г. Казань |
|
05 марта 2019 г. |
Дело N А65-16002/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей :
истца - Безотосной А.Д. (доверенность от 26.03.2018),
ответчика - Хасанова Р.Н. (доверенность от 20.06.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Айман"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.08.2018 (судья Хуснутдинова А.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Балакирева Е.М., Николаева С.Ю.)
по делу N А65-16002/2018
по исковому заявлению муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", г. Казань (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674) к обществу с ограниченной ответственностью "Айман", г. Казань (ОГРН 1021603276793, ИНН 1658008963) о взыскании суммы долга в размере 575 095,14 руб., пени в размере 272 780,71 руб.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - Комитет земельных и имущественных отношений, Комитет, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Айман" (далее - ООО "Айман", ответчик, Общество) о взыскании 575 095,14 руб. долга за период с 01.12.2015 по 31.03.2017 и 272 780,71 руб. пени, начисленные за период с 16.12.2015 по 23.11.2017.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.08.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018, исковое заявление удовлетворено частично. С ООО "Айман" в пользу Комитета земельных и имущественных отношений взыскано 572 719,37 руб. долга, 272 179,64 руб. пени, в удовлетворении остальной части иска отказано.
ООО "Айман" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель истца, считая доводы жалобы несостоятельными, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, во исполнение постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 17.09.2008 N 5652 между Комитетом земельных и имущественных отношений (арендодатель) и ООО "Айман" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 06.02.2009 N 13374 (далее - договор аренды от 06.02.2009), по условиям которого арендатору сроком на 49 лет предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:50:110701:6, площадью 950 кв. м, расположенный по адресу: г. Казань, Ново-Савиновский район, ул. Гаврилова, д. 30В (литер А), с разрешенным использованием, целевое назначение земельного участка: занимаемый зданием автомобильной газозаправочной станции.
Пунктом 3.1 договора аренды от 06.02.2009 предусмотрено, что арендная плата исчисляется с 01.10.2008.
Согласно пункту 3.3 договора аренды от 06.02.2009 арендатор вносит арендную плату ежемесячно не позднее 15 числа каждого текущего месяца.
В случае несвоевременного внесения арендатором арендной платы арендатор обязуется оплатить арендодателю неустойку (пени) в размере 0,1% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки (пункт 3.5 договор аренды от 06.02.2009).
Исходя из пункта 3.6 договора аренды от 06.02.2009 размер арендной платы не является фиксированным и изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения, введения иных ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) уполномоченным органом государственной власти Республики Татарстан, органом местного самоуправления г. Казани без согласования с Арендатором, а также в случае перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Рассчитывая размер арендной платы за спорный период (2015 - 2017 годы), Комитет руководствовался положениями постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате за землю" по формуле: А = Рс х Кф, где А - размер годовой арендной платы за земельный участок; Рс - ставка земельного налога; Кф - поправочный коэффициент к ставке земельного налога, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка, указанный в приложении к Положению о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена.
Величина ежемесячной арендной платы за пользование земельным участком в спорный период составила 36 824,49 руб.
Впоследствии 21.03.2017 ООО "Айман" (покупатель) приобрело в собственность по договору купли-продажи N 24699, заключенному с Комитетом земельных и имущественных отношений, земельный участок с кадастровым номером 16:50:110701:6, площадью 950 кв. м, расположенный по адресу: г. Казань, Ново-Савиновский район, ул. Гаврилова.
Утверждая, что ООО "Айман" принятые на себя в соответствии с условиями заключенного договора аренды от 06.02.2009 обязательства не исполнило, образовалась задолженность за период с 01.12.2015 по 31.03.2017 в размере 575 095,14 руб., направленная в адрес ответчика претензия от 28.11.2017 N 15394 с требованием о погашении образовавшейся задолженности по арендной плате и пени оставлена без ответа, Комитет земельных и имущественных отношений обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Суды первой и апелляционной инстанций установили факты наличия между сторонами арендных правоотношений и передачи земельного участка арендатору во временное владение и пользование, а также ненадлежащее исполнение им обязательства по внесению арендных платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 указано, что регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ (в редакции, действующей с 01.03.2015) если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Исходя из положений подпункта 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате за землю" утверждено Положение о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена.
Данным постановлением установлено, что при определении размера арендной платы используется, в том числе кадастровая стоимость земельного участка (как составляющая ставки земельного налога) и поправочный коэффициент, учитывающий разрешенное использование земельного участка.
В соответствии с приложением N 1 к указанному Положению поправочный коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка под объекты автосервиса и автозаправочные станции, составляет 4,5.
Согласно постановлению Исполнительного комитета г. Казани от 08.02.2012 N 647 плата за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, определяется в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 N 74.
