г. Казань |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А55-5320/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2018 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2018 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Кувшинов В.Е., Корнилов А.Б.)
по делу N А55-5320/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Поволжская шинная компания" (ОГРН 1056320173360) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании недействительным решения от 15.02.2018 N 63/009/341/2017-7726 и обязании, с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Бондаренко Сергея Юрьевича, администрации городского округа Тольятти, Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Поволжская шинная компания" (далее - общество "Поволжская шинная компания", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, ответчик) о признании недействительным решения от 15.02.2018 N 63/009/341/2017-7726, выраженного в уведомлении об отказе в государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122 560 кв.м. и обязании устранить допущенные нарушения прав путем государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Бондаренко Сергея Юрьевича, администрации городского округа Тольятти, Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2018 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 15.02.2018 N 63/009/341/2017-7726, выраженное в уведомлении об отказе в государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122 560 кв.м; на Управление Росреестра по Самарской области возложена обязанность в месячный срок после вступления в силу решения суда по настоящему делу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122 560 кв.м; с Управления Росреестра по Самарской области в пользу общества "Поволжская шинная компания" взысканы расходы на уплату госпошлины в сумме 3000 руб; обществу "Поволжская шинная компания" из федерального бюджета поручено возвратить излишне уплаченную по платежному поручению N 394 от 28.02.2018 госпошлину в сумме 3 000 руб.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2018 решение Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2018 изменено. Абзац 3 резолютивной части решения изложен в следующей редакции: "Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в течении 5 рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта по настоящему делу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122 560 кв.м.". В остальной части решение оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, Управление Росреестра по Самарской области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, отказав в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в 1978 году за заводом синтетического каучука закреплен в бессрочное и бесплатное пользование земельный участок площадью 12,51 га, для размещения пионерского лагеря "Солнечный", что подтверждается Государственным актом на право пользования землей от 28.08.1978 A-I N 103192, с приложением к нему плана землепользования.
На земельном участке с кадастровым номером 63:09:0305025:24 с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122 560 кв.м. расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие обществу "Поволжская шинная компания": нежилое здание (лит. А4 - спальный корпус подразделения ПЖРУ), общей площадью 995,9 кв.м.; нежилое здание (лит. А1 - спальный корпус ПЖРУ) площадью 1 238,8 кв.м.; нежилое здание (лит. A3 - спальный корпус ПЖРУ) площадью 1 297,6 кв.м.; нежилое здание (лит. А2 - спальный корпус ПЖРУ) площадью 310,1 кв.м.; нежилое здание (лит. А - клуб-столовая ПЖРУ) площадью 1 680,8 кв.м.; нежилое здание (лит. А5 - административный корпус ПЖРУ) площадью 647,5 кв.м.; нежилое здание (лит. А 274 - трансформаторная подстанция цеха 21) площадью 37,8 кв.м., что подтверждается договором купли-продажи недвижимого имущества N ХП/КП-02/11 от 09.06.2011.
Согласно названному договору купли-продажи недвижимого имущества от 09.06.2011 N ХП/КП-02/11, объекты недвижимости приобретены обществом "Поволжская шинная компания" у открытого акционерного общества "Химпром".
Из материалов дела следует, что на основании постановления мэрии городского округа Тольятти от 12.12.2011 N 3939-п/1 обществу "Поволжская шинная компания" был предоставлен в аренду вышеуказанный земельный участок и в последующем между последними 13.01.2012 был заключен договор аренды N 2533 сроком на 49 лет.
