г. Казань |
|
04 апреля 2019 г. |
Дело N А57-6163/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Арукаевой И.В.,
при участии представителей:
истца - Некрасовой Е.В. (доверенность от 11.05.2016),
ответчика - Скороход А.В. (доверенность от 20.04.2018),
в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.10.2018 (судья Ефимова Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2018 (председательствующий судья Шалкин В.Б., судьи Котлярова А.Ф., Никольский С.В.)
по делу N А57-6163/2018
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" (ОГРН 1076450006280, ИНН 6450925977) к обществу с ограниченной ответственностью "Промэнергосбыт" (ОГРН 1056403929383, ИНН 6439058167) о взыскании, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Электросеть 64", общество с ограниченной ответственностью "Электросеть", общество с ограниченной ответственностью "Электросетевая компания", общество с ограниченной ответственностью "СК Центр-Энерго", общество с ограниченной ответственностью "Промэнерго", публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы", общество с ограниченной ответственностью "Моссбыт",
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" (далее - ПАО "МРСК Волги", истец") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Промэнергосбыт" (далее - ООО "Промэнергосбыт", ответчик) о взыскании стоимости услуг по передаче электрической энергии по договору от 25.03.2010 N 82 за период с августа по декабрь 2017 года в сумме 5 974 917,84 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Электросеть 64", общество с ограниченной ответственностью "Электросеть", общество с ограниченной ответственностью "Электросетевая компания", общество с ограниченной ответственностью "СК Центр-Энерго", общество с ограниченной ответственностью "Промэнерго", публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС"), общество с ограниченной ответственностью "Моссбыт".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.10.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2018, иск ПАО "МРСК Волги" удовлетворен.
В кассационной жалобе ООО "Промэнергосбыт" просит отменить названные решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске, считая, что судами неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права. Доводы ответчика подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
ПАО "МРСК Волги" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Третьи лица надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как видно из материалов дела, 25.03.2010 между ПАО "МРСК Волги" (исполнитель) и ООО "Промэнергосбыт" (заказчик) был заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 82 (далее - договор), по условиям которого исполнитель принял на себя обязательство оказать заказчику услуги по передаче электрической энергии до точек поставки потребителям, заключившим договор купли-продажи (энергоснабжения) с заказчиком, а исполнитель принял обязательство оплачивать эти услуги.
Приложениями N 2 и N 3 к договору стороны согласовали точки поставки и перечень расчетных приборов учета.
В соответствии с пунктом 6.4. договора (в редакции дополнительного соглашения N 7) окончательный расчет за оказанные услуги по передаче электроэнергии осуществляется до 20 числа месяца следующего за расчетным.
По окончании расчетных периодов август-декабрь 2017 года в соответствии с условиями договора ПАО "МРСК Волги" направило в адрес ООО "Промэнергосбыт" акты об оказании услуг по передаче электроэнергии и акты об объеме переданной электрической энергии, которые последний подписал с разногласиями.
ООО "Промэнергосбыт" оплатил оказанные услуги частично, что послужило основанием для обращения ПАО "МРСК Волги" в арбитражный суд с настоящим иском.
В статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами (статьи 309 и 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, который является публичным.
В силу статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В процессе рассмотрения дела сторонами проводились меры по урегулированию спора, подписаны протоколы согласительной комиссии от 31.05.2018 N N4, 5, 6, 7, 8.
По данным ПАО "МРСК Волги" объем услуг составил:
- за август 2017 года - 3 134 068 кВт/ч и 0,525 МВт стоимостью 9 528 220,91 руб. (в т.ч. НДС),
- за сентябрь 2017 года - 3 444 674 кВт/ч и 0,452 МВт стоимостью 9 967 065,11 руб. (в т.ч. НДС);
- за октябрь 2017 года - 6 682 708 кВт/ч и 0,429 МВт стоимостью 16 410 716,74 руб. (в т.ч. НДС);
- за ноябрь 2017 года - 6 707 057 кВт/ч и 0,445 МВт стоимостью 16 707 547,17 руб. (в т.ч. НДС);
- за декабрь 2017 года - 6 515 787 кВт/ч и 0,466 МВт стоимостью 16 438 503,32 руб. (в т.ч. НДС).
