г. Самара |
|
22 мая 2020 г. |
Дело N А55-5320/2018 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 мая 2020 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 мая 2020 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Поволжская шинная компания" - представители Стенин Николай Владимирович и Пинегин Андрей Александрович (доверенность от 25.02.2018),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Блюзина Лариса Владимировна (доверенность от 26.12.2019),
от Бондаренко Сергея Юрьевича - представитель не явился, извещен,
от Администрации г.о. Тольятти - представитель не явился, извещено,
от Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) - представитель не явился, извещено,
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представитель не явился, извещено,
от ФГБУ "Рослесинфорг" в лице филиала "Поволжский леспроект" - представитель не явился, извещено,
от Министерства природных ресурсов и экологии РФ - представитель не явился, извещено,
от ГКУ СО "Самарские лесничества" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 мая 2020 г. в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Поволжская шинная компания" на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 декабря 2019 года по делу N А55-5320/2018 (судья Медведев А.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Поволжская шинная компания"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Бондаренко Сергея Юрьевича,
- Администрации г.о. Тольятти,
- Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз),
- Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,
- ФГБУ "Рослесинфорг" в лице филиала "Поволжский леспроект",
- Министерства природных ресурсов и экологии РФ,
-ГКУ СО "Самарские лесничества"
о признании недействительным решения и обязании устранения нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Поволжская шинная компания" обратилось в суд с заявлением, в котором просит:
1. Признать недействительным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 15.02.2018 г. N 63/009/341/2017-7726, выраженное в уведомлении об отказе в государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 с местоположением: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122 560кв.м.
2. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области немедленно после оглашения резолютивной части решения суда по настоящему делу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Поволжская шинная компания" и Бондаренко Сергея Юрьевича путем государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 с местоположением: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122 560кв.м.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2018 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 15.02.2018 N 63/009/341/2017-7726, выраженное в уведомлении об отказе в государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122 560 кв. м; на Управление Росреестра по Самарской области возложена обязанность в месячный срок после вступления в силу решения суда по настоящему делу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122 560 кв. м; с Управления Росреестра по Самарской области в пользу общества "Поволжская шинная компания" взысканы расходы на уплату госпошлины в сумме 3000 руб.; обществу "Поволжская шинная компания" из федерального бюджета поручено возвратить излишне уплаченную по платежному поручению N 394 от 28.02.2018 госпошлину в сумме 3000 руб.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2018 решение Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2018 изменено. Абзац 3 резолютивной части решения изложен в следующей редакции: "Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в течение 5 рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта по настоящему делу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122 560 кв. м". В остальной части решение оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29 января 2019 г. N Ф06-41932/2018 по делу N А55-5320/2018 решение Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2018 по делу N А55-5320/2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Бондаренко Сергей Юрьевич, Администрация г.о. Тольятти, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, ФГБУ "Рослесинфорг" в лице филиала "Поволжский леспроект", Министерство природных ресурсов и экологии РФ, ГКУ СО "Самарские лесничества".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 декабря 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Поволжская шинная компания" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В апелляционном жалобе ссылается на то, что спорный земельный участок не входит в состав лесного фонда, не является лесным, следовательно, у арбитражного суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований. Также в апелляционной жалобе ссылается на то, что действующим законодательством установлен приоритет сведений единого государственного реестра недвижимости над сведениями лесного реестра, а также обеспечена возможность собственникам объектов капитального строительства реализовывать свое право на приобретение в собственность земельных участков, на которых расположены соответствующие объекты.
От Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области поступил письменный отзыв, который приобщен к материалам дела.
Судебное заседание, назначенное на 30 марта 2020 года в 09 час 20 мин в связи с Указом Президента Российской Федерации N 206 от 25.03.2020 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" было изменено на 15 мая 2020 на 09 час 40 мин.
От ПАО Банк ЗЕНИТ в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица на стадии рассмотрения настоящего дела в суде апелляционной инстанции. В обоснование данного ходатайства заявитель указывает, что решение по настоящему делу затрагивает права ПАО Банк ЗЕНИС, поскольку спорный земельный участок является залоговым обеспечением прав требований ПАО Банк ЗЕНИТ по отношению к ООО "ПШК". Так, в обеспечение исполнения обязательств ООО "ПШК" по договорам об открытии кредитной линии от 17.02.2014 г. между Банком ЗЕНИТ (ПАО) и Бондаренко С.Ю. заключен договор об ипотеке, предметом которого в том числе является право аренды спорного земельного участка.
Представители ООО "ПШК" и Управления Росреестра по Самарской области возражали против удовлетворения ходатайства ПАО Банк ЗЕНИТ о привлечении последнего к участию в деле в качестве третьего лица.
Согласно части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
В соответствии с ч. 3 ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Апелляционный суд, рассмотрев ходатайство банка, считает его не подлежащим удовлетворению, так как в силу части 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила, в том числе о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В судебном заседании 15 мая 2020 года представитель общества с ограниченной ответственностью "Поволжская шинная компания" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
08 мая 2020 г. Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом на официальном сайте суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru размещена информация о восстановлении судебной деятельности в полном объеме с 12 мая 2020 г.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в 1978 году за заводом синтетического каучука закреплен в бессрочное и бесплатное пользование земельный участок площадью 12,51 га, для размещения пионерского лагеря "Солнечный", что подтверждается Государственным актом на право пользования землей от 28.08.1978 A-I N 103192, с приложением к нему плана землепользования.