В последующем между администрацией городского округа Тольятти и обществом "Поволжская шинная компания", Бондаренко Сергеем Юрьевичем (покупатели) был заключен договор купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена N 1539 от 23.08.2017, по условиям которого земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 общей площадью 122 560 кв.м., с разрешенным использованием: для дальнейшей эксплуатации профилактория "Россиянка", расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха переходит покупателям на праве общей долевой собственности по льготной цене в размере 592 853 руб. 53 коп. (2,5% от кадастровой стоимости земельного участка) на основании пункта 1 статьи 2, подпункта 2.2, пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", учитывая наличие права постоянного (бессрочного) пользования, установленного на основании Государственного акта на право пользование землей от 28.08.1978 N 158 (свидетельство А-I N 103192), переоформленного на право аренды по договору аренды земельного участка от 13.01.2012 N 2523, обращение Покупателей в администрацию городского округа Тольятти с заявлением от 06.07.2017 N Б-1793/5.2 о предоставлении земельного участка на праве собственности.
Общество "Поволжская шинная компания" и Бондаренко Сергей Юрьевич обратились с заявлением в Управление Росреестра по Самарской области для регистрации перехода права на земельный участок на основании договора купли-продажи земельного участка государственная собственность на который не разграничена от 23.08.2017 N 1539.
Управление Росреестра по Самарской области уведомлением от 15.02.2018 N 63/009/341/2017-7726 отказало в государственной регистрации прав со ссылкой на пункт 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ссылаясь на то, что согласно данным Единого государственного реестра недвижимости при внесении сведений о характерных точках границ заявленного земельного участка выявлено, что земельный участок, подлежащий регистрации, относится к лесным участкам. Уполномоченный орган указал, что представлено письмо Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 08.11.2017 N 2705-02/25875 согласно которому заявленный земельный участок к землям лесного фонда, а также к лесным участкам на землях иных категорий, не относится, но и приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 18.12.2017 N 734 "Об определении количества лесничеств на землях населенных пунктов городского округа Тольятти Самарской области, занятых городскими лесами, и установлении их границ, признании утратившим силу отдельного положения приказа Рослесхоза от 30.12.2008 N 435", согласно которому на землях населенных пунктов городского округа Тольятти Самарской области, занятых городскими лесами, располагается Тольяттинское лесничество, границы которого установлены пунктом 2 названного приказа, однако указанные сведения в Росреестр в порядке, предусмотренном подпунктом 18 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости, не направлены, в связи с чем невозможно однозначно установить, входит ли земельный участок в границы Тольяттинского лесничества и отказал в регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок и отказало в регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок.
Общество "Поволжская шинная компания" полагая, что оспариваемый отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 общей площадью 122 560 кв.м., с разрешенным использованием: для дальнейшей эксплуатации профилактория "Россиянка", расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха, не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В обоснование вывода об отнесении спорного земельного участка к землям населенных пунктов, суды указали, что при проведении правовой экспертизы документов, представленных заявителем на регистрацию права собственности, было предоставлено письмо Министерства лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 08.11.2017 N 2705-02/25875, из которого следует, что спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда, а также к лесным участкам на землях иных категорий; имеется аналогичного содержания письмо Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 22.03.2018 N 27-05-02/6564, а также направленное главному регистратору Управления Росреестра по Самарской области письмо администрации городского округа Тольятти от 12.02.2018 N 1258/5.2, согласно которому спорный земельный участок в границы Тольяттинского лесничества не входит, а, следовательно, не является лесным участком.
Суд кассационной инстанции считает преждевременными выводы судов об отнесении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:24 к землям населенных пунктов, в связи с чем не являющимся ограниченным в обороте, и, как следствие незаконности решения Управления Росреестра по Самарской области от 15.02.2018 N 63/009/341/2017-7726 об отказе в государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на указанный земельный участок, поскольку указанные выводы основаны на неполном исследовании обстоятельств дела и представленных доказательств.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности и иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
При этом согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли указанных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом.
Пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 3 статьи 27 ЗК РФ).
К перечню ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ отнесены участки из состава земель лесного фонда.
Аналогично пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов.
Понятие земель лесного фонда определено статьей 101 ЗК РФ.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
По смыслу указанной нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам (часть 1).
Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан и юридических лиц земельных участков из состава земель лесного фонда.
