г. Казань |
|
10 декабря 2018 г. |
Дело N А65-35996/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей: Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
заявителя - Рустамовой А.Ф. (доверенность от 09.01.2018), Кадеева Ф.Ф. (доверенность от 23.07.2018),
ответчика - Абзаловой Ф.Ф. (доверенность от 09.01.2018),
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аракчинский гипс"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.03.2018 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-35996/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аракчинский гипс", г. Казань (ОГРН 1021603061655, ИНН 1658029258) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань (ОГРН 1091690058107, ИНН 1659097613), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Казанский район водных путей и судоходства - филиал Федерального бюджетного учреждения "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей", Управления государственного автодорожного надзора по РТ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казань", Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, о признании незаконным отказа в регистрации объекта незавершенного строительства, об обязании зарегистрировать право собственности на объект незавершенного строительства,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аракчинский гипс" (далее - ООО "Аракчинский гипс") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по РТ):
- о признании незаконным отказа в регистрации объекта незавершенного строительства: Причал, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Приволжская, изложенный в сообщении от 11.08.2017 N 16/097/001/2017-47707,
- об обязании зарегистрировать право собственности на объект незавершенного строительства - Причал, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Приволжская.
Определениями суда первой инстанции от 16.01.2018 и 15.02.2018 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Казанский район водных путей и судоходства - филиал федерального бюджетного учреждения "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей", Управление государственного автодорожного надзора по РТ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казань", Волжское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.03.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Аракчинский гипс" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании результатов открытого аукциона на право заключения договора водопользования, между Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и ООО "Аракчинский гипс" 27.07.2012 заключен договор водопользования участка акватории Куйбышевского водохранилища на реке Волга со сроком действия до 27.07.2022.
Пунктом 2 договора водопользования предусмотрена цель водопользования - использование участка акватории водного объекта для отстоя плавательных средств при проведении погрузочно-разгрузочных работ.
Пунктом 6 (б) договора водопользования установлено место осуществления водопользования и границы предоставленной в пользование части водного объекта в районе левого берега Волги, 1302 км судового хода, н.п. Новое Аракчино, Кировского района г. Казани Республики Татарстан.
Согласно пункту 8 договора водопользования условием водопользования является, в частности, использование участка акватории Куйбышевского водохранилища для отстоя плавательных средств при проведении погрузочно-разгрузочных работ.
Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов 21.07.2015 принято решение о предоставлении водного объекта в пользование для строительства причала сроком до 21.07.2020.
Управление Государственной вневедомственной экспертизы РТ по строительству и архитектуре 09.03.2011 выдало положительное заключение государственной экспертизы N 16-1-2-95-11 проектной документации, согласно выводам в котором "Инженерно - геологические изыскания, выполненные для подготовки проектной документации по объекту "Причал для открытого склада гипсового камня ООО "Аракчинский гипс" в Кировском районе г. Казани", соответствуют требованиям действующих нормативно - технических документов.
Проектная документация на строительство объекта "Причал для открытого склада гипсового камня ООО "Аракчинский гипс" в Кировском районе г. Казани" обеспечивает соблюдение требований технических регламентов, в том числе санитарно - эпидемиологическим, экологическим требованиям, а также результатам инженерных изысканий" (л.д. 26 - 32, том 1).
Согласно положительному заключению государственной экспертизы от 09.11.2011 площадь отведенного участка (по кадастровому плану) - 7 020 кв. м, общая площадь застройки - 2829 кв. м, тогда как согласно подпункту 7 пункта 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование площадь акватории Куйбышевского водохранилища, предоставленная для строительства причальных сооружений, составляет 0,013 кв. км. Длина причальной части стенки по кордонной линии составляет 123 м (в пределах полосы отвода земли).
Из технического плана объекта незавершенного строительства от 16.07.2013 следует, что причал расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 16:50:280550:1 и 16:50:020101:7. При этом, общая площадь объекта незавершенного строительства не указана вовсе. В качестве основной характеристики объекта указана его протяженность в размере 43 м (л.д. 33 - 41, том 1).
Постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 29.11.2016 N 4864 земельный участок с кадастровым номером 16:50:280550:1 площадью 7020 кв. м разделен на два земельных участка с кадастровым номером 16:50:000000:21077 площадью 2494 кв. м и с кадастровым номером 16:50:000000:21078 площадью 4525 кв. м (л.д. 51, том 1).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости в качестве разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:000000:21077 и 16:50:000000:21078 указано под причал и открытый склад гипсового камня (л.д. 52 - 77, том 1).