На земельном участке с кадастровым номером 63:09:0305025:24 с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122 560 кв. м расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие обществу "Поволжская шинная компания": нежилое здание (лит. А4 - спальный корпус подразделения ПЖРУ), общей площадью 995,9 кв. м; нежилое здание (лит. А1 - спальный корпус ПЖРУ) площадью 1 238,8 кв. м; нежилое здание (лит. А3 - спальный корпус ПЖРУ) площадью 1 297,6 кв. м; нежилое здание (лит. А2 - спальный корпус ПЖРУ) площадью 310,1 кв. м; нежилое здание (лит. А - клуб-столовая ПЖРУ) площадью 1 680,8 кв. м; нежилое здание (лит. А5 - административный корпус ПЖРУ) площадью 647,5 кв. м; нежилое здание (лит. А 274 - трансформаторная подстанция цеха 21) площадью 37,8 кв. м, что подтверждается договором купли-продажи недвижимого имущества N ХП/КП-02/11 от 09.06.2011.
Согласно названному договору купли-продажи недвижимого имущества от 09.06.2011 N ХП/КП-02/11, объекты недвижимости приобретены обществом "Поволжская шинная компания" у открытого акционерного общества "Химпром".
Из материалов дела следует, что на основании постановления мэрии городского округа Тольятти от 12.12.2011 N 3939-п/1 обществу "Поволжская шинная компания" был предоставлен в аренду вышеуказанный земельный участок и в последующем между последними 13.01.2012 был заключен договор аренды N 2533 сроком на 49 лет.
В последующем между администрацией городского округа Тольятти и обществом "Поволжская шинная компания", Бондаренко Сергеем Юрьевичем (покупатели) был заключен договор купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена N 1539 от 23.08.2017, по условиям которого земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 общей площадью 122 560 кв. м, с разрешенным использованием: для дальнейшей эксплуатации профилактория "Россиянка", расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха переходит покупателям на праве общей долевой собственности по льготной цене в размере 592 853 руб. 53 коп. (2,5% от кадастровой стоимости земельного участка) на основании пункта 1 статьи 2, подпункта 2.2, пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", учитывая наличие права постоянного (бессрочного) пользования, установленного на основании Государственного акта на право пользование землей от 28.08.1978 N 158 (свидетельство А-I N 103192), переоформленного на право аренды по договору аренды земельного участка от 13.01.2012 N 2523, обращение Покупателей в администрацию городского округа Тольятти с заявлением от 06.07.2017 N Б-1793/5.2 о предоставлении земельного участка на праве собственности.
Общество "Поволжская шинная компания" и Бондаренко Сергей Юрьевич обратились с заявлением в Управление Росреестра по Самарской области для регистрации перехода права на земельный участок на основании договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от 23.08.2017 N 1539.
Управление Росреестра по Самарской области уведомлением от 15.02.2018 N 63/009/341/2017-7726 отказало в государственной регистрации прав со ссылкой на пункт 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ссылаясь на то, что согласно данным Единого государственного реестра недвижимости при внесении сведений о характерных точках границ заявленного земельного участка выявлено, что земельный участок, подлежащий регистрации, относится к лесным участкам. Уполномоченный орган указал, что представлено письмо Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 08.11.2017 N 2705-02/25875 согласно которому заявленный земельный участок к землям лесного фонда, а также к лесным участкам на землях иных категорий, не относится, но и приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 18.12.2017 N 734 "Об определении количества лесничеств на землях населенных пунктов городского округа Тольятти Самарской области, занятых городскими лесами, и установлении их границ, признании утратившим силу отдельного положения приказа Рослесхоза от 30.12.2008 N 435", согласно которому на землях населенных пунктов городского округа Тольятти Самарской области, занятых городскими лесами, располагается Тольяттинское лесничество, границы которого установлены пунктом 2 названного приказа, однако указанные сведения в Росреестр в порядке, предусмотренном подпунктом 18 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости, не направлены, в связи с чем невозможно однозначно установить, входит ли земельный участок в границы Тольяттинского лесничества и отказал в регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок и отказало в регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок.
Общество "Поволжская шинная компания" полагая, что оспариваемый отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 общей площадью 122 560 кв. м, с разрешенным использованием: для дальнейшей эксплуатации профилактория "Россиянка", расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха, не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
В силу Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, названный орган осуществляет государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке (ч. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ являются, в том числе, - акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; - межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном Федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ; - иные документы, предусмотренные Федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости (п. 1 части 3 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно частям 1, 2 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, по решению государственного регистратора прав в случаях, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (п. п. 7).
Отказ в государственной регистрации прав на имущество либо уклонение от государственной регистрации могут быть оспорены в суде (п. 8 ст. 8.1 ГК РФ.).
В силу пункта 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В обоснование вывода об отнесении спорного земельного участка к землям населенных пунктов, Общество "Поволжская шинная компания" указало, что при проведении правовой экспертизы документов, представленных заявителем на регистрацию права собственности, было предоставлено письмо Министерства лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 08.11.2017 N 2705-02/25875, из которого следует, что спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда, а также к лесным участкам на землях иных категорий; имеется аналогичного содержания письмо Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 22.03.2018 N 27-05-02/6564, а также направленное главному регистратору Управления Росреестра по Самарской области письмо администрации городского округа Тольятти от 12.02.2018 N 1258/5.2, согласно которому спорный земельный участок в границы Тольяттинского лесничества не входит, а, следовательно, не является лесным участком.
