г. Казань |
|
18 декабря 2018 г. |
Дело N А49-3398/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Головиной С.А. (доверенность от 04.09.2018 N 13),
ответчика - Козлова А.А. (доверенность от 22.10.2018 N 3825-3), Сарычева А.А. (доверенность от 10.12.2018 N 4707-5),
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Пензенской области "Безопасный регион"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 25.06.2018 (судья Стрелкова Е.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Корнилов А.Б., Засыпкина Т.С.)
по делу N А49-3398/2018
по заявлению государственного бюджетного учреждения Пензенской области "Безопасный регион" (ОГРН 1145837003234, ИНН 5837061569, г. Пенза), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (ОГРН 1025801359539, ИНН 5836011815, г. Пенза), третьи лица: Управление по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области (ОГРН 1105836003668, ИНН 5836013749, г. Пенза), Макаров В.В. (г. Пенза), об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение Пензенской области "Безопасный регион" (далее - ГБУ Пензенской области "Безопасный регион", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - УФАС России по Пензенской области, антимонопольный орган) от 26.12.2017 по жалобе N 5-05/298-2017 в части признания заказчика нарушившим статьи 8 и 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 25.06.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 по делу N А49-3398/2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ГБУ Пензенской области "Безопасный регион" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 30.11.2017 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона "Оказание услуг по предоставлению информации о нарушениях Правил дорожного движения на контролируемых участках автомобильных дорог Пензенской области и предпочтовой подготовке регистрируемых почтовых отправлений", извещение N 0155200002217000550 (далее - электронный аукцион), а также документация о проведении электронного аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в сумме 80 180 000 руб. Дата и время начала подачи заявок - 30.11.2017 19:49. Дата и время окончания подачи заявок - 18.12.2017 09:00. Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 19.12.2017. Дата проведения электронного аукциона - 22.12.2017. Государственным заказчиком закупки выступало ГБУ ПО "Безопасный регион".
Согласно протоколу N 0155200002217000550-1 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 18.12.2017 для участия в электронном аукционе подана единственная заявка от участника ООО "Информационные системы Поволжья", электронный аукцион признан несостоявшимся, принято решение о заключении контракта с единственным участником электронного аукциона ООО "Информационные системы Поволжья".
В антимонопольный орган Макаровым В.В. подана жалоба на действия заказчика при проведении данного электронного аукциона: в документации об электронном аукционе неправомерно объединены в один лот услуги по предоставлению информации о нарушениях Правил дорожного движения на контролируемых участках автомобильных дорог Пензенской области и предпочтовой подготовке регистрируемых почтовых отправлений; в документации об электронном аукционе не установлены требования к содержанию первой части заявки; неверно установлена дата начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации.
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольный орган вынес решение от 26.12.2017 N 5-05/298-2017 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, которым жалоба гр. Макарова В.В. признана частично обоснованной. Заказчик (ГБУ Пензенской области "Безопасный регион") признан нарушившим статьи 8 и 33 Закона N 44-ФЗ (пункт 2 решения). Уполномоченный орган признан нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ (пункт 3 решения). Также решено выдать предписание об устранении нарушений Закона N 44-ФЗ и передать материалы дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (пункты 4 и 5 решения).
Из содержания оспариваемого решения следует, что нарушение, допущенное заявителем, заключается в следующем: в пункте 2.4. Технического задания, являющегося приложением N 1 к информационной карте документации об электронном аукционе, указано, что в состав предоставляемой услуги входят монтажные работы, работы по подключению необходимого оборудования к электросети, обеспечение каналов связи, обслуживание оборудования, а также работы по согласованию подключения и монтажа с ответственными органами и региональной администрацией. Таким образом, в случае отказа хозяйствующему субъекту со стороны ответственных органов и региональной администрации в согласовании подключения и монтажа необходимого оборудования, государственный контракт фактически не может быть исполнен. Указанные условия содержал проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации электронного аукциона на указанную закупку. Согласно пункту 4.3 проекта контракта информация, предусмотренная контрактом, техническим заданием, предоставляется исполнителем заказчику в отношении 45 контролируемых участков, оборудованных стационарными регистраторами, и не менее одного контролируемого участка с установленными мобильными регистраторами, расположенными на автодорогах Пензенской области. Кроме того, пункт 6.4.1 проекта контракта предусматривает, что по согласованию с исполнителем заказчик может изменить дислокацию рубежей контроля и количество комплексов фото-видеофиксации (стационарных и мобильных). В случае, если заказчику потребуется изменить дислокацию рубежа контроля, исполнитель по условиям контракта обязан будет выполнить монтажные работы, работы по подключению необходимого оборудования к электросети, обеспечение каналов связи, обслуживанию оборудования, а также работы по согласованию подключения и монтажа с ответственными органами и региональной администрацией. При этом проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, не содержит существенных условий в части указания сроков, необходимых для выполнения работ по изменению дислокации рубежей контроля.