По данным ООО "Промэнергосбыт" объем оказанных услуг составил:
- за август 2017 года - 2 840 113 кВт/ч и 0,0348 МВт стоимостью 8 425 859,77 руб. (в т.ч. НДС),
- за сентябрь 2017 года - 3 136 469 кВт/ч и 0,305 МВт стоимостью 8 776 639,59 руб. (в т.ч. НДС);
- за октябрь 2017 года - 6 349 356 кВт/ч и 0,348 МВт стоимостью 15 252 862,13 руб. (в т.ч. НДС);
- за ноябрь 2017 года - 6 377 962 кВт/ч и 0,279 МВт стоимостью 15 444 098,74 руб. (в т.ч. НДС);
- за декабрь 2017 года - 6 178 582 кВт/ч и 0,301 МВт стоимостью 15 177 675,18 руб. (в т.ч. НДС).
Учитывая оплаченную часть задолженности, неоплаченная часть оказанных услуг составила 5 974 917,87 руб., из которых:
- за август 2017года - 1 102 361,14 руб.,
- за сентябрь 2017 года - 1 190 425,52 руб.,
- за октябрь 2017 года - 1 157 854,61 руб.,
- за ноябрь 2017 года - 1 263 448,43 руб.,
- за декабрь 2017 года - 1 260 828,14 руб.
Указанная задолженность за услуги по передаче электрической энергии сложилась по причине исключения ООО "Промэнергосбыт" из объемов оказанных услуг по передаче электрической энергии величин по потребителям: Комов С.Н., общество с ограниченной ответственностью "АТР-Холдинг", САМК "Иргиз", публичное акционерное общество "Мегафон", общество с ограниченной ответственностью "Промэнерго", общество с ограниченной ответственностью "Эвис", общество с ограниченной ответственностью "Стальмонтажконсткций", индивидуальный предприниматель Карунас И.Ф., общество с ограниченной ответственностью "Зенит-ЛТД", общество с ограниченной ответственностью "Амазонит", индивидуальный предприниматель Жизнев А.В., Силин С.Н., общество с ограниченной ответственностью "Электротехкомплект",, индивидуальный предприниматель Филиппов А.З., индивидуальный предприниматель Рудик В.В., индивидуальный предприниматель Венедиктов Т.А., индивидуальный предприниматель Халилов Р.С, общество с ограниченной ответственностью "Перигей", индивидуальный предприниматель Белов А.Д., индивидуальный предприниматель Мкртчян В.Ш., индивидуальный предприниматель Ситник В.В., индивидуальный предприниматель Тарабрин В.Н., индивидуальный предприниматель Гришаев Ю.А., общество с ограниченной ответственностью "Живая природа", индивидуальный предприниматель Гуров Г.Н., индивидуальный предприниматель Аванесян А.А., общество с ограниченной ответственностью "АвтоАгрегатКомплект", Панькин В.И., индивидуальный предприниматель Тихонов А.В., Хабеев Р.Р., общество с ограниченной ответственностью "ВТК-2003", общество с ограниченной ответственностью "Элион-Парк", общество с ограниченной ответственностью "УТЭК", индивидуальный предприниматель Ломов В.И., общество с ограниченной ответственностью "Лента" (далее - спорные потребители).
ООО "Промэнергосбыт" ссылается на то, что в период с августа декабрь 2017 года договор в части спорных точек поставки прекратил свое действие в порядке статьи 416 ГК РФ в связи с невозможностью исполнения.
Согласно условиям представленного в материалы дела договора аренды от 01.01.2013 N 130101, заключенного между ООО "Промэнерго" и ПАО "МРСК Волги", последнему на правах аренды были переданы объекты электросетевого хозяйства - КЛ 6 кВ N5 от ПС 220/110/35/6 кВ "Балаковская, КЛ 6 кВ N8 от ПС 220/110/35/6 кВ "Балаковская, КЛ 6 кВ N10 от ПС 220/110/35/6 кВ "Балаковская, КЛ 6 кВ N16 от ПС 220/110/35/6 кВ "Балаковская".
Вместе с тем, договор аренды от 01.01.2013 N 130101 был расторгнут ООО "Промэнерго" в одностороннем порядке. Указанные объекты электросетевого хозяйства были переданы сетевой организацией ООО "Промэнерго" лицу, не являющемуся территориальной сетевой организацией - обществу с ограниченной ответственностью "Моссбыт" по договору аренды от 01.07.2017 N 43 АП-17.