Следовательно, в соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в силу особого правового режим лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, обладают в отношении лесных участков только исключительным правом на приобретение права аренды таких земельных участков на условиях, которые установлены настоящим кодексом, федеральными законами.
Судами установлено, что общество "Поволжская шинная компания" и Бондаренко Сергей Юрьевич имеют в собственности объекты недвижимости, которые являлись объектами профилактория "Россиянка", пионерского лагеря "Солнечный", для осуществления деятельности которого в 1978 году Тольяттинским горисполкомом заводу синтетического каучука был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 12,51 га для размещения пионерского лагеря "Солнечный", что подтверждается Государственным актом на право пользования землей от 28.08.1978 A-I N 103192.
Наличие указанных объектов на праве собственности общества "Поволжская шинная компания" и Бондаренко Сергея Юрьевича послужило основанием для приобретения ими права общей долевой собственности на спорный земельный участок на основании пункта 1 статьи 2, подпункта 2.2, пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в льготном порядке, что следует из пункта 1.1. договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена N 1539 от 23.08.2017, в котором указано, что учитывается наличие права постоянного (бессрочного) пользования, установленное на основании Государственного акта на право пользование землей от 28.08.1978 N 158 (свидетельство А-I N 103192), переоформленное на право аренды по договору аренды земельного участка от 13.01.2012 N 2523.
Из представленного в материалы дела договора купли-продажи от 09.06.2011 N ХП/КП-02/11, следует, что объекты недвижимости: нежилое здание (лит. А4 - спальный корпус подразделения ПЖРУ), общей площадью 995,9 кв.м.; нежилое здание (лит. А1 - спальный корпус ПЖРУ) площадью 1 238,8 кв.м.; нежилое здание (лит. A3 - спальный корпус ПЖРУ) площадью 1 297,6 кв.м.; нежилое здание (лит. А2 - спальный корпус ПЖРУ) площадью 310,1 кв.м.; нежилое здание (лит. А - клуб-столовая ПЖРУ) площадью 1 680,8 кв.м.; нежилое здание (лит. А5 - административный корпус ПЖРУ) площадью 647,5 кв.м.; нежилое здание (лит. А 274 - трансформаторная подстанция цеха 21) площадью 37,8 кв.м., приобретены обществом "Поволжская шинная компания" (покупателем) у открытого акционерного общества "Химпром" (продавца) и принадлежали последнему на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права серии 63-АЕ N 105120 от 02.07.2010, расположены на земельном участке площадью 122 560 кв.м. с кадастровым номером 63:09:0305025:24 с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для дальнейшей эксплуатации профилактория "Россиянка".
В то же время материалы дела не содержат доказательства принадлежности Бондаренко Сергею Юрьевичу на праве собственности каких-либо объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке и его праве на возможность приобретения земельного участка по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2, подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", что свидетельствует о том, что выводы судов о незаконности оспариваемого решения Росреестра в части нарушения прав и законных интересов Бондаренко Сергея Юрьевича, основаны на неполной оценке доказательств.
Из письма Ставропольского лесхоза от 19.10.1999 N 262, адресованного Тольяттинскому филиалу Самарской областной регистрационной палаты следует, что Тольяттинскому ОАО "Синтезкаучук" под временное пользование под профилакторий "Россиянка", пионерский лагерь "Солнечный" на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 21.03.1959 N 1302-Р были отведены земли Ставропольского лесхоза площадью 12 га в квартале 21 Тольяттинского лесничества и площадью 6,5 га в квартале 50 Тольяттинского лесничества во временное пользование профилактория "Волжские зори" на основании решений Облисполкома от 12.03.1965 N 170 и от 13.09.1966 N 475.
Согласно указанному письму договоры аренды между Ставропольским лесхозом и Тольяттинским ОАО "Синтезкаучук" не заключены.