Судами установлено, что общество "Поволжская шинная компания" и Бондаренко Сергей Юрьевич имеют в собственности объекты недвижимости, которые являлись объектами профилактория "Россиянка", пионерского лагеря "Солнечный", для осуществления деятельности которого в 1978 году Тольяттинским горисполкомом заводу синтетического каучука был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 12,51 га для размещения пионерского лагеря "Солнечный", что подтверждается Государственным актом на право пользования землей от 28.08.1978 A-I N 103192.
Как указывает заявитель, наличие указанных объектов на праве собственности общества "Поволжская шинная компания" и Бондаренко Сергея Юрьевича послужило основанием для приобретения ими права общей долевой собственности на спорный земельный участок на основании пункта 1 статьи 2, подпункта 2.2, пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в льготном порядке, что следует из пункта 1.1. договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена N 1539 от 23.08.2017, в котором указано, что учитывается наличие права постоянного (бессрочного) пользования, установленное на основании Государственного акта на право пользование землей от 28.08.1978 N 158 (свидетельство А-I N 103192), переоформленное на право аренды по договору аренды земельного участка от 13.01.2012 N 2523.
Из представленного в материалы дела договора купли-продажи от 09.06.2011 N ХП/КП-02/11, следует, что объекты недвижимости: нежилое здание (лит. А4 - спальный корпус подразделения ПЖРУ), общей площадью 995,9 кв. м; нежилое здание (лит. А1 - спальный корпус ПЖРУ) площадью 1 238,8 кв. м; нежилое здание (лит. А3 - спальный корпус ПЖРУ) площадью 1 297,6 кв. м; нежилое здание (лит. А2 - спальный корпус ПЖРУ) площадью 310,1 кв. м; нежилое здание (лит. А - клуб-столовая ПЖРУ) площадью 1 680,8 кв. м; нежилое здание (лит. А5 - административный корпус ПЖРУ) площадью 647,5 кв. м; нежилое здание (лит. А 274 - трансформаторная подстанция цеха 21) площадью 37,8 кв. м, приобретены обществом "Поволжская шинная компания" (покупателем) у открытого акционерного общества "Химпром" (продавца) и принадлежали последнему на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права серии 63-АЕ N 105120 от 02.07.2010, расположены на земельном участке площадью 122 560 кв. м с кадастровым номером 63:09:0305025:24 с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для дальнейшей эксплуатации профилактория "Россиянка".
Также заявителем 31 мая 2018 года в материалы дела представлены Договор купли-продажи от 10.07.2012 с актом приема-передачи объекта недвижимости от 10.07.2012 г. и Свидетельство о государственной регистрации права 63-АК N 058010 от 27.09.2012, которые подтверждают, что Бондаренко Сергей Юрьевич приобрел в собственность у общества "Поволжская шинная компания" объект недвижимости: Здание Лит.А5 - административный корпус подразделения ПЖРУ, общей площадью 647,5 (шестьсот сорок семь целых пять десятых) кв.м., этажность: 2, расположенное по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Центральный р-н, зона отдыха, санаторий-профилакторий "Россиянка-Солнечный", кадастровый (условный) номер 63:09:000000:0000(0)//3:0006874:А5//0065:13:0000:000:0:0, далее именуемый Объект, принадлежащий Продавцу на праве собственности на основании Договора купли-продажи недвижимого имущества N ХП/КП-02/11 от 09.06.2011 г.
Суд первой инстанции верно посчитал доводы заявителя необоснованными по следующим основаниям.
В Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 29.01.2019 по делу N А55-5320/2018 указывается, что сведения о проведении работ по лесоустройству, которое в соответствии с положениями статьи 68 ЛК РФ, наряду с другими работами включает в себя, в том числе, проектирование лесничеств, лесопарков, лесных участков, таксацию лесов, об образовании спорного земельного участка из других земельных участков или документы, подтверждающие перевод спорного земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:24 (предыдущим условным номером 63:09:03050005:001), из категории земель лесного фонда в другую категорию, равно как и информация об издании правового акта Правительства Российской Федерации о переводе спорного участка из категории земель лесного фонда в иную категорию, суду не представлены.
В то же время в материалах дела (т. 1, л.д. 30) имеется ситуационный план спорного земельного участка с указанием на его предыдущий условный номер 63:09:03050005:001 с отметкой "планшет 164-Г. "ОАО "Синтезкаучук". 63:09:03050005:001. Инвентаризация земельного участка п/л "Солнечный", профилакторий "Россиянка", зона отдыха Центральный р-н", содержащий отметку "земли находятся во временном пользовании Директор Ставропольского лесхоза Улитин И.С.", заверенную соответствующей печатью "Федеральная служба лесного хозяйства России. Самарское управление лесами", согласованный со смежными землепользователями, МУП "Градостроительство" 12.08.1999, Земельным комитетом. Тольятти 19.08.1999.
