г. Казань |
|
17 января 2019 г. |
Дело N А12-48847/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 15.01.2019.
Полный текст постановления изготовлен - 17.01.2019.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шатохина А.И., г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.03.2018 (судья Бритвин Д.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2018 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Землянникова В.В., Кузмичев С.А.)
по делу N А12-48847/2017
по иску индивидуального предпринимателя Шатохина Андрея Ивановича, г. Волгоград, к администрации Центрального района Волгограда, г. Волгоград, (ОГРН 1023403443579, ИНН 3444048169), о признании недействительным распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Шатохин Андрей Иванович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации Центрального района Волгограда (далее - администрация) о признании незаконным распоряжения от 28.09.2017 N 433-р "О демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта, расположенного на земельном участке между домами N 12 по ул. Порт-Саида и N 24 по ул. Мира в Центральном районе г. Волгограда: киоск с вывеской "Хлеб, лаваш, булочки, пироги" (цвет белый с синим, размер: 3,2 м х 2,3 м, площадь: 7,3 кв. м)".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.03.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Администрация в возражении на кассационную жалобу просила в ее удовлетворении отказать, полагая судебные акты правильными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Между администрацией Волгограда (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) заключен договор от 26.04.2012 N 4/51-12к краткосрочной аренды земельного участка, согласно которого предпринимателю в аренду на срок с 01.01.2012 по 30.12.2012 предоставлен земельный участок общей площадью 7,04 кв. м, расположенный по адресу: г. Волгоград, Центральный район, ул. Порт-Саида между д. 12 и д. 24 по ул. Мира, для размещения киоска N 4/107 в целях осуществления розничной торговли продуктами питания.
16.08.2017 на принадлежащем предпринимателю торговом объекте должностным лицом администрации размещено уведомление о фиксации самовольно установленного объекта, которым заявителю предложено в срок до 23.08.2017 в добровольном порядке освободить земельный участок по вышеуказанному адресу от самовольно установленного нестационарного объекта, а также сообщено, что в случае неисполнения уведомления объект будет демонтирован и вывезен в принудительном порядке к месту ответственного хранения.
28.09.2017 администрацией принято распоряжение N 433-р "О демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта, расположенного на земельном участке между домами N 12 по ул. Порт-Саида и N 24 по ул. Мира в Центральном районе г. Волгограда: киоск с вывеской "Хлеб, лаваш, булочки, пироги" (цвет белый с синим, размер: 3,2 м х 2,3 м, площадь: 7,3 кв. м)".
Предприниматель полагая распоряжение от 28.09.2017 N 433-р незаконным, нарушающим его права и охраняемые законом интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из отсутствия правовых оснований для размещения нестационарного объекта по указанному адресу.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречат.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее -Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 утверждены Порядок демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда (далее - Порядок демонтажа нестационарных объектов), Положение о комиссиях по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда.
Согласно пункту 2 Порядка демонтажа нестационарных объектов, демонтажу подлежат нестационарные объекты, размещенные на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, располагаемых внутри объектов, находящихся в муниципальной собственности, установленных и (или) эксплуатируемых без правовых оснований на их размещение.
К нестационарным объектам относятся следующие виды движимого имущества: нестационарные торговые объекты, в том числе киоски, павильоны, торговые галереи, лотки, палатки, тележки, а также нестационарные торговые объекты временного размещения: бахчевые развалы, елочные базары, площадки для продажи рассады и саженцев, автомагазины, автоцистерны, прилавки и холодильное оборудование для хранения и реализации скоропортящейся продукции и напитков; объекты общественного питания (кафетерии, закусочные и иные точки общественного питания), оборудованные в некапитальных строениях; торговые автоматы и платежные терминалы; металлические контейнеры и гаражи; хозяйственные постройки, не являющиеся объектами недвижимости; ограждения; иные объекты движимого имущества (далее - объект).
В соответствии с пунктом 3 Порядка демонтажа нестационарных объектов работу по выявлению объектов на территории Волгограда осуществляют администрации районов Волгограда. Решения о демонтаже объектов на территории Волгограда принимают комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, создаваемые в администрациях соответствующих районов Волгограда.
Согласно пункту 4 Порядка демонтажа нестационарных объектов при выявлении объекта либо получении сведений о выявленных объектах от подразделений, указанных в пункте 3 Порядка демонтажа нестационарных объектов администрации направляют в Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - департамент) запрос о проведении обследования земельного участка, на котором расположен объект.
Департамент с привлечением специалистов администраций, Департамента экономического развития администрации Волгограда, а в случае необходимости иных отраслевых структурных подразделений администрации Волгограда в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения запроса проводит обследование земельного участка, составляет акт обследования и направляет его в администрации.
В случае установления, что выявленный объект расположен незаконно, администрация составляет уведомление о фиксации самовольно установленного объекта по форме согласно приложению 1 к Порядку демонтажа нестационарных объектов и в срок не позднее 5 рабочих дней доводит предложения о добровольном демонтаже объекта до сведения собственника объекта путем размещения уведомления на объекте с фото- или видеофиксацией. Одновременно с составлением и размещением уведомления администрациями публикуется на официальном информационно-справочном портале Волгограда в разделе "территориальные подразделения" сообщение с предложением собственнику добровольного демонтажа объекта в срок не позднее 5 рабочих дней со дня публикации сообщения.
Сообщение также направляется администрациями в организационное управление администрации Волгограда для опубликования в официальном муниципальном печатном издании.
Организационное управление администрации Волгограда должно опубликовать сообщение не позднее трех дней со дня его получения. Пунктом 5 Порядка демонтажа нестационарных объектов определено, что в случае неисполнения собственником предложения о добровольном демонтаже объекта в установленный в уведомлении срок материалы дела о незаконном размещении объекта передаются администрациями на рассмотрение комиссии в срок не позднее 3 рабочих дней. Заседание комиссии проводится в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения материалов.
В соответствии с пунктом 6 Порядка демонтажа нестационарных объектов на основании решения комиссии администрации в 7-дневный срок готовят проект постановления администрации о демонтаже объекта. Судом первой инстанции установлено, что постановлением администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2017-2021 годы. Нестационарный объект - киоск с вывеской "Хлеб, лаваш, булочки, пироги", расположенный между домами N 12 по ул. Порт-Саида и N 24 по ул. Мира в Центральном районе г. Волгограда, в указанной Схеме отсутствует.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.09.2017 по делу N А12-15059/2017 предпринимателю отказано в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации Волгограда, выразившихся в не включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области на 2017-2021 годы мест под размещение принадлежащего ему нестационарного объекта.
Таким образом, нестационарный торговый объект размещен в настоящее время на земельном участке без правовых оснований.
Судами установлено, что оспариваемое распоряжение в установленном законом порядке опубликованы на официальном сайте администрации Волгограда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Территориальные подразделения", а также дополнительно в официальном муниципальном печатном издании - "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград" 01.02.2018.
Суды двух инстанций пришли к выводу, что действия администрации Дзержинского района Волгограда в отношении указанного нестационарного торгового объекта осуществлены в соответствии с нормами действующего законодательства, с соблюдением Порядка демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах судами двух инстанций в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Поскольку в кассационной жалобе доводов, опровергающих выводы судов не приведено, кассационная жалоба подлежит отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.03.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2018 по делу N А12-48847/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее -Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 января 2019 г. N Ф06-41342/18 по делу N А12-48847/2017
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-41342/18
24.09.2018 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-38847/18
17.07.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4292/18
02.03.2018 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-48847/17