Между тем, согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 01.06.2018 N 63/174/730/2018-830, земельный участок общей площадью 122 560 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха, внесен в государственный кадастр недвижимости за кадастровым номером 63:09:0305025:24 как земельный участок земель населенных пунктов с разрешенным использованием: для дальнейшей эксплуатации профилактория "Россиянка" 09.12.2003.
Согласно части 3 статьи 6 ЛК РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Границы лесничеств и лесных участков определяются при лесоустройстве, которое в соответствии с положениями статьи 68 ЛК РФ, наряду с другими работами включает в себя, в том числе, проектирование лесничеств, лесопарков, лесных участков, таксацию лесов.
Исходя из статьи 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со статьями 67, 68.1, 69, 92 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 ЛК РФ. При проведении таких видов лесоустройства, как проектирование лесничеств и лесопарков, лесных участков осуществляется определение местоположения, границ, площади и иных характеристик лесничеств и отдельных лесных участков.
В силу пункта 2 части 1 статьи 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя среди прочего проектирование эксплуатационных, защитных, резервных лесов и особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств и лесов.
Кадастровая выписка от 01.06.2018 N 63/174/730/2018-830 в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:24 содержит сведения о предыдущем условном номере 63:09:03050005:001, дату присвоения кадастрового номера 63:09:0305025:24 - 09.12.2003.
Согласно материалам дела, спорный земельный участок, относящийся к землям лесного фонда, предоставлен на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 21.03.1959 N 1302-Р под профилакторий "Россиянка", пионерский лагерь "Солнечный", а из государственного акта на право пользования землей от 28.08.1978 A-I N 103192 следует, что земельный участок предоставлен для размещения пионерского лагеря "Солнечный".
Сведения о проведении работ по лесоустройству, которое в соответствии с положениями статьи 68 ЛК РФ, наряду с другими работами включает в себя, в том числе, проектирование лесничеств, лесопарков, лесных участков, таксацию лесов, об образовании спорного земельного участка из других земельных участков или документы, подтверждающие перевод спорного земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:24 (предыдущим условным номером 63:09:03050005:001), из категории земель лесного фонда в другую категорию, равно как и информация об издании правового акта Правительства Российской Федерации о переводе спорного участка из категории земель лесного фонда в иную категорию, суду не представлены.
В то же время в материалах дела (т.1, л.д.30) имеется ситуационный план спорного земельного участка с указанием на его предыдущий условный номер 63:09:03050005:001 с отметкой "планшет 164-Г. "ОАО "Синтезкаучук". 63:09:03050005:001. Инвентаризация земельного участка п/л "Солнечный", профилакторий "Россиянка", зона отдыха Центральный р-н", содержащий отметку "земли находятся во временном пользовании Директор Ставропольского лесхоза Улитин И.С.", заверенную соответствующей печатью "Федеральная служба лесного хозяйства России. Самарское управление лесами", согласованный со смежными землепользователями, МУП "Градостроительство" 12.08.1999, Земельным комитетом. Тольятти 19.08.1999.
Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
На основании пункта 2 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Однако судами материалы лесоустройства при рассмотрении настоящего спора не получены и не исследованы.
Кроме этого, судами не приняты во внимание, что в период предоставления земельного участка для размещения пионерского лагеря и профилактория действовали нормы Земельного Кодекса РСФСР 1970 года (далее - ЗК РСФСР) и Лесного кодекса РСФСР 1978 года (далее - ЛК РСФСР).
Согласно статье 4 ЗК РСФСР вся земля в РСФСР входила в состав единого государственного земельного фонда, который в соответствии с основным целевым назначением земель включал в себя среди прочего земли государственного лесного фонда, а также земли курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения.
Согласно статье 3 ЛК РСФСР леса состояли в исключительной собственности государства.
В статье 113 ЗК РСФСР указано, что землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Земли государственного лесного фонда используются предприятиями, организациями и учреждениями для нужд лесного хозяйства и лесозаготовок. Для иных нужд земли государственного лесного фонда могут использоваться, если такое использование совместимо с интересами лесного хозяйства.