Из письма Ставропольского лесхоза от 19.10.1999 N 262, адресованного Тольяттинскому филиалу Самарской областной регистрационной палаты следует, что Тольяттинскому ОАО "Синтезкаучук" под временное пользование под профилакторий "Россиянка", пионерский лагерь "Солнечный" на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 21.03.1959 N 1302-Р были отведены земли Ставропольского лесхоза площадью 12 га в квартале 21 Тольяттинского лесничества и площадью 6,5 га в квартале 50 Тольяттинского лесничества во временное пользование профилактория "Волжские зори" на основании решений Облисполкома от 12.03.1965 N 170 и от 13.09.1966 N 475. Согласно указанному письму договоры аренды между Ставропольским лесхозом и Тольяттинским ОАО "Синтезкаучук" не заключены (т. 1, л.д. 33).
В силу части 2.1 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, судебного приказа, постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Во исполнение указаний кассационной инстанции суд в новом рассмотрении дела обязал Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Министерство природных ресурсов и экологии РФ представить соответствующие пояснения.
От третьих лиц - Федерального агентства лесного хозяйства и Министерства природных ресурсов и экологии РФ поступили отзывы на заявление ООО "Поволжская шинная компания", в которых указывается, что согласно приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 18.12.2017 N 734 установлены границы Тольяттинского лесничества, которое располагается на землях населенных пунктах городского округа Тольятти, занятых городскими лесами; согласно сведениям Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха, к землям лесного фонда, а также к лесным участкам на землях иных категорий, не относится; согласно информации филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Поволжский леспроект" пересечений границ земель лесного фонда с границами участка с кадастровым номером 63:09:0305025:24 по имеющимся в Филиале материалам, не обнаружено.
Между тем, позиция указанных третьих лиц отражена без учета Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 29.01.2019 по делу N А55-5320/2018.
Арбитражный суд Поволжского округа отменил решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав на необходимость установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, полно и всесторонне исследовать представленные в дело доказательства, а также оценить все доводы сторон, в том числе исследовать сведения о земельном участке с условным номером 63:09:03050005:001 (предыдущий номер спорного земельного участка), установить его категорию, определить, не относился ли он к землям лесного фонда по материалам лесоустройства, проверить законность его перевода из земель государственного лесного фонда в соответствии с действующим на момент перевода законодательством.
В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 734 от 18.12.2017 г. на землях населенных пунктов городского округа Тольятти Самарской области, занятых городскими лесами, располагается Тольяттинское лесничество.
В соответствии с п.2 данного приказа установлены границы Тольяттинского лесничества.
В силу пп.18 п.1 ст.32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ лесничеств, лесопарков.
Согласно пункта 21 постановления Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532 (ред. от 19.06.2017) "Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,3-13,15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в случае принятия решений об установлении (изменении) границ лесничеств, лесопарков Федеральное агентство лесного хозяйства направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении (изменении) границ лесничеств, лесопарков, в том числе текстовое и графическое описание местоположения границ лесничеств и лесопарков и перечень координат характерных точек границ лесничеств и лесопарков в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра, недвижимости
Однако сведения о поступлении данных документов в Управление Росреестра по Самарской области отсутствуют.
В связи с этими обстоятельствами Управление Росреестра по Самарской области неоднократно направляло в Рослесхоз запросы о границах Тольяттинского лесничества, оставшиеся без ответа.
По ходатайству Управления Росреестра по Самарской области арбитражный суд Определениями от 03 июня 2019 года и от 02 июля 2019 года запросил у Рослесхоза сведения:
-осуществлялось ли уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации проектирование Тольяттинского лесничества, были ли по его результатам составлены надлежащие документы, содержащие текстовое и графическое описание местоположения его границ и перечень координат характерных точек его границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, и были ли эти документы использованы при подготовке приказа Рослесхоза от 18.12.2017 г. N 734;
-в случае наличия таких документов (содержащихся в них сведений) сообщить причину неисполнения обязанности по их направлению в орган регистрации прав, предусмотренную пп. 18 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также представить указанные документы суду;
-сообщить, куда были переданы оригиналы материалов лесоустройства 1995 года после ликвидации Ставропольского лесхоза и где они хранятся в настоящее время. В случае нахождения их в Рослесхозе представить на обозрение суда оригинал планшета с границами 21 квартала Тольяттинского лесничества;
-сообщить причину отсутствия ответа на обращение Управления Росреестра по Самарской области исх. N 25-81-1 от 25.03.2019 г.
03 июня 2019 года от Рослесхоза поступили копии приказов Федерального агентства лесного хозяйства от 27.06.2007 N 294, от 30.12.2008 N 435, от 18.12.2017 N 734; ответа от 14.02.2019 N АВ-03-27/2176 на обращение администрации городского округа г. Тольятти. Между тем, приказы Федерального агентства лесного хозяйства от 27.06.2007 N 294, от 30.12.2008 N 435, от 18.12.2017 N 734 не содержали сведений о причинах и основаниях изменения границ Тольяттинского лесничества, в результате чего спорный участок перестал входить в границы 21 квартала лесничества.
В письме Рослесхоза от 14.02.2019 N АВ-03-27/2176 указывалось, что при подготовке каталогов координат характерных точек границ Тольяттинского лесничества в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации выявлено, что границы указанного лесничества располагаются на землях населенных пунктов Тольяттинского городского округа и Ставропольского района Самарской области. Учитывая, что согласно приказу Рослесхоза от 18.12.2017 N 734 Тольяттинское лесничество располагается на землях населенных пунктов Тольяттинского городского округа, Рослесхоз просит проверить данное обстоятельство и представить пояснение по данному вопросу, а также уточненное описание границ Тольяттинского лесничества в системе координат. Также Рослесхоз сообщает, что согласно части 6 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации изменение границ городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается. Департаменту лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области сообщается для учета в работе в рамках исполнения подпункта "б" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 28.12.2016 N Пр-2563.