Между ООО "Аракчинский гипс" и Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани заключен договор аренды земельного участка от 15.02.2017 N 19463, согласно которому заявителю предоставлен земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:21078 общей площадью 4525 кв. м для целей, не связанных со строительством без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости) со сроком действия до 13.08.2017 (л.д. 113 - 117, том 2).
Из пояснений заявителя следует, что ООО "Аракчинский гипс" строительство причала производится на земельном участке с кадастровым номером 16:50:000000:21077, право пользования на который у него отсутствует.
ООО "Аракчинский гипс" 26.04.2017 обратилось Управление Росреестра по РТ с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение с кадастровым номером 16:50:000000:11066, расположенное по адресу: РТ, г. Казань, ул. Приволжская.
Обращаясь в Управление Росреестра по РТ с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности на незавершенное строительством сооружение, заявитель предоставил следующие документы: протокол внеочередного общего собрания участников ООО "Аракчинский гипс" от 30.06.2016, свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения от 14.03.2002 N 006873654, свидетельство о внесении записей в ЕГРЮЛ от 19.09.2002 N 001912336 КФ N 1, устав общества, изменения вносимые в Устав от 11.11.2016 N 1, договор водопользования от 27.07.2012 с Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов, положительное заключение, решение о предоставлении водного объекта в пользование от 21.07.2015, технический план здания объекта незавершенного строительства от 16.07.2013, технический паспорт объекта незавершенного строительства.
Уведомлением от 12.05.2017 N 16/097/001/2017-47707 Управление Росреестра по РТ приостановило проведение государственной регистрации в отношении незавершенного строительства объекта.
Для устранения причин приостановления Управлением Росреестра по РТ направлены запросы в Управление градостроительных разрешений, в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, в Федеральное агентство морского и речного транспорта, в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани.
По истечении срока приостановления осуществления государственной регистрации права на объект Управление Росреестра по РТ пришло к выводу о том, что обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении не устранены, в связи с чем, на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) уведомлением от 11.08.2017 N 16/097/001/2017-47707 отказало в государственной регистрации.
Основанием для отказа обществу в регистрации права собственности, изложенным в сообщении от 11.08.2017, послужило непредставление на государственную регистрацию документов - разрешения на строительство и документов на право пользования земельными участками, на которых расположен объект незавершенного строительства.
Не согласившись с отказом в осуществлении государственной регистрации права собственности на объект - незавершенный строительством причал, ООО "Аракчинский гипс" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что причал возводится обществом в отсутствие разрешительной документации и в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ Управления Росреестра по РТ соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем отказали ООО "Аракчинский гипс" в удовлетворении заявленных требований.
Довод кассационной жалобы о представлении им всех необходимых документов для государственной регистрации права не незавершенной строительством сооружение - причал, судебной коллегией отклоняется.
Согласно части 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В соответствии с абзацем 12 статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.
Согласно пункту 1 статьи 9 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях осуществляются по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей.
Из пункта 9 статьи 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, и выделение участков акватории внутренних водных путей, строительство на них каких-либо зданий, строений и сооружений осуществляются в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации и водным законодательством Российской Федерации, по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей.
В соответствии с абзацами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений (далее - Закон о безопасности гидротехнических сооружений) эксплуатирующая организация обязана, в том числе, обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, осуществлять регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения.
В соответствии с пунктом 6 Технического регламента "О безопасности объектов внутреннего водного транспорта", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 623 (далее - Технический регламент), его положения обязательны для выполнения физическими и юридическими лицами, осуществляющими, в том числе и эксплуатацию портовых гидротехнических сооружений.
В силу требований подпунктов "а", "б", "в", "г" пункта 477 Технического регламента эксплуатант гидротехнического сооружения (оградительных, берегоукрепительных и причальных) должен иметь разрешительную и техническую документацию (акты ввода в эксплуатацию, паспорта сооружений, проектную и исполнительную документацию, справочник допускаемых нагрузок на причалы и перечень грузов, которые запрещается перерабатывать и складировать на каждом из причалов, отчеты о предшествующих обследованиях сооружений); квалифицированный персонал, обслуживающий гидротехнические сооружения; утвержденные руководителем эксплуатанта гидротехнических сооружений документы, устанавливающие требования безопасного ведения работ; план оперативных действий персонала при локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций, утвержденный руководителем эксплуатанта гидротехнических сооружений.
В силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 данной статьи Кодекса и другими федеральными законами (уполномоченным федеральным органом исполнительной власти разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции гидротехнических сооружений первого и второго классов - пункт 4 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что причальное сооружение является гидротехническим сооружением, в связи с чем разрешение на строительство данного объекта выдается уполномоченным органом местного самоуправления по местонахождению земельного участка в силу части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Между тем, обществом как при обращении с заявлением в регистрирующий орган, так и при обращении в суд разрешение на строительство причала, доказательства обращения для получения разрешения на строительство не представлены.