В адрес заявителя антимонопольным органом выдано предписание от 26.12.2017 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе. Предписание заявителем исполнено и в судебном порядке не оспаривалось.
Полагая, что решение антимонопольного органа не соответствует закону и нарушает его права в сфере экономической деятельности, ГБУ Пензенской области "Безопасный регион" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
При вынесении решения и постановления суды обоснованно исходили из следующих обстоятельств.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Согласно статье 6 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии со статьей 8 Закона N 44-ФЗ принцип обеспечения конкуренции заключается в том, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам, при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и чёткое описание характеристик объекта закупки.
Согласно статье 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
Учитывая совокупность приведенных норм законодательства, суды верно отметили, что самостоятельное формирование заказчиком своего заказа исходя из своих потребностей, ограничено требованиями о недопустимости ограничения количества потенциальных участников закупки.
Как установлено судами, объектом рассматриваемого электронного аукциона являлось оказание услуг по предоставлению информации о нарушениях Правил дорожного движения на контролируемых участках автомобильных дорог Пензенской области и предпочтовой подготовке регистрируемых почтовых отправлений. В частности, исполнитель должен иметь (на любом законном праве) отвечающее требованиям аукционного документации оборудование - специальные технические средства, имеющие функции фото-видеофиксации нарушений Правил дорожного движения, являющиеся сертифицированными измерительными приборами, внесёнными в установленном порядке в Государственный реестр измерений, прошедшие метрологическую поверку, на которые выданы действующие свидетельства о поверке оборудования, в количестве, необходимом для оборудования не менее 45 контролируемых участков стационарными регистраторами и не менее 1 контролируемого участка с мобильным регистратором (в пункте 4.3 проекта контракта - не менее 5 контролируемых участков с мобильным регистратором). Исполнитель обязан смонтировать оборудование на 45 контролируемых участках автодорог Пензенской области, подключить его к электросети, обеспечить каналы связи, производить обслуживание оборудования, а также произвести согласование подключения и монтажа с ответственными органами власти и учреждениями. В день подписания контракта заказчик передаёт исполнителю перечень адресов контролируемых участков автомобильных дорог в пределах Пензенской области, на которых исполнитель должен осуществить получение информации для её последующей передачи заказчику. В течение 3-х календарных дней с даты подписания сторонами контракта исполнитель обязан осуществить надлежащим образом ввод в эксплуатацию технических средств распознавания и/или фиксации государственных регистрационных знаков, необходимых для надлежащего оказания услуг, являющихся предметом настоящего контракта, о чем составляется акт ввода системы с эксплуатацию (пункт 5.3 Информационной карты электронного аукциона, пункты 2.1, 2.2, 2.4. технического задания, пункты 5.16, 5.17 проекта контракта).
Анализируя описание объекта закупки в аукционной документации в данной части, суды признали верным вывод о том, что требование о монтаже оборудования, подключения его к электросети, обеспечении каналов связи, обслуживании оборудования, а также о согласовании подключения и монтажа с ответственными органами власти и учреждениями распространяется на всех участников электронного аукциона, а поэтому само по себе не нарушает требования закона о защите конкуренции.
Вместе с тем суды признали, что данное требование в совокупности в условиями о необходимости произвести монтаж, согласование и подключение оборудования на 45 контролируемых участках автодорог Пензенской области в течение 3-х календарных дней, ставит в преимущественное положение перед другими потенциальными участниками электронного аукциона то лицо, которое ранее оказывало эти услуги. В рассматриваемом случае выполнение требований контракта в столь короткие сроки является фактически неисполнимым для любого иного лица, помимо владеющего смонтированными, подключёнными, согласованными и функционирующими средствами технического контроля.