12.09.2017 между публичным акционерным обществом "ФСК ЕЭС" и ООО "Промэнергосбыт" был заключен договор оказания услуг по передаче электроэнергии N 1312/П, в целях обеспечения оказания услуг по передаче электрической энергии спорным потребителям.
С учетом изложенного, ООО "Промэнергосбыт" полагает, что в отношении указанных потребителей ПАО "МРСК Волги" не оказывало услуги по передаче электрической энергии в исковой период, так как данные услуги оказывались ПАО "ФСК ЕЭС".
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций обоснованно исходили их следующего.
Как следует из статьи 3 Закона об электроэнергетике, услугами по передаче электрической энергии признается комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями. Указанные действия осуществляются сетевыми организациями.
Потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги (пункты 8, 12 Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12,2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Передача электроэнергии может осуществляться с использованием объектов электросетевого хозяйства, относящихся к единой национальной электрической сети (далее - ЕНЭС) (по магистральным сетям) или при помощи объектов, не входящих в ЕНЭС (по распределительным сетям). Территориальные сетевые организации оказывают услуги по распределительным сетям (статья 3, пункты 1,4 статьи 41 Закона об электроэнергетике).
ПАО "ФСК ЕЭС" является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) сетью.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 9 Закона об электроэнергетике, организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети субъектам оптового рынка, лицам, имеющим на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к единой национальной (общероссийской) электрической сети, услуги по передаче электрической энергии, купля-продажа которой осуществляется субъектами оптового рынка на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств.
Как верно указано судами, ответчик не относится ни к одному из поименованных в статье 9 Закона об электроэнергетики субъектов, следовательно, у него отсутствует правовое основание заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети с ПАО "ФСК ЕЭС".
В пункте 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, определено, что документами, подтверждающими технологическое присоединение, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией, к чьим сетям присоединены энергопринимающие устройства потребителя.
Пунктом 2 Правил N 861 установлено, что акт об осуществлении технологического присоединения (акт о технологическом присоединении) - документ, составленный по окончании процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям и подтверждающий технологическое присоединение в установленном порядке. Процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей устанавливают Правила N861.
Между тем доказательств соблюдения спорными потребителями вышеуказанной процедуры технологического присоединения, в том числе выполнение ПАО "ФСК ЕЭС" физического соединения (контакт) объектов электросетевого хозяйства ПАО "ФСК ЕЭС", и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) спорных потребителей, ответчиком вопреки требованиям статьи 64 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Судами правильно отмечено, что представленный ответчиком акт технологического присоединения от 25.07.2017 не является документом о технологическом присоединении спорных потребителей к сетям ПАО "ФСК ЕЭС". Данный документ отображает разграничение балансовой принадлежности между объектами ООО "Промэнерго" и ПАО "ФСК ЕЭС".
Также согласно пункту 8 (2) Правил N 861 к объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей может осуществляться только на уровне напряжения 110 кВ и выше.
Из представленных в материалы дела актов разграничения балансовой принадлежности следует, что спорные потребители не имеют технологического присоединения на уровне напряжения 110 кВ и выше, следовательно, данные потребители не могут быть присоединены к сетям ЕНЭС в силу прямого указания в законе.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", деятельность по передаче электрической энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественной монополии, соответственно, подлежит государственному регулированию и контролю в порядке, установленном действующим законодательством.
Согласно пункту 4 статьи 426 ГГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Принцип недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии предусматривает равные условия предоставления указанных услуг их потребителям, расположенным в одном регионе и принадлежащим к одной группе (категории), и равные тарифы (пункты 3, 42 Правил N 861).
Реализация этого принципа осуществляется через котловую экономическую модель, в рамках которой потребитель услуг вступает в правоотношения с одной из сетевых организаций ("котлодержателем") вне зависимости от того, сколько сетевых организаций фактически задействовано в передаче электроэнергии до этого потребителя.
При модели "котел снизу" услуги оплачиваются сетевой организации, к которой присоединены энергопринимающие устройства потребителя, при модели "котел сверху" - одной из сетевых организаций, участвующих в котловой модели, определенной регулирующим органом.
С 2008 года в субъектах Российской Федерации оплата услуг по передаче электроэнергии осуществляется по котловой экономической модели взаиморасчетов (приказ Федеральной службы по тарифам Российской Федерации (далее - ФСТ РФ) от 31.07.2007 N 138-э/6, информационное письмо ФСТ РФ от 04.09.2007 N ЕЯ-5133/12 "О введении котлового метода расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии").