Иные сведения, запрошенные Определениями от 03 июня 2019 года и от 02 июля 2019 года, суду не представлены.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебном заседании представило на обозрение суда и Управления Росреестра по Самарской области оригинал планшета с границами 21 квартала Тольяттинского лесничества по материалам лесоустройства 1995 г.
Судом первой инстанции установлено, что копия планшета, приобщенная к материалам дела (т.1 л.д.134), соответствует представленному оригиналу. Также судом установлено, что спорный земельный участок располагался в границах 21 квартала Тольяттинского лесничества по материалам лесоустройства 1995 г.
Иные материалы лесоустройства 1995 г. третьими лицами суду не представлялись.
Заинтересованным лицом в материалы дела представлен ответ Рослесхоза от 25.02.2019 г. N АВ-03-44/2970 на запрос Управления Росреестра по Самарской области от 28.01.2019 г. N 63/009/341/2019-108, согласно которому при подготовке каталогов координат характерных точек границ Тольяттинского лесничества в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации выявлено, что границы указанного лесничества располагаются на землях населенных пунктов Тольяттинского городского округа и Ставропольского района Самарской области. Учитывая, что согласно приказу Рослесхоза от 18.12.2017 N 734 Тольяттинское лесничество располагает на землях населенных пунктов Тольяттинского городского округа, Рослесхозом было направлено письмо в адрес администрации городского округа Тольятти с просьбой проверить данное обстоятельство и представить пояснение по данному вопросу, а также уточненное описание границ Тольяттинского лесничества в системе координат.
На повторный запрос Управления Росреестра по Самарской области исх. N 25-81-1 от 25.03.2019 г. о границах Тольяттинского лесничества Рослесхоз ответа не представил.
Таким образом, в настоящее время ни у заинтересованного лица, ни в материалах арбитражного дела карты-схемы Тольяттинского лесничества и иных документов, содержащих текстовое и графическое описание местоположения его границ и перечень координат характерных точек его границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН, не имеется.
Рослесхоз не представил суду сведения, обосновывающие, каким образом земельный участок в квартале 21 Тольяттинского лесничества площадью 12 га предоставленный во временное пользование под профилакторий "Россиянка", пионерский лагерь "Солнечный", относящийся к землям Ставропольского лесхоза по состоянию на 19.10.1999 г., перестал входить в границы Тольяттинского лесничества. Также не представлены сведения, обосновывающие исключение указанного участка из границ Тольяттинского лесничества применительно к положениям части 6 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которым изменение границ городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
В Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 29.01.2019 по делу N А55-5320/2018 указывается, что, принимая во внимание, что земельный участок площадью 12,51 га был отведен и предоставлен в 1978 году на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 21.03.1959 N 1302-Р, государственного акта на право пользование землей от 28.08.1978 A-I N 103192 для пионерского лагеря, судам надлежало исследовать сведения о земельном участке с предыдущим условным номером 63:09:03050005:001, указанному как предшествующий в кадастровой выписке по спорному земельному участку с кадастровым номером 63:09:0305025:24, в том числе его категорию, относимость к землям лесного фонда по материалам лесоустройства, а также законность его перевода из земель государственного лесного фонда в соответствии с действующим на момент перевода законодательством, основания для изменения границ населенного пункта (при наличии такого изменения), основания для прекращения права собственности Российской Федерации на земельные участки из состава земель лесного фонда, поскольку согласно правовой позиции, выраженной в определении Верховного Суда РФ от 31.08.2016 N 306-КГ16-7898 по делу N А55-11541/2015, изменение категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной форме собственности, возможно исключительно по согласованию собственника - Российской Федерации в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Вместе с тем, из материалов дела не усматривается согласование с Федеральным агентством лесного хозяйства нормативного правового акта об исключении спорного земельного участка из состава лесного фонда, что не соответствует ЗК РФ, ЛК РФ, Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В соответствии с п.9 Положения о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48, Министерство природных ресурсов Российской Федерации вносит в 5-дневный срок в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации о переводе с приложением документации о переводе либо возвращает представленные материалы на доработку в Федеральное агентство лесного хозяйства.
В соответствии с п.9 Положения (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.12.2008 N 1068, от 14.12.2018 N 1560) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, связанных с переводом земель лесного фонда в земли другой категории, в 12-дневный срок с даты получения документации, указанной в пункте 8 настоящего Положения, осуществляет подготовку в установленном порядке проекта акта Правительства Российской Федерации о переводе и вносит его в Правительство Российской Федерации с приложением документации о переводе либо возвращает представленные материалы на доработку в Федеральное агентство лесного хозяйства.
В отзыве Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации не указывается, осуществлялась ли в отношении спорного участка подготовка проект акта Правительства Российской Федерации о переводе земельного участка Ставропольского лесхоза площадью 12 га в квартале 21 Тольяттинского лесничества с условным номером 63:09:03050005:001, переданного Тольяттинскому ОАО "Синтезкаучук" под временное пользование под профилакторий "Россиянка", пионерский лагерь "Солнечный" на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 21.03.1959 N 1302-Р, с приложением документации о переводе, принято ли такое решение.
