г. Казань |
|
19 февраля 2019 г. |
Дело N А65-20028/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Дубровиной Е.О. (доверенность от 29.12.2018 N АШ-02/21004),
публичного акционерного общества "Карачаровский механический завод" - Большаковой А.Е. (доверенность от 04.12.2018 N 314),
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "КМЗ"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2018 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Корнилов А.Б., Рогалева Е.М.)
по делу N А65-20028/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Челны-Лифт" (ОГРН 1141650015110, ИНН 1650291285, г. Казань), общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Паритет" (ОГРН 1091650010330, ИНН 1650197130, г. Набережные Челны), общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Махалля" (ОГРН 1031616033448, ИНН 1650102315, г. Набережные Челны), общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Жилкомсервис" (ОГРН 1051614052456, ИНН 1650128345, г. Набережные Челны), общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Электротехников" (ОГРН 1081650020121, ИНН 1650186989, г. Набережные Челны), общества с ограниченной ответственностью "Энтузиаст" (ОГРН 1071650012664, ИНН 1650158981, Набережные Челны), общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Челныстройремонт" (ОГРН 1061650063881, ИНН 1650148743), публичного акционерного общества "КМЗ", к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714, г. Казань), с участием третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны (г. Набережные Челны), государственного унитарного предприятия "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан", с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: дочернего общества с ограниченной ответственностью "Жилищное управление "Бумажник", общества с ограниченной ответственностью ЖЭУ "Камстройсервис", некоммерческой организации "Фонд ЖКХ РТ", общества с ограниченной ответственностью "КМЗ-Татлифт", об оспаривании решений и предписаний,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Челны-Лифт" (далее - ООО "Челны-Лифт"), общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Паритет" (далее - ООО УК "Паритет"), общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Махалля" (далее - ООО УК "Махалля"), общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Жилкомсервис" (далее - ООО ПКФ "Жилкомсервис"), общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Электротехников" (далее - ООО УК "Электротехников"), общество с ограниченной ответственностью "Энтузиаст" (далее - ООО "Энтузиаст"), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Челныстройремонт" (далее - ООО УО "Челныстройремонт"), публичное акционерное общество "Карачаровский механический завод" (далее - ПАО "КМЗ"; ранее - открытое акционерное общество "Карачаровский механический завод" (далее - ОАО "КМЗ")) обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлениями об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, УФАС России по РТ) от 20.06.2017 по делу N 05-211/2016 и выданных на его основании предписаний.
В качестве третьих лиц, заявляющих самостоятельное требование относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны (далее - Исполком) и государственное унитарное предприятие "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (далее - ГУП "АГЗ РТ"); в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельное требование относительно предмета спора, к участию в деле привлечены дочернее общество с ограниченной ответственностью "Жилищное управление "Бумажник" (далее - ДООО ЖУ "Бумажник"), общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление "Камстройсервис" (далее - ООО ЖЭУ "Камстройсервис"), некоммерческая организация "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" (далее - НО "Фонд ЖКХ РТ"), общество с ограниченной ответственностью "КМЗ-Татлифт" (далее - ООО "КМЗ-Татлифт").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.01.2018 заявленные требования удовлетворены частично: решение антимонопольного органа от 20.06.2017 по делу N 05-211/2016 и оспариваемые предписания признаны незаконными в части признания ООО "Челны-Лифт", ООО "Энтузиаст", ООО ЖЭУ "Камстройсервис", ООО УК "Электротехников", ООО УК "Ремжилстрой", ООО УК "Паритет", ДООО ЖУ "Бумажник", НО "Фонд ЖКХ РТ", ПАО "КМЗ" нарушившими пункт 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции); в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 10.08.2018 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2018 по делу N А65-20028/2017 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2018 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.01.2018 отменено и по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе ПАО "КМЗ" просит отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В силу пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.
Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Товарным рынком признается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в устной форме, о которой свидетельствуют скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.
Наличие антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами может быть установлено не только посредством представления каких-либо документов, сведений, объяснений, но и путем оценки их поведения.
Как установлено антимонопольным органом, ООО "УО "Челныстройремонт", ООО Управляющая компания "Махалля", ООО "ПКФ "Жилкомсервие", ООО УЖК "Ключевое" в 2014-2016 годах были заключены договоры на техническое обслуживание лифтового оборудования с ООО "Челны-лифт".
В 2014-2016 годах платежи от населения за обслуживание лифтового оборудования многоквартирных жилых домов поступали на счета 5 организаций: ООО "Челнылифтмонтаж", ООО "Челнылифт", ООО "Челны-Лифт", ООО ТК "Татпромтек", ООО "Лифтпромсервис". При этом ООО "Челнылифтмонтаж", ООО "Челнылифт", ООО "Челны-Лифт" фактически подконтрольными одним и тем же физическим лицам.