Согласно этой модели все потребители услуг по передаче электроэнергии, относящиеся к одной группе, оплачивают эти услуги по единому (котловому) тарифу, за счет которого осуществляется сбор необходимой валовой выручки сетевых организаций региона, входящих в "котел". Полученная котловая выручка распределяется между смежными сетевыми организациями через индивидуальные тарифы, обеспечивая тем самым необходимую валовую выручку каждой из них (пункт 3 Основ ценообразования, пункты 49, 52 Методических указаний N 20-э/2).
Все сетевые организации региона, вошедшие в "котел", в расчетах должны следовать котловой модели взаиморасчетов. Тарифы рассчитываются как соотношение экономически обоснованных затрат сетевой организации на оказание услуг и ожидаемых объемов перетока электроэнергии. При установлении тарифов принимаются во внимание те объекты электросетевого хозяйства, которые находятся в законном владении сетевой организации на момент принятия тарифного решения.
Данные выводы следуют из статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пунктов 6, 46-48 Правил N 861, пункта 3 Основ ценообразования N 1178.
Разумные ожидания сетевых организаций в условиях добросовестного исполнения ими своей деятельности сводятся к получению той необходимой валовой выручки и тем способом, которые запланированы при утверждении тарифа. Именно эти интересы подлежат судебной защите. Тарифным решением по существу утверждается план экономической деятельности сетевой организации, придерживаясь которого сетевая организация вправе рассчитывать на получение необходимой валовой выручки за счет оплаты потребителями оказываемых ею услуг.
Руководствуясь нормами пунктов 12 и 17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, ПАО "МРСК Волги" направляло в Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области, предусмотренные законодательством документы, в том числе документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты).
Согласно пунктов 49 и 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2 НВВ любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций, а расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Таким образом, в рамках котловой модели оплаты услуг потребитель заказывает "доставку" электроэнергии до своего энергопринимающего устройства у одного исполнителя, который осуществляет транспортировку энергоресурса как самостоятельно, так и с привлечением иных сетевых организаций, однако исполнитель отвечает перед потребителем за действия всех соисполнителей как за свои собственные.
В этом случае местом исполнения обязательств сетевой организации по оказанию услуг будет являться точка поставки, расположенная на границе балансовой принадлежности энергопринимающего устройства потребителя и сетей последней из сетевых организаций, задействованных в передаче электроэнергии, либо точка присоединения энергопринимающего устройства потребителя электроэнергии к бесхозяйной сети или объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии (пункты 2, 5 Правил N 861).
Данная правовая позиция отражена в определении Верховного суда Российской Федерации от 11.08.2016 по делу N А40-16891/2015.
Согласно постановлениям Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее - КГРТ Саратовской области) от 28.12.2016 N 78/13 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Саратовской области" и от 28.12.2016 N 78/7 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов филиала ПАО "МРСК Волги" - "Саратовские распределительные сети" с территориальными сетевыми организациями на 2017 год" ПАО "МРСК Волги" определено как "котлодержатель" на территории Саратовской области.
Таким образом, судами верно установлено, что на 2017 год ПАО "МРСК Волги" является определенной регулирующим органом сетевой организацией, у которой потребитель "заказывает" доставку электроэнергии.
Представленный в соответствии с определением Арбитражного суда Саратовской области от 21.06.2018 в материалы дела ответ КГРТ Саратовской области от 05.07.2018 N 04-09-964/кгрт подтверждает позицию ПАО "МРСК Волги" о том, что тарифные решения на 2017 год были сформированы таким образом, что ООО "Промэнергосбыт" обязано осуществить платеж, в том числе по спорным точкам в адрес ПАО "МРСК Волги". В письме тарифного органа указано, что "в тарифных решениях на 2017 год сбытовая компания ООО "Промэнергосбыт" учтена как плательщик услуг по передаче электроэнергии ПАО "МРСК Волги" в отношении всех точек поставок потребителей электрической энергии согласно договоров на оказание услуг, действующих на 31.12.2016".
Следовательно, судами правильно установлено, что именно ПАО "МРСК Волги" является получателем денежных средств за "доставку" электроэнергии спорным потребителям.
