Официальный отзыв Правительства РФ от 1 августа 2000 г. N 2754П-П4
на проект федерального закона
"Об альтернативной гражданской службе",
подготовленный депутатом Ю.А.Рыбаковым
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "Об альтернативной государственной службе".
1. В законопроекте (статья 2) четко не определена правовая база, его соотношение с КЗоТ Российской Федерации, Федеральным законом "О статусе военнослужащего", Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" и другими законами.
2. Законопроектом альтернативная служба определяется как особый вид государственной службы, что не соответствует Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации", который под государственной службой понимает профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Однако часть первая статьи 3 законопроекта устанавливает прохождение альтернативной службы не только в системе органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, но и в сфере здравоохранения и социальной.
Кроме того, часть первая статьи 3 законопроекта устанавливает прохождение альтернативной службы только в системе органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сфере здравоохранения и социальной.
3. В проекте не учтены международные правовые акты, а также международная практика организации альтернативной гражданской службы, обобщенная в документах Комиссии ООН по правам человека.
В нем отсутствуют четкие и однозначные положения, которые бы устанавливали доказательность мотивов, предоставляющих право гражданам на замену военной службы альтернативной гражданской службой.
4. Положения об организации альтернативной гражданской службы в законопроекте (статья 14) носят декларативный характер. Они не дают четкого ответа на вопрос, кто конкретно организует гражданскую службу, не определена вертикаль управления ею.
5. Вызывает сомнение положение о сроках альтернативной службы (статья 6 законопроекта).
Сроки альтернативной службы должны быть сопоставимы с тяготами военной службы по призыву и дифференцированными в зависимости от вида службы и образовательного ценза призываемых.
6. Требуют дополнительной проработки вопросы организации труда лиц, призванных на альтернативную службу.
В проекте неоправданно расширены права и свободы граждан, направляемых на альтернативную службу, по сравнению с гражданами, проходящими службу по призыву, в части предоставления им возможности заниматься иной оплачиваемой деятельностью (статья 22), а также обучаться на вечерних и заочных отделениях образовательных учреждений (статья 28).
7. Нельзя согласиться с тем, что принятие названного закона не повлечет дополнительных затрат из федерального бюджета.
Дополнительных затрат потребует: компенсация расходов бюджетов субъектов Российской Федерации; содержание аппарата, ведающего вопросами организации альтернативной службы, как в федеральном органе исполнительной власти, на который будет возложена организация альтернативной службы, так и в Правительстве Российской Федерации; создание и обеспечение функционирования федеральных учебных центров для специальной подготовки лиц, направляемых на альтернативную службу; предоставление сезонной одежды; права бесплатного проезда на городском и муниципальном транспорте, проезда к месту проведения ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно; бесплатного обеспечения служебной жилой площадью или местом в общежитии.
Последний абзац статьи 18 предусматривает положение, согласно которому для осуществления государственных полномочий по организации альтернативной службы органам местного самоуправления передаются необходимые материальные и финансовые средства, что может увеличить расходы как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, оценка финансовых последствий при принятии настоящего законопроекта представляется крайне затруднительной из-за отсутствия таких данных, как численность граждан, направляемых на альтернативную службу.
В связи с изложенным Правительство Российской Федерации данный законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя
Правительства Российской
Федерации - Министр финансов
Российской Федерации |
А.Кудрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.