Действительно, согласно кадастровой выписке о земельном участке от 20.09.2012 N 1600/301/12-419269 земельный участок с кадастровым номером 16:50:110701:6 имеет вид разрешенного использования: строительство автомобильных газозаправочных станций сжиженного газа компактного типа.
Однако, как следует из материалов дела и установлено судами, спорный земельный участок используется под размещение объекта недвижимости, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.08.2005. Доказательств того, что после государственной регистрации права собственности истца на завершенный строительством объект его строительство продолжается, в деле не имеется.
При таких обстоятельствах суды при расчете размера арендной платы правильно применили коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка под объекты автосервиса и автозаправочные станции, в размере 4,5.
Проверив расчет арендной платы, представленный истцом, и признав его неверным, поскольку Комитетом не было учтено, что 30.03.2017 за ответчиком зарегистрировано право собственности на спорный земельный участок, и установив, что за спорный период у ООО "Айман" образовалась задолженность за период с 01.12.2015 по 29.03.2017 в сумме 572 719,37 руб., руководствуясь статьей 65 ЗК РФ, статьями 309, 614 ГК РФ, удовлетворили в указанной части требования Комитета. Кроме того, суды, руководствуясь пунктом 1 статьи 330 ГК РФ, начислили на указанную сумму долга неустойку за период с 16.12.2015 по 23.11.2017 в размере 272 780,71 руб. Суды с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", оснований для снижения размера неустойки в соответствии с положениями статьи 333 ГК РФ не усмотрели.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на необходимость уменьшения размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ не принимается в связи с тем, что суд кассационной инстанции не вправе снизить размер взысканной неустойки на основании статьи 333 ГК РФ по мотиву несоответствия ее последствиям нарушения обязательства, а равно отменить или изменить решение суда первой инстанции или постановление суда апелляционной инстанции в части снижения неустойки с направлением дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, поскольку определение судом конкретного размера неустойки не является выводом о применении нормы права (часть 3 статьи 286 АПК РФ).
Довод заявителя жалобы о том, что арендная плата за спорный период должна быть установлена в размере 2 % от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", поскольку данный расчет применялся истцом за предыдущий период, что подтверждается вступившим в законную силу судебным актом от 21.08.2014 по делу N А65-11732/2014, был предмет исследования суда апелляционной инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка.
Федеральный законодатель, закрепив принцип самостоятельного установления субъектами земельных правоотношений размера арендной платы по договорам аренды (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ), предоставил полномочия по правовому регулированию порядка определения размера арендной платы органам государственной власти, органам местного самоуправления, в зависимости от вида права собственности на землю. Указанное постановление от 16.07.2009 N 582 подлежит применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Соответствующая правовая позиция изложена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2015 N 306-ЭС14-6558, от 27.08.2015 N 309-ЭС14-7950, от 21.09.2015 N 303-КГ15-6224, в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014 N 22-АПГ14-4, а также в Обзоре практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (вопрос N 7).
В пункте 4 статьи 39.7 ЗК РФ, применяемой с 01.03.2015, также приведены случаи, в которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленной в отношении федеральных земель.
Доводы о принадлежности арендуемого у Комитета земельного участка на праве собственности Российской Федерации, Обществом не заявлены и не доказаны, спорный земельный участок находится в муниципальной собственности, на данном участке располагается здание автомобильной газозаправочной станции.
Установив данные обстоятельства, суды двух инстанций правомерно определили размер арендной платы за спорный земельный участок в сумме, рассчитанной в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате за землю".
Судебные инстанции по настоящему делу также правомерно не приняли во внимание судебный акт по делу N А65-11732/2014, поскольку после 21.08.2014 возникли новые обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда при принятии решения по указанному делу в 2014 году, а именно: механизм исчисления арендной платы.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьями 110 и 112 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.08.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018 по делу N А65-16002/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральный законодатель, закрепив принцип самостоятельного установления субъектами земельных правоотношений размера арендной платы по договорам аренды (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ), предоставил полномочия по правовому регулированию порядка определения размера арендной платы органам государственной власти, органам местного самоуправления, в зависимости от вида права собственности на землю. Указанное постановление от 16.07.2009 N 582 подлежит применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Соответствующая правовая позиция изложена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2015 N 306-ЭС14-6558, от 27.08.2015 N 309-ЭС14-7950, от 21.09.2015 N 303-КГ15-6224, в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014 N 22-АПГ14-4, а также в Обзоре практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (вопрос N 7).
В пункте 4 статьи 39.7 ЗК РФ, применяемой с 01.03.2015, также приведены случаи, в которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленной в отношении федеральных земель."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 марта 2019 г. N Ф06-44137/19 по делу N А65-16002/2018