Проанализировав совокупность этих условий аукционной документации, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод, что такие условия по существу направлены на недопуск на рынок по оказанию данных услуг любых иных участников, кроме лица, которое уже оказывает эти услуги на основании ранее заключенного контракта, что является нарушением требований статьи 8 в совокупности со статьёй 33 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2.2.1. Положения о порядке взаимодействия заказчиков Пензенской области с Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 20.01.2014 N 19-пП, описание объекта закупки возлагается на заказчика.
В материалах дела имеется утвержденная директором ГБУ Пензенской области "Безопасный регион" заявка на закупку в форме электронного аукциона, содержащая в себе указанные выше положения, противоречащие требованиям законодательства о контрактной системе.
При таких обстоятельствах вывод о нарушении заявителем требований статей 8 и 33 Закона N 44-ФЗ является верным.
Как отметили суды, наличие в оспариваемом решении антимонопольного органа ошибок и опечаток не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку ошибки не затрагивают каких-либо существенных сведений, влияющих на понимание содержания оспариваемого решения.
Отклоняя доводы заявителя о наличии возможности у потенциальных участников электронного аукциона производить необходимые согласования в течение более чем двух месяцев, начиная с даты размещения Плана-графика закупок, суды указали следующее.
Сведения о конкретных контролируемых участках автодорог Пензенской области, на которых предполагается размещение средств контроля, потенциальные участники электронного аукциона получают только в момент публикации аукционной документации. При этом такая публикация не дает им правовых оснований для проведения монтажа оборудования, подключения его к электросети и проведения согласований с заинтересованными органами и организациями. Такие правовые основания возникают только у победителя электронного аукциона после заключения с ним контракта по результатам аукциона и получения от заказчика перечня адресов контролируемых участков автомобильных дорог в пределах Пензенской области в порядке пункта 5.16 контракта.
Доводы заявителя о необходимости обеспечения непрерывного процесса фиксации нарушений Правил дорожного движения в целях реализации социально значимой функции снижения аварийности и повышения уровня безопасности на дорогах, не влияют на факт нарушения заявителем норм Закона N 44-ФЗ также отклонены судами.
Как верно указали суды, реализация заявителем социально значимой функции не даёт ему права пренебрегать нормами законодательства о контрактной системе. Напротив, надлежащее обеспечение конкуренции предполагает получение услуг наилучшего качестве по наименьшей цене, что соответствует интересам Пензенской области и направлено на экономию бюджетных средств. Бесперебойность функционирования систем фото-видеофиксации нарушений Правил дорожного движения должна обеспечиваться заявителем путём надлежащей организации процедуры определения исполнителя с использованием установленных законом конкурентных процедур.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованным выводам об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого решения Управления недействительным.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии управления с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 25.06.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 по делу N А49-3398/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить государственному бюджетному учреждению Пензенской области "Безопасный регион" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей как излишне уплаченную по платежному поручению от 25.10.2018 N 342729. Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В материалах дела имеется утвержденная директором ГБУ Пензенской области "Безопасный регион" заявка на закупку в форме электронного аукциона, содержащая в себе указанные выше положения, противоречащие требованиям законодательства о контрактной системе.
При таких обстоятельствах вывод о нарушении заявителем требований статей 8 и 33 Закона N 44-ФЗ является верным.
...
Доводы заявителя о необходимости обеспечения непрерывного процесса фиксации нарушений Правил дорожного движения в целях реализации социально значимой функции снижения аварийности и повышения уровня безопасности на дорогах, не влияют на факт нарушения заявителем норм Закона N 44-ФЗ также отклонены судами.
Как верно указали суды, реализация заявителем социально значимой функции не даёт ему права пренебрегать нормами законодательства о контрактной системе. Напротив, надлежащее обеспечение конкуренции предполагает получение услуг наилучшего качестве по наименьшей цене, что соответствует интересам Пензенской области и направлено на экономию бюджетных средств. Бесперебойность функционирования систем фото-видеофиксации нарушений Правил дорожного движения должна обеспечиваться заявителем путём надлежащей организации процедуры определения исполнителя с использованием установленных законом конкурентных процедур."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 декабря 2018 г. N Ф06-41141/18 по делу N А49-3398/2018
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-41141/18
24.10.2018 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-3398/18
18.09.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12288/18
25.06.2018 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-3398/18