В силу абзаца 3 статьи 5 того же Кодекса отнесение земель к указанным категориям и перевод их из одной категории в другую производится в соответствии с перспективными планами использования единого государственного земельного фонда органами, принимающими решения о предоставлении этих земель, если иной порядок не предусмотрен законодательством Союза ССР и РСФСР.
Аналогичное понятие земель лесного фонда, а также аналогичные полномочия по переводу земель из одной категории в другую были определены Земельным кодексом РСФСР 1991 года (статьи 5 и 94 названного Кодекса).
Статьей 118 ЛК РСФСР предусматривалось, что лесоустройство включает систему государственных мероприятий, направленных на обеспечение рационального использования, повышения продуктивности, воспроизводства, охраны и защиты лесов, а также повышения культуры ведения лесного хозяйства, в частности: определение границ территорий лесохозяйственных предприятий, внутрихозяйственную организацию территорий лесохозяйственных предприятий государственных органов лесного хозяйства, а также территорий, занятых лесами, ведение лесного хозяйства в которых возложено на иные предприятия, учреждения и организации; определение лесных ресурсов, породного и возрастного состава лесов для установления расчетной лесосеки по рубкам главного пользования и размеров других видов лесных пользований, а также способов рубок; выявление участков, на которых необходимо проведение рубок ухода, санитарных рубок, рубок, связанных с реконструкцией малоценных лесных насаждений, осушения и других лесохозяйственных мероприятий; уточнение площадей, предназначенных для восстановления лесов и лесоразведения, и определение способов воспроизводства лесов; определение категорий защитности лесов и обоснование перевода лесов в случае необходимости из одной группы в другую; осуществление топографо-геодезических, лесобиологических и других обследований и изысканий, а также иных лесоустроительных действий.
Согласно статье 37 ЛК РСФСР допускался перевод лесных площадей в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, и соответствующие полномочия были отнесены к компетенции государственных органов в зависимости от категории лесов: в отношении лесов первой группы такое решение принималось постановлением Совета Министров РСФСР, а в отношении лесов второй и третьей группы - органами, определенными законодательством Союза ССР и РСФСР.
В соответствии со статьей 13 ЗК РСФСР полномочия по распоряжению земельными участками из земель государственного лесного фонда в случаях, предусмотренных статьей 110 Кодекса (служебные земельные наделы) были предоставлены исполнительным комитетам районных Советов народных депутатов, а из земель государственного лесного фонда общей площадью до 50 гектаров в районах с лесистостью от 50 процентов и выше и до 25 гектаров - в районах с лесистостью ниже 50 процентов - исполнительным комитетам областных, краевых Советов народных депутатов, Советам Министров автономных республик. Во всех других случаях, в том числе в части земельных участков для строительства санаторно-курортных и туристско-оздоровительных учреждений в курортных местностях и зонах отдыха в соответствии с перечнем, утверждаемым Советом Министров РСФСР, и для несельскохозяйственных нужд, для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, - земельные участки, независимо от их размеров, предоставление осуществлялось по постановлению Совета Министров РСФСР.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что земельный участок площадью 12,51 га был отведен и предоставлен в 1978 году на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 21.03.1959 N 1302-Р, государственного акта на право пользование землей от 28.08.1978 A-I N 103192 для пионерского лагеря, судам надлежало исследовать сведения о земельном участке с предыдущим условным номером 63:09:03050005:001, указанному как предшествующий в кадастровой выписке по спорному земельному участку с кадастровым номером 63:09:0305025:24, в том числе его категорию, относимость к землям лесного фонда по материалам лесоустройства, а также законность его перевода из земель государственного лесного фонда в соответствии с действующим на момент перевода законодательством, основания для изменения границ населенного пункта (при наличии такого изменения), основания для прекращения права собственности Российской Федерации на земельные участки из состава земель лесного фонда, поскольку согласно правовой позиции, выраженной в определении Верховного Суда РФ от 31.08.2016 N 306-КГ16-7898 по делу N А55-11541/2015, изменение категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной форме собственности, возможно исключительно по согласованию собственника - Российской Федерации в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается также правовой позицией, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации, где Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Вместе с тем, из материалов дела не усматривается согласование с Федеральным агентством лесного хозяйства нормативного правового акта об исключении спорного земельного участка из состава лесного фонда, что не соответствует ЗК РФ, ЛК РФ, Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В материалах дела имеется постановление первого заместителя мэра г. Тольятти от 26.07.1999 N 1690-2/07-99 о предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также справка земельного комитета г.Тольятти от 19.08.1999 N 890 о том, что земельный участок предоставлен Тольяттинскому ОАО "Синтезкаучук" на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления первого заместителя мэра г. Тольятти от 26.07.1999 N 1690-2/07-99.