Таким образом, суд первой инстанции верно отметил, что позиция третьих лиц - Федерального агентства лесного хозяйства и Министерства природных ресурсов и экологии РФ препятствует арбитражному суду, рассматривающему арбитражное дело N А55-5320/2018, исполнить обязательные указания, изложенные в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 29.01.2019 по делу N А55-5320/2018.
Также Арбитражный суд Поволжского округа обязал суд 1 инстанции исследовать сведения о земельном участке с условным номером 63:09:03050005:001 (предыдущий номер спорного земельного участка), в связи с чем возникла необходимость в получении материалов кадастрового дела в отношении спорного участка от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области.
Указанные обстоятельства суд первой инстанции изложил в Определении от 13 декабря 2019 года, в связи с чем истребовал у третьих лиц необходимые для рассмотрения дела сведения:
у Федерального агентства лесного хозяйства копии:
- документов о дате, причинах и основании исключения из границ Тольяттинского лесничества земельного участка с условным номером 63:09:03050005:001 (предыдущий номер спорного земельного участка) в квартале 21 Тольяттинского лесничества площадью 12 га предоставленного во временное пользование под профилакторий "Россиянка", пионерский лагерь "Солнечный", относящегося к землям Ставропольского лесхоза по состоянию на 19.10.1999 г. (земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 с местоположением: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122 560кв.м.);
- материалов лесоустройства Тольяттинского лесничества, включая карты-схемы и иные документы, содержащих текстовое и графическое описание местоположения границ Тольяттинского лесничества по состоянию на 1995, 1999, 2014 и 2017 гг. и перечень координат характерных точек его границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН;
- документов о согласовании с Рослесхозом нормативного правового акта об исключении спорного земельного участка из состава лесного фонда.
у Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации копии:
-проекта акта Правительства Российской Федерации о переводе земельного участка Ставропольского лесхоза площадью 12 га в квартале 21 Тольяттинского лесничества с условным номером 63:09:03050005:001, переданного Тольяттинскому ОАО "Синтезкаучук" под временное пользование под профилакторий "Россиянка", пионерский лагерь "Солнечный" на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 21.03.1959 N 1302-Р (земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 с местоположением: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122 560кв.м.), с приложением документации о переводе земельного участка в составе земель лесного фонда в земли других категорий; документа о принятом по данному вопросу решении;
-иных документов о переводе указанного участка в составе земель лесного фонда в земли других категорий
у ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области копию кадастрового дела в отношении:
- земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 (предыдущим условным номером 63:09:03050005:001) с местоположением: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122 560кв.м.
у Администрация г.о. Тольятти:
-копию заявления ООО "Поволжская шинная компания" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:24 с местоположением: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122 560кв.м., с соответствующими приложениями.
От ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области поступила копия кадастрового дела в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:24 (предыдущим условным номером 63:09:03050005:001) с местоположением: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122 560кв.м, из которого суд установил, что постановка спорного участка на государственный кадастровый учет осуществлена на основании заявления Департамента управления государственным имуществом Администрации Самарской области в интересах землепользователя ОАО "Синтезкаучук" от 31.10.2003 г.
Также в материалах кадастрового дела содержится решение ФГБУ "ФКП Росреестра" от 14.02.2012 г. N 104 об исправлении технической ошибки: условный номер 63:09:03050005:001 является предыдущим номером земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:24.
Иные истребуемые доказательства и сведения третьими лицами суду не представлены.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации представило дополнительные пояснения, из которых следует, что в соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ в редакции, действовавшей до 10.12.2003 (далее - Лесной кодекс 1997 года), все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса 1997 года).
Норма, в соответствии с которой перевод земель поселений в земли иных категорий и земель иных категорий в земли поселений независимо от их форм собственности осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, была введена в Земельный кодекс Российской Федерации федеральным законом от 21.07.2005 N 111-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Впоследствии федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 8 Земельного кодекса Российской Федерации были внесены изменения, в соответствии с которыми перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Таким образом, суд первой инстанции верно отметил, что нормы, определяющие особый порядок перевода земель иных категорий в земли населенных пунктов, были введены после того, как спорному земельному участку были присвоена соответствующая категория.
В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации в первоначальной редакции от 30.10.2001 отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем Минприроды России сообщает, что Министерство не располагает проектом акта Правительства Российской Федерации о переводе спорного земельного участка, а также иными документами о переводе данного земельного участка в составе земель лесного фонда в земли других категорий.
Федеральное агентство лесного хозяйства представило дополнительные пояснения, из которых следует, что городские леса относились к категории защитности лесов первой группы (статья 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации).
Согласно Инструкции о порядке отнесения лесов к категориям защитности, утвержденной приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству N 157 от 24 сентября 1979 г., к городским лесам относились леса, находящиеся в границах утвержденной в установленном порядке городской черты городов, рабочих поселков и других населенных пунктов городского типа.
Городские леса выделялись одновременно с установлением (изменением) границ территории городов, рабочих поселков и других населенных пунктов городского типа.
Государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов на местах осуществляли лесхозы (лесничества), в границы которых входили городские леса.
Статьей 10 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ было установлено, что в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений - городские леса.