В городе Набережные Челны действует 28 организаций, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами. Из них у двух организаций договоры на обслуживание лифтового оборудования большей части многоквартирных жилых домов заключены с ООО ТК "Татпромтек", у 10 организаций - с ООО "Лифтпромсервис", а у 16 организаций - с ООО "Челны-Лифт".
Исходя из выручки, полученной названными организациями от обслуживания лифтового оборудования в многоквартирных домах г. Набережные Челны, антимонопольным органом установлено, что на ООО "Челны-Лифт" в среднем за 2014-2015 годы приходилось более 55% рынка обслуживания лифтового оборудования многоквартирных домов г. Набережные Челны. Совокупная доля ООО "Челнылифт", ООО "Челнылифтмонтаж", ООО "Челны-Лифт" в указанный период составила 94,48% рынка. В 2016 году (по данным за три квартала) на долю ООО "Челны-Лифт" приходилось более 90% рынка. При этом ни в одном из рассматриваемых календарных годов доли ООО "Лифтпромсервис" и ООО ТК "Татпромтек" на рассматриваемом рынке не достигали значения в 5%, что свидетельствует о высокой концентрации рассматриваемого товарного рынка и затрудненном доступе на него.
Доля управляющих организаций на рынке обслуживания многоквартирных жилых домов г. Набережные Челны, оборудованных лифтовым оборудованием, рассчитана антимонопольным органом и составила 72,37% (из расчета обслуживаемой площади), а с учетом иных управляющих организаций, в домах которых обслуживание лифтового оборудования осуществляет исключительно (либо преимущественно) ООО "Челны-Лифт", доля составила 92,33%.
В 2015 году значительную часть дохода ООО "Челны-Лифт" (36,34%) составила деятельность по модернизации (капитальному ремонту) лифтового оборудования многоквартирных домов г. Набережные Челны в рамках реализации региональной программы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
ООО "Челны-Лифт" в 2015 году производило замену лифтового оборудования в 13 многоквартирных домах г. Набережные Челны, обслуживаемых ООО ЖЭУ "Камстройсервис", ООО УК "Паритет", ДООО ЖУ "Бумажник", ООО УО "Челныстройремонт", ООО "Энтузиаст", ООО УК "Электротехников", ООО ПКФ "Жилкомсервис", ООО УК "Махалля", ООО УК "Ремжилстрой". Всего было заменено 103 лифта. Общая сумма договоров с ООО "Челны-Лифт" составила 166 719 839 руб. Во всех указанных управляющих организациях обслуживание лифтового оборудования МКД осуществляет исключительно либо преимущественно ООО "Челны-Лифт".
Отбор организаций для проведения работ в рамках реализации указанной программы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов осуществлялся в порядке, установленном распоряжением Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 14.03.2014 N 10/р (далее - Распоряжение N 10/р).
В силу пункта 7 Распоряжения N 10/р функции по организации отбора подрядных организаций выполняются организацией, осуществляющей деятельность по управлению соответствующим многоквартирным домом.
Пунктом 8.1 Распоряжения N 10/р предусмотрено, что управляющая организация публикует в официальных источниках средств массовой информации, определенных органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования Республики Татарстан, и на сайте электронной системы "Мониторинг объектов жилищного фонда" (далее - Система) извещение о проведении отбора подрядной организации для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку не позднее, чем за три рабочих дня до даты проведения отбора.
Информационные сообщения о проведении отбора в части замены лифтового оборудования в рассматриваемых 13 домах были размещены по заказу управляющих организаций в газете "Шахри Чаллы" N 3 (4179) от 21.01.2015, выходящей на татарском языке.
Для участия во всех 13 - ти отборах заявки были поданы только двумя организациями: ООО "Челны-Лифт" и ОАО "Карачаровский механический завод".
Согласно приложениям N 1 к протоколам отбора все заявки ООО "Челны-Лифт" были зарегистрированы в 8:00 утра, а все заявки ОАО "Карачаровский механический завод", расположенного в г. Москве, в 9:30 утра 21.01.2015, т.е. непосредственно в день публикации в печатном издании извещения о проведении отбора. При этом заявки были поданы непосредственно в управляющие компании. Между тем, в извещениях о проведении отбора не содержалось сведений о необходимости подачи заявок в адрес управляющих организаций.
По итогам проведения всех отборов победителем признано ООО "Челны-Лифт", с которым НО "Фонд ЖКХ РТ" (региональный оператор) были заключены договоры подряда во исполнение пункта 12 Распоряжения N 10/р.
С целью выполнения работ по заключенным договорам ООО "Челны-Лифт" заключило договор поставки от 03.02.2015 N 267-15-008 лифтового оборудования с ООО "КМЗ-Татлифт" (ИНН 1657127407), являющимся официальным представителем ОАО "Карачаровский механический завод" в Республике Татарстан.