ПАО "ФСК ЕЭС" является регулируемой сетевой организацией, установление тарифов для которой осуществляется федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), тарифы для ПАО "ФСК ЕЭС" устанавливаются исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) на соответствующий расчетный период регулирования. Федеральная антимонопольная служба в прогнозном балансе определяет прогнозные величины заявленной мощности потребителей услуг по передаче электрической энергии по сетям, отнесенным к объектам электросетевого хозяйства единой национальной (общероссийской) электрической сети, по информации, представленной организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и сформированной с учетом предложений потребителей услуг по передаче электрической энергии по сетям, отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
При этом решение в отношении потребителей, не являющихся территориальными сетевыми организациями, могут приниматься суммарно по субъекту Российской Федерации (абзац 4 пункта 60 Основ ценообразования). Балансовые решения принимаются не позднее, чем за 2 месяца до начала соответствующего периода регулирования. Срок принятия балансовых решений может быть продлен Федеральной антимонопольной службой, но не более чем на 30 дней (абзац 5 пункта 60 Основ ценообразования).
Также согласно пункту 60 Основ ценообразования не предусмотрена корректировка объемов заявленной мощности потребителей услуг ПАО "ФСК ЕЭС". Корректировка в балансе вносится только в части новых субъектов оптового рынка или в части лишенных статуса субъектов оптового рынка. Иных изменений законодательством не предусмотрено.
Согласно представленному во исполнение определения Арбитражного суда Саратовской области от 21.06.2018 ответу Федеральной антимонопольной службы от 18.07.2018 N 09/55734/18, единственным контрагентом ПАО "ФСК ЕЭС" на территории Саратовской области является ПАО "МРСК Волги", ПАО "ФСК ЕЭС" с предложением о корректировке заявленной мощности не обращалось.
Учитывая указанные нормы права и представленные в материалы дела документы при формировании сводного прогнозного баланса и соответственно тарифов на 2017 год для ПАО "ФСК ЕЭС" такой контрагент как ООО "Промэнергосбыт" учтен не был.
Каких-либо сведений о том, что при расчете тарифов для ПАО "ФСК ЕЭС" была учтена мощность и объемы по спорным потребителям, ответчиком и третьим лицом в материалы дела не представлено.
Тарифы для ПАО "ФСК ЕЭС" рассчитываются, в том числе на основании Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 21.03.2006 N 56-э/1, из которых фактически следует, что тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии для ПАО "ФСК ЕЭС" устанавливается только для расчетов с потребителями (обслуживающими их Гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями), имеющим технологическое присоединение к сетям ЕНЭС.
Следовательно, в спорный период ПАО "ФСК ЕЭС" не являлось организацией, определенной уполномоченным органом как получатель денежных средств за услуги по передаче электроэнергии, оказанных спорным потребителям.
Судами правильно указано, что договор от 25.03.2010 N 82 заключен между ПАО "МРСК "Волги" и ООО "Промэнергосбыт" в интересах конкретных потребителей.
В материалы дела представлены акты снятия показания приборов учета, в отношении спорных потребителей за период август-декабрь 2017 года, подписанные потребителями и сетевой компанией ООО "Промэнерго". Указанные документы свидетельствуют о получении потребителями необходимого им объема электроэнергии в спорный период. Соответственно, как верно отмечено судами, переток электроэнергии через спорные кабельные линии осуществлялся.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ все представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, пришли к верному выводу о том исковые требования ПАО "МРСК Волги" законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в сумме в сумме 5 974 917,84 руб.
Доводы ответчика, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.10.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2018 по делу N А57-6163/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), тарифы для ПАО "ФСК ЕЭС" устанавливаются исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) на соответствующий расчетный период регулирования. Федеральная антимонопольная служба в прогнозном балансе определяет прогнозные величины заявленной мощности потребителей услуг по передаче электрической энергии по сетям, отнесенным к объектам электросетевого хозяйства единой национальной (общероссийской) электрической сети, по информации, представленной организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и сформированной с учетом предложений потребителей услуг по передаче электрической энергии по сетям, отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
...
Тарифы для ПАО "ФСК ЕЭС" рассчитываются, в том числе на основании Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 21.03.2006 N 56-э/1, из которых фактически следует, что тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии для ПАО "ФСК ЕЭС" устанавливается только для расчетов с потребителями (обслуживающими их Гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями), имеющим технологическое присоединение к сетям ЕНЭС."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 апреля 2019 г. N Ф06-45493/19 по делу N А57-6163/2018