г. Казань |
|
11 декабря 2018 г. |
Дело N А57-23942/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Топорова А.В., Закировой И.Ш.
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Ахметзяновой Л.А.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующей в Арбитражном суде Саратовской области: Аникеенко А.И. лично
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2018 (судья Огнищева Ю.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2018 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Землянникова В.В., Кузьмичев С.А.)
по делу N А57-23942/2017
по заявлению Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района (ОГРН 1036405320456, ИНН 6453074026) о признании незаконным предписания от 18.08.2017 N 101-06-05,
Заинтересованные лица: Государственная жилищная инспекция Саратовской области (ОГРН 1026402664353, ИНН 6452057998) Аникеенко Антонина Ивановна,
УСТАНОВИЛ:
Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района г.Саратова (далее - АТСЖ Ленинского района, Ассоциация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - ГЖИ Саратовской области, Инспекция, административный орган) от 18.08.2017 N 101-06-05.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Аникеенко Антонина Ивановна.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Ассоциация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные им требования удовлетворить.
Заявитель считает правомерным произведенный им по коммунальной услуге расчет с учетом площадей, ссылаясь на необходимость применения статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в силу которой собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также на пункт 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
ГЖИ Саратовской области считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными по доводам, изложенным в отзывах, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 27.11.2018 судебное разбирательство было отложено на 04.12.2018 на 15 часов 40 минут в порядке части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судебная коллегия, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, с целью проверки доводов, изложенных в обращении гражданки Аникеенко А.И. от 13.07.2017 N 11906-01-07А, административным органом проведена внеплановая документарная проверка в отношении АТСЖ Ленинского района по адресу: г.Саратов, ул. Уфимцева, д.6 (платы по статье "содержание жилья (ОДН)" в размере 2,45 руб./кв.м. за период - июнь 2017 года), в ходе, которой установлены нарушения обязательных требований части 9.1. статьи 156 ЖК РФ; пункта 29 Правила N 491; пункта 27 Приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
По результатам проверки составлен акт проверки от 18.08.2017 N 386-06-06, АТСЖ Ленинского района выдано предписание от18.08.2017 N 101-06-05, согласно которому ассоциации надлежит произвести перерасчет начисленной в июне 2017 года собственникам помещений в многоквартирном доме N 6 по ул. Уфимцева г. Саратова платы за коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, сточные воды), потребляемые в целях содержания общего имущества (в платежном документе включены в статью "содержание жилья (ОДН)") с учетом площади помещений, указанных в перечне состава общего имущества для определения нормативов потребления данных коммунальных ресурсов (исключить из расчета площадь машинных отделений, лифтов, мусоросборников, теплоузлов (тех. подполья), пожарных выходов). С даты получения настоящего предписания исключить нарушения, указанные в пункте 1 предписания.
АТСЖ Ленинского района полагая, данное предписание незаконным и нарушающим ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из законности оспариваемого предписания, принятым в пределах полномочий административного органа.
Суд кассационной инстанции признает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм материального и процессуального права в силу следующего.
Исходя из смысла части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия действий закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; в свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ) плата за содержание жилья включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Законом N 176-ФЗ в статью 156 ЖК РФ введена часть 9.1, в соответствии с которой плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, выводы административного органа о нарушении АТСЖ Ленинского района требований действующего законодательства связаны с применением последним при расчете платы за коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, сточные воды) за июнь 2017 года, потребляемые в целях содержания общего имущества многоквартирного дома N 6 на ул. Уфимцева, площадей машинных отделений, лифтов, мусоросборников, теплоузлов (тех.подполья), пожарных выходов (всего 762,9 кв.м.).
Признавая расчет норматива потребления коммунальных услуг (холодная вода, горячая вода, сточные воды) на общедомовые нужды заявителя с учетом площадей вышеуказанных помещений ошибочным, Инспекция приняла во внимание, что в соответствии с пунктом 27 Приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, указанные помещения отсутствуют в перечне состава общего имущества для определения нормативов потребления данных коммунальных ресурсов.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь положениями части 1 статьи 65, части 1 статьи 198, частей 4, 5 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ, статьи 20, статьи 154, статьи 156 ЖК РФ, пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", части 9, 10 статьи 12 Закона N 176-ФЗ, установив завышения платы за коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, отведение сточных вод) в целях содержания общего имущества многоквартирного дома N 6 по ул.Уфимцева г.Саратова из-за неправомерного включения указанных помещений в состав общего имущества, следовательно, ассоциацией нарушены требования действующего законодательства, судебные инстанции сделали вывод о законности оспариваемого предписания от 18.08.2017 N 101-06-05, выданного в отношении АТСЖ Ленинского района.
Иная оценка заявителем кассационной инстанции, установленных по делу фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о принятии незаконного судебного решения.
Суд кассационной инстанции проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе в полном объеме, отклоняет их, поскольку они не опровергают выводы судов, основаны на ошибочном толковании норм закона, направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2018 по делу N А57-23942/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь положениями части 1 статьи 65, части 1 статьи 198, частей 4, 5 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ, статьи 20, статьи 154, статьи 156 ЖК РФ, пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", части 9, 10 статьи 12 Закона N 176-ФЗ, установив завышения платы за коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, отведение сточных вод) в целях содержания общего имущества многоквартирного дома N 6 по ул.Уфимцева г.Саратова из-за неправомерного включения указанных помещений в состав общего имущества, следовательно, ассоциацией нарушены требования действующего законодательства, судебные инстанции сделали вывод о законности оспариваемого предписания от 18.08.2017 N 101-06-05, выданного в отношении АТСЖ Ленинского района."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 декабря 2018 г. N Ф06-38746/18 по делу N А57-23942/2017
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-38746/18
29.06.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6534/18
19.04.2018 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-23942/17
05.10.2017 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-23942/17