В соответствии со статьями 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, муниципального, городского округа, относятся к вопросам местного значения.
Согласно статье 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками, организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.
Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Приказ Рослесхоза от 18.12.2017 N 734 "Об определении количества лесничеств на землях населенных пунктов городского округа Тольятти Самарской области, занятых городскими лесами, и установлении их границ, признании утратившим силу отдельного положения приказа Рослесхоза от 30.12.2008 N 435" (далее - приказ Рослесхоза от 18.12.2017 N 734) издан на основании предложений администрации городского округа Тольятти Самарской области.
В рамках рассмотрения определения Арбитражного суда Самарской области Рослесхоз поручил ФГБУ "Рослесинфорг" представить информацию о расположении земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0101159:24, 63:09:03050005:001 относительно границ Тольяттинского лесничества.
В результате проведенной работы по графическому совмещению материалов лесоустройства Тольяттинского лесничества, созданного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 18.12.2017 N 734, с границами земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101159:24, пересечений не выявлено. В то же время в связи с тем, что кадастровый номер земельного участка 63:09:03050005:001 является условным, определить его местоположение не представляется возможным.
Статьей 91 Лесного кодекса установлено, что документированная информация о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах содержится в государственном лесном реестре, ведение которого, а также внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно приказу Минприроды России от 06.10.2016 N 514 "Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра" лесоустроительная документация содержится в государственном лесном реестре.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 83 Лесного кодекса органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
Документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, относится к общедоступной информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Документы о согласовании с Рослесхозом нормативного правового акта об исключении спорного земельного участка из состава лесного фонда в Рослесхозе отсутствуют.
Между тем, указанными государственными органами сведения о проведении работ по лесоустройству, которое в соответствии с положениями статьи 68 ЛК РФ, наряду с другими работами включает в себя, в том числе, проектирование лесничеств, лесопарков, лесных участков, таксацию лесов, об образовании спорного земельного участка из других земельных участков или документы, подтверждающие перевод спорного земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:24 (предыдущим условным номером 63:09:03050005:001), из категории земель лесного фонда в другую категорию, равно как и информация об издании правового акта Правительства Российской Федерации о переводе спорного участка из категории земель лесного фонда в иную категорию, суду не представлены.
В то же время в материалах дела (т. 1, л.д. 30) имеется ситуационный план спорного земельного участка с указанием на его предыдущий условный номер 63:09:03050005:001 с отметкой "планшет 164-Г. "ОАО "Синтезкаучук". 63:09:03050005:001. Инвентаризация земельного участка п/л "Солнечный", профилакторий "Россиянка", зона отдыха Центральный р-н", содержащий отметку "земли находятся во временном пользовании Директор Ставропольского лесхоза Улитин И.С.", заверенную соответствующей печатью "Федеральная служба лесного хозяйства России. Самарское управление лесами", согласованный со смежными землепользователями, МУП "Градостроительство" 12.08.1999, Земельным комитетом. Тольятти 19.08.1999.
Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
На основании пункта 2 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Однако материалы лесоустройства при рассмотрении настоящего спора уполномоченными органами суду не представлены, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовала возможность их исследования.
Кроме этого, третьими лицами не принято во внимание, что в период предоставления земельного участка для размещения пионерского лагеря и профилактория действовали нормы Земельного Кодекса РСФСР 1970 года (далее - ЗК РСФСР) и Лесного кодекса РСФСР 1978 года (далее - ЛК РСФСР).
Согласно статье 4 ЗК РСФСР вся земля в РСФСР входила в состав единого государственного земельного фонда, который в соответствии с основным целевым назначением земель включал в себя среди прочего земли государственного лесного фонда, а также земли курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения.
Согласно статье 3 ЛК РСФСР леса состояли в исключительной собственности государства.
В статье 113 ЗК РСФСР указано, что землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Земли государственного лесного фонда используются предприятиями, организациями и учреждениями для нужд лесного хозяйства и лесозаготовок. Для иных нужд земли государственного лесного фонда могут использоваться, если такое использование совместимо с интересами лесного хозяйства.
В силу абзаца 3 статьи 5 того же Кодекса отнесение земель к указанным категориям и перевод их из одной категории в другую производится в соответствии с перспективными планами использования единого государственного земельного фонда органами, принимающими решения о предоставлении этих земель, если иной порядок не предусмотрен законодательством Союза ССР и РСФСР.
Аналогичное понятие земель лесного фонда, а также аналогичные полномочия по переводу земель из одной категории в другую были определены Земельным кодексом РСФСР 1991 года (статьи 5 и 94 названного Кодекса).
Статьей 118 ЛК РСФСР предусматривалось, что лесоустройство включает систему государственных мероприятий, направленных на обеспечение рационального использования, повышения продуктивности, воспроизводства, охраны и защиты лесов, а также повышения культуры ведения лесного хозяйства, в частности: определение границ территорий лесохозяйственных предприятий, внутрихозяйственную организацию территорий лесохозяйственных предприятий государственных органов лесного хозяйства, а также территорий, занятых лесами, ведение лесного хозяйства в которых возложено на иные предприятия, учреждения и организации; определение лесных ресурсов, породного и возрастного состава лесов для установления расчетной лесосеки по рубкам главного пользования и размеров других видов лесных пользований, а также способов рубок; выявление участков, на которых необходимо проведение рубок ухода, санитарных рубок, рубок, связанных с реконструкцией малоценных лесных насаждений, осушения и других лесохозяйственных мероприятий; уточнение площадей, предназначенных для восстановления лесов и лесоразведения, и определение способов воспроизводства лесов; определение категорий защитности лесов и обоснование перевода лесов в случае необходимости из одной группы в другую; осуществление топографо-геодезических, лесобиологических и других обследований и изысканий, а также иных лесоустроительных действий.
