г. Казань |
|
24 декабря 2018 г. |
Дело N А57-363/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Топорова А.В., Закировой И.Ш.,
при участии представителя (до перерыва):
Бурдановой Елены Александровны - Стрижака Н.М. доверенность от 12.03.2018,
в отсутствие лиц, участвующих в деле (после перерыва), извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 08.05.2018 (судья Михайлова А.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2018 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Землянникова В.В., Кузьмичев С.А.)
по делу N А57-363/2018
по заявлению жилищно-строительного кооператива "Князевский взвоз" (ОГРН 1026402193531, ИНН 6450048557), с участием заинтересованного лица: Государственной жилищной инспекции Саратовской области (ОГРН 1026402664353, ИНН 6452057998), третьих лиц: Кузнецова В.В., Бобовой И.А., Рыбаковой И.А., Шапошникова В.А., Сверчкова В.И., Маклецова А.В., Медведковой Э.М., Галицкого Р.Э., Недостоевой Е.А., Егоровой О.А., Беловоловой Н.А., Баранова И.А., Круподерова В.В., Леонтьев С.Е., Валова И.Г., Бесчастный С.А., Горичев В.В., Шпакова Т.Н., Двойнина И.В., Захаринская К.В., Лепилин А.В., Вальфрэ Д.Д., Кондратьева С.В., Медведковой О.С., Бурдановой Е.А. о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
жилищно-строительный кооператив "Князевский взвоз" (далее - ЖСК "Князевский взвоз", кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - административный орган, инспекция) от 03.11.2017 N 6-05-05п в части обязания ЖСК "Князевский взвоз" произвести перерасчет платы по коммунальной услуге отопление за период с октября 2016 года по апрель 2017 года с учетом всей жилой и нежилой площади многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Мичурина, д. 150/154.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 08.05.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2018, заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным предписание инспекции от 03.11.2017 N 6-05-05п в части обязания ЖСК "Князевский взвоз" произвести перерасчет платы по коммунальной услуге отопление за период с октября 2016 года по апрель 2017 года с учетом всей жилой и нежилой площади многоквартирного дома.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Государственная жилищная инспекция Саратовской области обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, рассмотрение вопросов порядка установления платы за коммунальные услуги согласно Устава ЖСК "Князевский взвоз" к компетенции общего собрания кооператива не относятся, данные решение противоречат нормам жилищного законодательства Российской Федерации.
В заседании суда кассационной инстанции на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11 час 30 мин 20.12.2018.
После объявленного перерыва судебное заседание было продолжено в том же составе суда.
Проверив законность решения Арбитражного суда Саратовской области от 08.05.2018 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2018, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, заслушав представителя третьего лица, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об их отмене, а кассационная жалоба подлежащей удовлетворению с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
Как следует из материалов дела, обслуживание многоквартирного жилого дома N 150/154, расположенного по адресу: г. Саратов, улица Мичурина, осуществляет ЖСК "Князевский взвоз".
Государственной жилищной инспекции Саратовской области в отношении ЖСК "Князевский взвоз" проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения обязательных требований при расчете платы за коммунальные услуги.
В ходе проверки административный орган пришел к выводу о нарушении ЖСК "Князевский взвоз" при расчете платы за "горячее водоснабжение" и "отопление" в период с октября 2016 года по сентябрь 2017 года требований пунктов 42 (1), 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, выразившихся, в расчете платы по коммунальной услуге "отопление" без учета общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
По результатам проверки составлен акт от 03.11.2017 N 7-05-06п и выдано предписание N 6-05-05п, согласно которому ЖСК "Князевский взвоз" в срок до 15.01.2018 надлежит, в том числе, произвести перерасчет платы по коммунальной услуге "отопление" за период с октября 2016 года по апрель 2017 года с учетом всей жилой и нежилой площади.
ЖСК "Князевский взвоз", полагая, что предписание от 03.11.2017 N 6-05-05п в части обязания произвести перерасчет платы по коммунальной услуге "отопление" за период с октября 2016 года по апрель 2017 года с учетом всей жилой и нежилой площади многоквартирного дома является незаконным, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя требования ЖСК "Князевский взвоз" и признавая незаконным предписание инспекции от 03.11.2017 N 6-05-05п в части обязания ЖСК "Князевский взвоз" произвести перерасчет платы по коммунальной услуге "отопление" за период с октября 2016 года по апрель 2017 года с учетом всей жилой и нежилой площади многоквартирного дома, суд первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в части жилых помещений не используется централизованная система теплоснабжения в результате перехода собственников данных квартир на теплоснабжение с использованием индивидуальных газовых котлов, правомерность переоборудования таких квартир под индивидуальное отопление административным органом не оспаривалось, в связи с чем, требуемый административным органом расчет объема коммунального ресурса исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений (без исключения площади жилых помещений, оборудованных индивидуальной системой отопления) будет являться завышенным в отношении собственников квартир, оборудованных автономным отоплением.
Кроме того, решения общего собрания собственников ЖСК "Князевский взвоз", оформленные протоколами от 22.04.2016 N 1 от 08.08.2016 N 3, не отменены и не признаны недействительными, доказательств нарушения указанными решениями требований закона не представлено.
Так же суды пришли к выводу о неисполнимости оспариваемого предписания ввиду отсутствия в нем конкретного перечня жилых и нежилых помещений, в отношении которых ЖСК "Князевский взвоз" необходимо произвести перерасчет по оплате коммунальной услуги.
Данные выводы судебных инстанций являются ошибочными.
