечивается выполнением лицами, участвующими в деле, обязанностей по доказыванию обстоятельств, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, а также выполнением арбитражным судом обязанности по оценке представленных доказательств и разрешению прочих вопросов, касающихся существа спора.
Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с правилами части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
В силу положений пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения при признании ненормативного правового акта недействительным должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, признав недействительным ненормативный правовой акт и необходимость устранения нарушений прав заявителя, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, определив действия, которые приведут к восстановлению нарушенных прав и срок их совершения. При установлении способа и срока устранения нарушения необходимо учитывать положения законодательства в области применения которого был издан оспариваемый ненормативный правовой акт.
Учитывая изложенное, указание в резолютивной части решения на понуждение к совершению заинтересованным лицом действий по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя без определения конкретных действий и срока их совершения приведет к правовой неопределенности в вопросе исполнения принятого решения, что не согласуется с положениями статей 16 и 182 АПК РФ и является самостоятельным основанием для отмены судебного акта.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 N 17426/08, в основу судебного акта суда апелляционной (кассационной) инстанции могут быть положены доказательства, удостоверяющие факты, которые имели место до вынесения решения судом первой инстанции.
Вместе с тем как видно из материалов дела, решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5 отменен генеральный план Малошильнинского сельского поселения, утвержденный решением Совета Малошильнинского сельского поселения от 16.12.2014 N 12/7 со всеми изменениями и принят новый генеральный план Малошильнинского сельского Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, согласно которому спорные земельные участки не вошли в черту населенного пункта.
Таким образом, спецификой данного спора является тот факт, что на момент принятия решения судом первой инстанции генеральный план, утвержденный решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16.12.2014 N 12/7, был отменен в установленном порядке и решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5 принят новый генеральный план, который в установленном порядке не оспорен, основания для отказа в применении указанного нормативного акта в пределах реализации полномочий арбитражного суда отсутствуют (пункт 2.2 постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2017 N 37-П, от 06.07.2018 N 29-П).
При таких обстоятельствах при разрешении спора судом первой инстанции и также при определении способа восстановления нарушенных прав либо ограничении в реализации такого права должно было учитываться и принятие уполномоченным органом нового нормативного акта и отмена решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16.12.2014 N 12/7.
Из содержания Генерального плана, утвержденного решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5 следует, что участки по настоящему спору не вошли в границу указанного населенного пункта, данный факт установлен документально и сторонами не оспаривается.
Учитывая, что условия нового генерального плана 2017 года, действующие на момент принятия судебного решения, исключают нахождение спорных объектов в составе границ населенного пункта и обязание уполномоченного органа внести изменения по учету приведет к правовой неопределенности режима использования спорных земельных участков и их категории, суд кассационной инстанции считает, что в рассматриваемом случае у судов не имелось правовых оснований для возложения на Управление Росреестра по Республике Татарстан обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Мохтаровой Л.Ф.
Более того, во исполнение представления прокурора Тукаевского района от 08.06.2017 N 02-08-03а Советом муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан были приняты решения: от 12.11.2018 N 46/2 "Об отмене решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16 декабря 2014 г. N 12/7 "Об утверждении генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республика Татарстан"; от 12.11.2018 N 46/3 "Об отмене решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 03 декабря 2015 г. N 6/2 "Об утверждении изменений генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республика Татарстан".
С учетом изложенного доводы заявителя о том, что решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5 были внесены изменения в ранее действующий генеральный план Малошильнинского сельского поселения, а не принят новый генеральный план, спорные земельные участки не были исключены из границы населенного пункта в соответствии с генеральным планом Малошильского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденным решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5, судебной коллегией отклоняются.
Указанные доводы Мохтаровой Л.Ф. могут быть предметом самостоятельного оспаривания нормативных актов, принимаемых органом публичного образования, в установленном законом порядке и основанием для пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам в порядке, предусмотренном статьей 312 АПК РФ.
На основании изложенного кассационный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части возложения обязанности на Управление Росреестра по Республики Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Мохтаровой Л.Ф. подлежат отмене (часть 1, 2 статьи 288 АПК РФ).
В остальной части судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы Управления Росреестра по Республики Татарстан подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ и пунктами 14, 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2018 по делу N А65-449/2017 в части обязания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Крестьянского фермерского хозяйства Мохтаровой Лейсан Фаридовны отменить, в указанной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2018 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 N 17426/08, в основу судебного акта суда апелляционной (кассационной) инстанции могут быть положены доказательства, удостоверяющие факты, которые имели место до вынесения решения судом первой инстанции.
Вместе с тем как видно из материалов дела, решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5 отменен генеральный план Малошильнинского сельского поселения, утвержденный решением Совета Малошильнинского сельского поселения от 16.12.2014 N 12/7 со всеми изменениями и принят новый генеральный план Малошильнинского сельского Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, согласно которому спорные земельные участки не вошли в черту населенного пункта.
Таким образом, спецификой данного спора является тот факт, что на момент принятия решения судом первой инстанции генеральный план, утвержденный решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16.12.2014 N 12/7, был отменен в установленном порядке и решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5 принят новый генеральный план, который в установленном порядке не оспорен, основания для отказа в применении указанного нормативного акта в пределах реализации полномочий арбитражного суда отсутствуют (пункт 2.2 постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2017 N 37-П, от 06.07.2018 N 29-П).
...
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы Управления Росреестра по Республики Татарстан подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ и пунктами 14, 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 ноября 2018 г. N Ф06-36724/18 по делу N А65-449/2017
Хронология рассмотрения дела:
03.09.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-50578/19
04.06.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6816/19
30.11.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-36724/18
15.05.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5674/18
05.03.2018 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-449/17
05.12.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26544/17
31.08.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10544/17
08.08.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9390/17
26.06.2017 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-449/17