Однако судами не принято во внимание и не дана оценка представленным в материалы дела доказательствам того, что ранее, в 1999 году, в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком Тольяттинскому ОАО "Синтезкаучук" было отказано решением от 12.11.1999 N 63-09/17-2086 Самарской областной регистрационной палатой филиал г. Тольятти, в связи с тем, что указанный участок относится к землям Ставропольского лесхоза, а леса на территории г. Тольятти относятся к лесам первой группы, поэтому постановление первого заместителя мэра г. Тольятти от 26.07.1999 N 1690-2/07-99 в части предоставления Тольяттинскому ОАО "Синтезкаучук" в бессрочное пользование для дальнейшей эксплуатации профилактория "Россиянка" в зоне отдыха Центрального района было подготовлено и принято в нарушение Лесного кодекса Российской Федерации и Закона Самарской области "О лесах Самарской области".
Статус земельного участка в силу действующего законодательства определяется не местом его нахождения, а нормами закона, регулирующего соответствующие правоотношения. Нахождение спорного земельного участка в территориальных границах населенного пункта не свидетельствует о безусловном отнесении участка к категории земель населенных пунктов.
Учитывая изложенное, на основании пункта 3 части 1 статьи 287 и части 1 статьи 288 АПК РФ обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку для разрешения спора необходимо исследовать новые обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, дать оценку имеющимся в деле доказательствам, а суд кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ такими полномочиями не наделен.
При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать надлежащую правовую оценку доводам и доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, результаты оценки отразить в судебном акте и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства, распределить государственную пошлину, в том числе за рассмотрение кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2018 по делу N А55-5320/2018 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В материалах дела имеется постановление первого заместителя мэра г. Тольятти от 26.07.1999 N 1690-2/07-99 о предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также справка земельного комитета г.Тольятти от 19.08.1999 N 890 о том, что земельный участок предоставлен Тольяттинскому ОАО "Синтезкаучук" на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления первого заместителя мэра г. Тольятти от 26.07.1999 N 1690-2/07-99.
Однако судами не принято во внимание и не дана оценка представленным в материалы дела доказательствам того, что ранее, в 1999 году, в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком Тольяттинскому ОАО "Синтезкаучук" было отказано решением от 12.11.1999 N 63-09/17-2086 Самарской областной регистрационной палатой филиал г. Тольятти, в связи с тем, что указанный участок относится к землям Ставропольского лесхоза, а леса на территории г. Тольятти относятся к лесам первой группы, поэтому постановление первого заместителя мэра г. Тольятти от 26.07.1999 N 1690-2/07-99 в части предоставления Тольяттинскому ОАО "Синтезкаучук" в бессрочное пользование для дальнейшей эксплуатации профилактория "Россиянка" в зоне отдыха Центрального района было подготовлено и принято в нарушение Лесного кодекса Российской Федерации и Закона Самарской области "О лесах Самарской области"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 января 2019 г. N Ф06-41932/18 по делу N А55-5320/2018
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1131/20
13.12.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-5320/18
29.01.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-41932/18
24.09.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10437/18
26.06.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-5320/18