Кроме того, технический план объекта незавершенного строительства, из которого следует, что степень готовности объекта составляет 25%, подготовлен 16.07.2013, тогда как решение о предоставлении водного объекта в пользование принято 21.07.2015. Указанный технический план объекта незавершенного строительства содержит сведения о земельном участке, в пределах которого расположен объект незавершенного строительства, который на момент обращения заявителя в Управление Росреестра по РТ с заявлением о регистрации права собственности на причал, уже не существует.
В рассматриваемом случае строительство объекта ведется на участке акватории Куйбышевского водохранилища, расположенного в русловой части реки Волга, которая, в свою очередь, протекает по территории 15 субъектов Российской Федерации, в связи с чем, деятельность заявителя, связанная с использованием водного объекта, подлежит федеральному государственному надзору.
Между тем, в материалы дела не представлены документы, свидетельствующие об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального государственного контроля.
Судом первой инстанции отмечено, что в материалы дела какие-либо доказательства соответствия спорного объекта требованиям проектной документации заявителем не представлены. В материалах дела не имеется даже заключения авторского надзора, которое бы подтверждало, что выполненные при строительстве причала работы выполнены в соответствии с проектной документацией, имеющей положительное заключение государственной экспертизы, а также требованиям национальных стандартов, сводов правил, технических регламентов.
Таким образом, работа по строительству объекта (причала) велась без осуществления уполномоченным органом в установленном порядке государственного надзора и без авторского надзора.
Кроме того, согласно выписке заседания бассейновой комиссии по согласованию и выдаче технических условий, действующей при Управлении ФБУ "Администрация Волжского бассейна" от 25.12.2013 заявителю до начала производства работ по строительству причала необходимо было согласовать с Казанским районом водных путей и судоходства - филиалом ФБУ "Администрация Волжского бассейна".
Из выписки из Протокола заседания бассейновой комиссии по согласованию и выдаче технических условий от 16.07.2015 следует, что Управление ФБУ "Администрация Волжского бассейна" согласовала разработанные Отделом водных ресурсов по Республике Татарстан условия использования согласованного участка акватории длиной 120 м, шириной 100 м, площадью 0,013 кв. км, расположенного на траверзе 1303,35 - 1303-,55 кв. м р. Волга (по Атласу ЕГС ЕЧ РФ, том 6, часть 1, изд. 2006 г.), у левого берега, для строительства причала ООО "Аракчинский гипс" при перечисленных в указанных протоколе условиях, в частности,
- производство работ по строительству причала и проведение дноуглубительных работ на акватории причала до их начала согласовать с Казанским районом водных путей и судоходства - филиалом ФБУ "Администрация Волжского бассейна";
- по окончанию строительства причала, до начала его эксплуатации, предоставить в ФБУ "Администрация Волжского бассейна" исполнительную документацию (разрешающий документ на ввод объекта в эксплуатацию и план русловой изыскательской съемки участка акватории причала и водных подходов к нему от основного судового хода с обозначенным причалом, местами установки навигационных знаков, трассой водных подходов, географические координаты характерных точек причала).
Между тем, указанные условия заявителем не выполнены, следовательно, разработанные Отделом водных ресурсов по Республике Татарстан условия использования согласованного участка акватории Управлением ФБУ "Администрация Волжского бассейна" не согласованы.
Кроме того, Казанский район водных путей и судоходства - филиал ФБУ "Администрация Волжского бассейна" в ответе, изложенном в письме от 28.07.2017 N 1-1/660) на запрос Управления Росреестра по РТ, отметил, что в связи с тем, что обществом не представлена исполнительная документация, и эксплуатация причала не согласована с ФБУ "Администрация Волжского бассейна" причал не внесен в Атлас, отметив, что наличие у юридического лица права собственности на причал может привести к конфликтным ситуациям. В указанном письме также пояснил, что разрешение на строительство причалов выдается не ФБУ "Администрация Волжского бассейна", а органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (л.д. 106, том 2).
Вторым основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на причал явилось отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок.
Правовая позиция заявителя заключается в том, что в качестве правоустанавливающего документа им были представлены Решение о предоставлении водных объектов в пользование от 21.07.2015, в связи с тем, что сооружение - причал, расположен не на земельном участке, а на водном объекте. Представленное решение, по мнению заявителя, является документом, подтверждающим право пользования водным объектом, ввиду расположения объекта не на земельном участке, а на водном объекте. Заявитель считает, что поскольку причал находится в акватории водного объекта, то правоустанавливающего документа на земельный участок в целях регистрации права собственности на причал при наличии решения о предоставлении водного объекта в пользование, не требуется.
