г. Казань |
|
11 февраля 2019 г. |
Дело N А65-10165/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Сироткина Е.П. - представителя по доверенности от 20.07.2017,
от Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 18 по Республике Татарстан - Харитоновой О.И. - представителя по доверенности от 31.10.2018, Олехнович А.М. - представителя по доверенности от 12.12.2018,
от Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Татарстан - Моршед К.А. - представителя по доверенности от 27.12.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 18 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.08.2018 (судья Хафизов И.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А65-10165/2018
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о признании недействительной записи, внесенной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 18 по Республике Татарстан, за ГРН 6171690376357 от 26.07.2017 о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "КОТТ",
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее- ОАО "Российские железные дороги", ОАО "РЖД", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 18 по Республике Татарстан (далее - Инспекция) о признании недействительной записи, внесенной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 18 по Республике Татарстан от 26.07.2017 о прекращении деятельности общества с ограниченной деятельностью "КОТТ" (далее - ООО "КОТТ") (ОГРН 1151690069981).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.08.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.08.2018 по делу N А65-10165/2018 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 18 по Республике Татарстан, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Татарстан просит обжалуемые судебные акты отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Представители заявителя и представитель третьего лица в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ОАО "Российские железные дороги" отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, в Межрайонную ИФНС России N 18 по Республике Татарстан из Межрайонной ИФНС России N 14 по Республике Татарстан в отношении ООО "КОТТ" поступили:
- справка N 5965-0 от 22.03.2017 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- справка N 5965-С от 22.03.2017 об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов.
В связи с поступившей информацией, Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан было принято Решение N 8852 от 31.03.2017 о предстоящем исключении недействующего юридического лица - ООО "КОТТ", из Единого государственного реестра юридических лиц.
Сообщение о предстоящем исключении ООО "КОТТ" было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 13 (627) 2017 часть 2 от 05.04.2017/518.
Заявления кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица - ООО "КОТТ", направленных в регистрирующий орган в соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, не поступали.
В силу положений статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) 26.07.2017 за государственным регистрационным номером 6171690376357 Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан была внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении ООО "КОТТ" из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Не согласившись с внесенной записью налогового органа, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной записи, внесенной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 18 по Республике Татарстан ГРН 6171690376357 от 26.07.2017 о прекращении деятельности ООО "КОТТ", при этом ОАО "РЖД" сослалось на нарушение таким исключением своих прав и законных интересов ввиду утраты возможности принудительного взыскания с названного общества непогашенной задолженности перед ОАО "РЖД".
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав конкретные фактические обстоятельства, свидетельствующие о том, что ООО "КОТТ" фактически не прекратило деятельность, пришли к выводу о нарушении прав заявителя действиями регистрирующего органа.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые решение и постановление, исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктам 1 и 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица, к которым отнесены: непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету; такое юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 ГК РФ).
Между тем, исходя из конституционно-правового смысла положений статьи 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регистрирующий орган не может исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ лишь по формальным основаниям, указанным в пункте названной нормы права. Наличие данных признаков влечет исключение юридического лица из ЕГРЮЛ только в случае фактического прекращения организацией своей деятельности.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 06.12.2011 N 26-П, в определениях отN17.01.2012 N 143-О-О и от 17.06.2013 N 994-О, такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота
В постановлении от 18.05.2015 N 10-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Отделсервис" Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно приниматься с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 данной статьи гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением. Так, решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения; одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления; заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении; в случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.
Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1996 N 4-П, от 03.02.1998 N 5-П, от 28.05.1999 N 9-П, от 11.05.2005 N 5-П, от 20.02.2006 N 1-П, от 05.02.2007 N 2-П, от 19.07.2011 N 17-П, от 22.04.2013 N 8-П и от 27.06.2013 N 15-П).
Как усматривается из материалов дела, на момент внесения оспариваемой записи внесенной инспекцией за государственным номером ГРН 6171690376357 от 26.07.2017 в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ООО "КОТТ", в период, предшествовавший исключению из ЕГРЮЛ, имело перед у ОАО "Российские железные дороги" неисполненные гражданско-правовые обязательства.
Установлено, что согласно базе данных исполнительных производств имелись возбужденные исполнительные производства, в том числе по исполнительным документам налогового органа (третье лицо), датированным январь-апрель 2017, то есть в период проведения процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Из материалов дела следует, что в период с 2016 по март 2017 ООО "КОТТ" участвовало в судебных заседаниях по делам N А82-12333/2015, N А65-10644/2016, N А40-118407/2016, N А40-118407/2016 и вело активно деловую переписку с заявителем.
Учитывая данные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что, участвуя в судебных заседаниях по искам ООО "КОТТ" у ОАО "Российские железные дороги" отсутствовали основания предполагать, что в отношении ООО "КОТТ" инспекцией рассматривается вопрос об исключении его из ЕГРЮЛ в административном (внесудебном) порядке.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органа государственной власти могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии двух условий: если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенных положений следует, что судебная защита в форме оспаривания решений, действий (бездействия) субъектов публичной власти гарантируется любому лицу при наличии оснований полагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и они были нарушены.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявление ОАО "Российские железные дороги", с учетом установленных обстоятельств, которым дана соответствующая оценка по правилам главы 7 АПК РФ, принимая во внимание наличие задолженности перед заявителем, сделали правильный вывод о признании недействительной записи, внесенной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 18 по Республике Татарстан ГРН 6171690376357 от 26.07.2017 о прекращении деятельности ООО "КОТТ", тем самым учли интересы заявители и иных лиц, которые могут быть нарушены в результате совершения соответствующих регистрационных действий, что отвечает задачам арбитражного судопроизводства (статья 2 АПК РФ).
Надлежащих и достаточных доказательств, с достоверностью подтверждающих, что налоговый орган, на момент принятия решения, обладал всей необходимой информацией о неосуществлении юридическим лицом хозяйственной деятельности, необходимой для исключения юридического лица как недействующего, не представлено.
Выводы судов, проверены и признаны правомерными судом кассационной инстанции, как сделанные с учетом конкретных обстоятельств данного дела и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для иных выводов не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны аргументам апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка в оспариваемых судебных актах.
Ссылки заявителя на судебные акты по другим арбитражным делам, которыми установлены иные фактические обстоятельства, несостоятельны.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.08.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 по делу N А65-10165/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
...
Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1996 N 4-П, от 03.02.1998 N 5-П, от 28.05.1999 N 9-П, от 11.05.2005 N 5-П, от 20.02.2006 N 1-П, от 05.02.2007 N 2-П, от 19.07.2011 N 17-П, от 22.04.2013 N 8-П и от 27.06.2013 N 15-П)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 февраля 2019 г. N Ф06-42454/18 по делу N А65-10165/2018