Согласно статье 37 ЛК РСФСР допускался перевод лесных площадей в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, и соответствующие полномочия были отнесены к компетенции государственных органов в зависимости от категории лесов: в отношении лесов первой группы такое решение принималось постановлением Совета Министров РСФСР, а в отношении лесов второй и третьей группы - органами, определенными законодательством Союза ССР и РСФСР.
В соответствии со статьей 13 ЗК РСФСР полномочия по распоряжению земельными участками из земель государственного лесного фонда в случаях, предусмотренных статьей 110 Кодекса (служебные земельные наделы) были предоставлены исполнительным комитетам районных Советов народных депутатов, а из земель государственного лесного фонда общей площадью до 50 гектаров в районах с лесистостью от 50 процентов и выше и до 25 гектаров - в районах с лесистостью ниже 50 процентов - исполнительным комитетам областных, краевых Советов народных депутатов, Советам Министров автономных республик. Во всех других случаях, в том числе в части земельных участков для строительства санаторно-курортных и туристско-оздоровительных учреждений в курортных местностях и зонах отдыха в соответствии с перечнем, утверждаемым Советом Министров РСФСР, и для несельскохозяйственных нужд, для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, - земельные участки, независимо от их размеров, предоставление осуществлялось по постановлению Совета Министров РСФСР.
Обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается также правовой позицией, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации, где Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Управлением Росреестра по Самарской области суду представлена копия письма Администрации г.о. Тольятти от 24.10.2019 г. N 5500/2.1 по вопросу предоставления администрацией городского округа Тольятти в Рослесхоз уточненного описания границ Тольяттинского лесничества в целях дальнейшего внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости, согласно которому с целью обеспечения исполнения подпункта "б" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 28.12.2016 N Пр-2563 об обеспечении установления границ лесов, расположенных на землях населенных пунктов, и внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о таких лесах, администрацией городского округа Тольятти ведутся работы по уточнению описания границ Тольяттинского лесничества, в целях дальнейшего предоставления в Рослесхоз документов для организации лесничеств на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что земельный участок площадью 12,51 га был отведен и предоставлен в 1978 году на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 21.03.1959 N 1302-Р, государственного акта на право пользование землей от 28.08.1978 A-I N 103192 для пионерского лагеря, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, ФГБУ "Рослесинфорг" в лице филиала "Поволжский леспроект", Министерство природных ресурсов и экологии РФ, ГКУ СО "Самарские лесничества" не представили в материалы дела доказательства, опровергающие сведения, содержащиеся в ситуационном плане спорного земельного участка с указанием на его предыдущий условный номер 63:09:03050005:001 с отметкой "планшет 164-Г "ОАО "Синтезкаучук"; письме Ставропольского лесхоза от 19.10.1999 N 262, адресованного Тольяттинскому филиалу Самарской областной регистрационной палаты; планшете с границами 21 квартала Тольяттинского лесничества по материалам лесоустройства 1995 г.
Ни заявитель, ни третьи лица не обосновали законность действий по изменению статуса земельного участка лесного фонда, исключению его из границ Тольяттинского лесничества, уменьшению площади лесов, распоряжению федеральной собственностью органом местного самоуправления.
Согласно абзацу 13 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Поэтому в силу статей 12 и 13 ГК РФ суд считает невозможным применение в спорному земельному участку положений приказов Федерального агентства лесного хозяйства от 27.06.2007 N 294, от 30.12.2008 N 435, от 18.12.2017 N 734, а также постановку земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:24 с местоположением: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, зона отдыха, площадью 122 560 кв.м. в качестве земель населенного пункта.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности и иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
При этом согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли указанных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом.
Пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 3 статьи 27 ЗК РФ).
К перечню ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ отнесены участки из состава земель лесного фонда.
Аналогично пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов.
Понятие земель лесного фонда определено статьей 101 ЗК РФ.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
По смыслу указанной нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам (часть 1).
Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан и юридических лиц земельных участков из состава земель лесного фонда.
Следовательно, в соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в силу особого правового режим лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, обладают в отношении лесных участков только исключительным правом на приобретение права аренды таких земельных участков на условиях, которые установлены настоящим кодексом, федеральными законами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у регистрирующего органа имелись законные основания для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24.
В силу положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении от 01.07.1996 N 6/8, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд на основании вышеизложенного верно указал, что решение Управления от 15.02.2018 г. N 63/009/341/2017-7726, выраженное в уведомлении об отказе в государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:24 является законным, обоснованным и не нарушает права заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу от отказе в удовлетворении заявленных требований.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 декабря 2019 года по делу N А55-5320/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-5320/2018
Истец: ООО "Поволжская шинная компания"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Администрация г.о. Тольятти, БОНДАРЕНКО С.Ю, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1131/20
13.12.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-5320/18
29.01.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-41932/18
24.09.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10437/18
26.06.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-5320/18