В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Согласно пункту 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (пли) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3.1 и 3.2 приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (пропорционально площади каждого помещения).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), которой предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом законодатель предусмотрел обязательность оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
Частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
Исходя из положений статьи 154 ЖК РФ и собственники, и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату по содержанию общего имущества дома.
Следовательно, предусмотренный абзацем вторым пункта 40 Правил N 354 порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению, в соответствии с которым плата за услугу по отоплению вносится потребителем этой услуги совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, согласуется с положениями ЖК РФ и не противоречит части 1 статьи 13 Закона N 190-ФЗ, части 1 статьи 37 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.
Правительством Российской Федерации, в чью компетенцию в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.
Кроме того, норма части 15 статьи 14 Закона N 190-ФЗ направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Судебными инстанциями установлено, что 21.04.2016 в многоквартирного дома 150/154 по ул. Мичурина, г. Саратова проведено общее собрание членов ЖСК "Князевский взвоз", решения которого оформлены протоколом N 1 от 22.04.2016.
По пункту 9 повестки дня принято следующее решение: при определении размеры платы в общей отапливаемой площади не учитывать площади квартир, оборудованных индивидуальными системами газового отопления.
Аналогичное решение принято на общем собрании собственников помещений в данном многоквартирном доме и оформлено протоколом N 3 от 08.08.2016.
Из материалов дела следует, что часть квартир многоквартирного дома 150/154 по ул. Мичурина, г. Саратова, отключена от центрального отопления многоквартирного дома, в результате чего площадь квартир, отсоединенных от системы центрального отопления, исключена ЖСК "Князевский взвоз" из отапливаемой площади.
В связи с чем, при выставлении счетов на оплату ЖСК "Князевский взвоз" исключало из начисляемой отапливаемой площади квартиры, не потребляющие указанную услугу, отсоединенные от системы центрального отопления собственники многоквартирного дома не вносили плату за централизованное отопление многоквартирного дома.
Согласно пункту 1 статьи 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 181.5 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания, противоречит основам правопорядка или нравственности.
Согласно части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
На основании статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из положений норм статей 12, 154, 157 ЖК РФ, пунктов 40 и 42.1 Правил N 354 при расчете платы за отопление учитывается: общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, предусмотренный порядок расчета размеры платы за коммунальную услугу за отопление обусловлен общим принципом распределения объема тепловой энергии, израсходованного на обеспечении нормативной температуры воздуха в помещениях многоквартирного дома, и как следствие, распределение размеры платы за коммунальную услугу по отоплению пропорционально площади помещений в многоквартирном доме.
Учитывая изложенное, установление платы за коммунальные услуги, в том числе за отопление относится к компетенции органов государственной власти.
Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжениям на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем Правительством Российской Федерации, в чью компетенцию входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуги установлении платы за коммунальную услугу, не урегулирована возможность раздельного определения платы на индивидуальное потребление и общедомовые нужды.
Тот факт, что некоторые жилые помещения спорного многоквартирного дома переведены на индивидуальную (поквартирную) систему автономного отопления, не может являться основанием для изменения существующего порядка определения размера платы за отопление, поскольку иное не установлено законом.
Данная правовая позиция нашла свое отражение в решении Верховного суда Российской Федерации от 07.05.2015 N АКПИ15-198, от 25.04.2018 N АКПИ18-146.
Согласно статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В соответствии со статьей 117 ЖК РФ общее собрание членов жилищного кооператива является правомочным, если на нем присутствует более пятидесяти процентов членов кооператива. Решение общего собрания членов жилищного кооператива, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании, а по вопросам, указанным в уставе жилищного кооператива, - более трех четвертей членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании.
Принимая во внимание изложенное, суд округа приходит к выводу о ничтожности оспариваемых решений общих собраний, поскольку они противоречат положениям Закона и приняты общими собраниями собственниками помещений многоквартирного дома и членов ЖСК "Князевский взвоз" по вопросам не относящихся к компетенции данных собраний и Устава ЖСК "Князевский взвоз".
С учетом изложенного, предписание инспекции от 03.11.2017 N 6-05-05п в части обязания ЖСК "Князевский взвоз" произвести перерасчет платы по коммунальной услуге отопление за период с октября 2016 года по апрель 2017 года с учетом всей жилой и нежилой площади многоквартирного дома является законным.
С учетом изложенного, суд округа полагает, что имеются основания для отмены обжалуемых судебных актов, так как судами допущено неправильное применение норм материального права при рассмотрении данного дела.
Принимая во внимание, что все материалы и фактические обстоятельства дела, установлены в ходе судебного разбирательства, суд округа считает возможным принять новый судебный акт в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 08.05.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2018 по делу N А57-363/2018 отменить, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Саратовской области удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений норм статей 12, 154, 157 ЖК РФ, пунктов 40 и 42.1 Правил N 354 при расчете платы за отопление учитывается: общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
...
Согласно статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В соответствии со статьей 117 ЖК РФ общее собрание членов жилищного кооператива является правомочным, если на нем присутствует более пятидесяти процентов членов кооператива. Решение общего собрания членов жилищного кооператива, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании, а по вопросам, указанным в уставе жилищного кооператива, - более трех четвертей членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 декабря 2018 г. N Ф06-39870/18 по делу N А57-363/2018
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-69976/20
29.09.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4034/20
12.03.2020 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-363/18
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-363/18
24.12.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-39870/18
31.07.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7656/18
08.05.2018 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-363/18
24.01.2018 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-363/18