Решением Татарстанского УФАС России от 20.06.2017 по делу N 05-211/2016 ООО "Челны-Лифт", ООО УО "Челныстройремонт", ООО УК "Махалля", ООО "ПКФ "Жилкомсервис", ООО "Энтузиаст", ООО ЖЭУ "Камстройсервис", ООО УК "Электротехников", ООО УК "Ремжилстрой", ООО УК "Паритет", ДООО ЖУ "Бумажник", НО "Фонд ЖКХ РТ", ПАО "КМЗ" признаны нарушившими пункт 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении и исполнении соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий к доступу на товарный рынок замены лифтового оборудования многоквартирных домов г. Набережные Челны, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании указанного решения Татарстанское УФАС России выдало ООО "Челны-Лифт", ООО УО "Челныстройремонт, ООО УК "Махалля", ООО "ПКФ "Жилкомсервис", ООО "Энтузиаст", ООО ЖЭУ "Камстройсервис", ООО УК "Электротехников", ООО УК "Ремжилстрой", ООО УК "Паритет", ДООО ЖУ "Бумажник", НО "Фонд ЖКХ РТ", ПАО "КМЗ" предписания об устранении допущенного нарушения путем прекращения исполнения соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок замены лифтового оборудования многоквартирных домов г. Набережные Челны.
Суд апелляционной инстанции признал, что в результате публикации извещений о проведении отбора подрядной организации в печатном издании, выходящем только на татарском языке, а также неопубликования извещений на сайте электронной системы "Мониторинг объектов жилищного фонда" были нарушены принципы открытости отбора, состязательности сторон, что не позволило (или существенно затруднило) потенциальным участникам отбора подать заявки на участие в нем; одновременная подача заявок ООО "Челны-Лифт" и ОАО "КМЗ" в адрес управляющих организаций свидетельствовала о предварительном согласовании с организаторами отбора реального (не соответствующего информации, размещенной в печатном издании) места приема заявок; между участниками и организаторами отбора были заблаговременно согласованы предложенные условия выполнения работ с целью обеспечения победы заранее определенного кандидата.
Как отмечено судом, действия участников отбора были им заранее известны и вызваны совместными интересами друг друга, а не обстоятельствами, в равной мере влияющими на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Допуск организаций и иных лиц на рынок замены лифтового оборудования в многоквартирных домах г. Набережные Челны находится в полной зависимости от действий организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, поскольку именно управляющие компании занимаются отбором таких организаций.
В результате заключения антиконкурентного соглашения был ограничен доступ иным хозяйствующим субъектам на рынок замены лифтового оборудования многоквартирных домов г. Набережные Челны. ООО "Челны-Лифт" получило необоснованное преимущество также и на рынке обслуживания лифтового оборудования.
Собранная управлением совокупность допустимых, относимых, достоверных доказательств противоправной договоренности (в их взаимной связи) не опровергнута заявителями теми или иными относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами, что в силу части 2 статьи 71 АПК РФ позволило апелляционному суду прийти к обоснованному выводу о законности решения антимонопольного органа.
В рассматриваемом случае суд второй инстанции также признал, что антимонопольным органом был проведен анализ состояния конкуренции при замене лифтового оборудования в конкретных многоквартирных домах г. Набережные Челны. Основания для переоценки данного вывода у суда кассационной инстанции отсутствуют (статья 286 АПК РФ).
Кассационная инстанция полагает, что суд апелляционной инстанций правильно определил предмет доказывания по делу, установил содержание материалов антимонопольного производства, исследовал и оценил выводы управления.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы суда апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки суда при принятии обжалуемого акта. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2018 по делу N А65-20028/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Карачаровский механический завод"" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей как излишне уплаченную по платежному поручению от 17.12.2018 N 16511. Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в устной форме, о которой свидетельствуют скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.
...
Решением Татарстанского УФАС России от 20.06.2017 по делу N 05-211/2016 ООО "Челны-Лифт", ООО УО "Челныстройремонт", ООО УК "Махалля", ООО "ПКФ "Жилкомсервис", ООО "Энтузиаст", ООО ЖЭУ "Камстройсервис", ООО УК "Электротехников", ООО УК "Ремжилстрой", ООО УК "Паритет", ДООО ЖУ "Бумажник", НО "Фонд ЖКХ РТ", ПАО "КМЗ" признаны нарушившими пункт 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении и исполнении соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий к доступу на товарный рынок замены лифтового оборудования многоквартирных домов г. Набережные Челны, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 февраля 2019 г. N Ф06-43635/19 по делу N А65-20028/2017
Хронология рассмотрения дела:
19.02.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-43635/19
24.10.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13539/18
10.08.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-34893/18
16.07.2018 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-36244/18
17.04.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3464/18
17.01.2018 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-20028/17
31.10.2017 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-30887/17
23.10.2017 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-30192/17
25.09.2017 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-25895/17
19.09.2017 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-26524/17
11.09.2017 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-22297/17