В рассматриваемом случае водный объект действительно предоставлен в пользование обществу для строительства причалов.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Водного кодекса Российской Федерации к решению о предоставлении водного объекта в пользование прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.
Между тем, материалы в графической форме и пояснительная записка к ним, как приложение к решению о предоставлении водного объекта в пользование от 21.07.2015, отсутствуют, в материалы дела ни заявителем, ни отделом водных ресурсов по РТ не представлены.
В соответствии с пунктом 4 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки, в том числе для размещения морских и речных портов, причалов, пристаней и гидротехнических сооружений.
Причал, является существенной составной частью земельного участка, от которого он проложен, если он прочно связан посредством опорных столбов с руслом водотока, над которым он выведен.
Из заключения государственной экспертизы от 09.03.2011 следует, что длина причальной части стенки по кордонной линии - 123 м (в пределах полосы отвода земли). Для сопряжения с берегом предусмотрено устройство двух открылков, длина верхового открылка 18 м, длина низового открылка - 28 м. Из указанного с учетом пояснений заявителя о том, что объект незавершенного строительства находится на земельном участке с кадастровым номером 16:50:000000:21077, следует, что строительство причала производится как на земельном участке, так и за его пределами на водном объекте.
Между тем, доказательства нахождения причала именно на земельном участке с кадастровым номером 16:50:000000:21077 в материалы дела не представлены, также как и договор аренды или иные правоустанавливающие документы на указанный земельный участок. Технический план объекта незавершенного строительства от 16.06.2013, представленный заявителем ответчику в качестве документа, подтверждающего факт создания гидротехнического сооружения, содержит не актуальные и ни чем не подтвержденные сведения о кадастровых номерах земельных участков, в пределах которых расположен спорный объект незавершенного строительства.
Пунктом 1.4.2 договора аренды земельного участка от 15.02.2017 N 19463, на основании которого заявителю предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:21078, установлено, что земельный участок предоставлен для целей, не связанных со строительством, без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости). Более того, срок действия договора аренды указанного земельного участка истек 13.08.2017, то есть через два дня после вынесения оспариваемого отказа. На момент рассмотрения настоящего дела правоустанавливающие документы на право пользования земельным участком с кадастровым номером 16:50:000000:21078 у заявителя отсутствуют.
Кроме того, в ответ на запрос Управления Росреестра по РТ Исполнительный комитет письмом от 05.06.2017 со ссылкой на указанный договор аренды сообщил, что в случае если объект, на регистрацию которого поступило обращение, расположено на земельном участке с кадастровым номером 16:50:000000:21078, то регистрация права собственности на данный объект противоречит условиям договора (л.д. 102 - 103, том 2).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что представленное обществом в регистрирующий орган решение о предоставлении водного объекта в пользование от 21.07.2015 не может рассматриваться ни в качестве разрешения на строительство причала, ни в качестве правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен незавершенный строительством причал, необходимых для осуществления учетно-регистрационных действий в соответствии с требованиями части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ.
Учитывая изложенное, фактические обстоятельства установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем, оснований для иной оценки доказательств не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, фактически направлены на переоценку установленных судами предыдущих инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не влияют на законность принятых судебных актов.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судом при рассмотрении дела судебной ошибки.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.03.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018 по делу N А65-35996/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Аракчинский гипс" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 3000 рублей, уплаченную платежным поручением от 23.10.2018 N 404. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1.4.2 договора аренды земельного участка от 15.02.2017 N 19463, на основании которого заявителю предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:21078, установлено, что земельный участок предоставлен для целей, не связанных со строительством, без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости). Более того, срок действия договора аренды указанного земельного участка истек 13.08.2017, то есть через два дня после вынесения оспариваемого отказа. На момент рассмотрения настоящего дела правоустанавливающие документы на право пользования земельным участком с кадастровым номером 16:50:000000:21078 у заявителя отсутствуют.
Кроме того, в ответ на запрос Управления Росреестра по РТ Исполнительный комитет письмом от 05.06.2017 со ссылкой на указанный договор аренды сообщил, что в случае если объект, на регистрацию которого поступило обращение, расположено на земельном участке с кадастровым номером 16:50:000000:21078, то регистрация права собственности на данный объект противоречит условиям договора (л.д. 102 - 103, том 2).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что представленное обществом в регистрирующий орган решение о предоставлении водного объекта в пользование от 21.07.2015 не может рассматриваться ни в качестве разрешения на строительство причала, ни в качестве правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен незавершенный строительством причал, необходимых для осуществления учетно-регистрационных действий в соответствии с требованиями части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 декабря 2018 г. N Ф06-39061/18 по делу N А65-35996/2017