г. Казань |
|
18 апреля 2019 г. |
Дело N А57-647/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Логинова О.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Михайловой М.Д.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Саратовской области:
Общества с ограниченной ответственностью "Саратовский молочный комбинат" - Чижикова А.С., доверенность от 05.10.2018,
Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова - Головиной К.Ю., доверенность от 11.05.2018,
Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Головиной К.Ю., доверенность от 18.05.2018,
в отсутствие:
Комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области- извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной отнесенностью "Саратовский молочный комбинат"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.08.2018 (судья Мамяшева Д.Р.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2019 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судей Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А57-647/2018
по заявлению Общества с ограниченной отнесенностью "Саратовский молочный комбинат", заинтересованные лица: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова, Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области, Комитет инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Саратовский молочный комбинат" (далее - ООО "Саратовский молочный комбинат", общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением об отмене решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (далее - ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова, налоговый орган, Инспекция) от 24.10.2017 N 40755.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - УФНС по Саратовской области, вышестоящий налоговый орган), Комитет инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области.
Решением от 07.08.2018 Арбитражного суда Саратовской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2019 Решение от 07.08.2018 Арбитражного суда Саратовской области оставлено без изменения.
Общество не согласилось с указанными судебными актами и обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по основаниям, указанным в жалобе.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель инспекции, управления в судебном заседании отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Комитет инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области в судебное заседание своих представителей не направило, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия Комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в период с 31.01.2017 по 02.05.2017 проведена камеральная налоговая проверка представленной 31.01.2017 обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2016 год.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки Инспекцией принято решение от 24.10.2017 N 40755, которым общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 24 955,95 руб.
Данным решение обществу доначислены: земельный налог в сумме 499 119 руб., пени в сумме 53 595,60 руб.
Решением УФНС по Саратовской области от 27.12.2017 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, решение Инспекции - без изменения.
Считая решение инспекции незаконными, общество оспорило его в судебном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей общества, инспекции, управления, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами, норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ОАО "Саратовский молочный комбинат" является собственником восьми земельных участков.
ОАО "Саратовский молочный комбинат" 02.10.2015 преобразовано в ООО "Саратовский молочный комбинат".
ООО "Саратовский молочный комбинат" 31.01.2017 представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2016 год с суммой налога к плате в бюджет в размере 0 руб. В декларации общество заявило налоговую льготу в сумме 499 119 руб. по восьми земельным участкам, участвующим в рамках реализации инвестиционного проекта, на основании подпункта "у" пункта 5 решения Саратовской городской Думы от 27.10.2005 N 63- 615 "О земельном налоге" (далее - Решение Саратовской городской Думы N 63- 615).
В обоснование заявленной льготы общество в налоговый орган представило инвестиционное свидетельство N 53 от 31.07.2014 выданное Министерством экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области Открытому акционерному обществу "Саратовский молочный комбинат", инвестиционный проект, уставные и иные документы.
Налоговый орган в оспариваемом решении исходил из того, что у ООО "Саратовский молочный комбинат" отсутствуют основания для применения указанной льготы по земельному налогу на 2016 год, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 25.12 НК РФ статус участника инвестиционного проекта подлежит прекращению в случае прекращения деятельности организации - участника инвестиционного проекта в результате реорганизации в форме слияния, разделения, присоединения к другому юридическому лицу или преобразования - со дня, следующего за днем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Суды отметили, что ссылка налогового органа на пункт 4 статьи 25.12 НК РФ в данном случае неправомерна, поскольку нормы указанной статьи распространяются исключительно на участников регионального инвестиционного проекта.
В силу норм главы 3.3 НК РФ спорный инвестиционный проект не относится к региональному инвестиционному проекту.
Однако по совокупности установленных по делу обстоятельств суды предыдущих инстанций пришли к выводу, об отсутствии у заявителя оснований для применения заявленной льготы по земельному налогу на 2016 год.
Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 387 НК РФ при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
В соответствии с подпунктом "у" пункта 5 Решения Саратовской городской Думы N 63-615 освобождены от уплаты земельного налога организации - инвесторы, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществившие после 01.01.2012 в рамках реализации инвестиционного проекта капитальные вложения в расположенные на территории муниципального образования "Город Саратов" основные средства в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики города в размере не менее 20 миллионов рублей, в течение пяти налоговых периодов с момента отражения произведенных капитальных вложений в бухгалтерском балансе организации - налогоплательщика. Льгота предоставляется в части земельных участков, занятых имуществом, созданным (приобретенным) в результате реализации инвестиционного проекта.
В соответствии с пунктом 5.1. Решения Саратовской городской Думы N 63- 615 в целях применения подпунктов "т", "у" пункта 5 настоящего решения приоритетными направлениями развития экономики города являются: обрабатывающие производства; транспорт и связь;- дошкольное и начальное общее образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг; научные исследования и разработки; строительство производственных и жилых зданий, сооружений; производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Основанием для предоставления льготы по налогу является письменное заявление инвестора в соответствующий налоговый орган с приложением следующих документов: копии учредительных документов; документы, подтверждающие фактическое осуществление капитальных вложений в имущество; инвестиционный проект, в результате реализации которого создано (приобретено) имущество.
Согласно Федеральному закону от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектноизыскательские работы и другие затраты.
Заявитель в подтверждение права на заявленную льготу представил в налоговый орган инвестиционное свидетельство N 53 от 31.07.2014 сроком действия до 31.07.2021.
При этом в соответствии с заключенным между Министерством экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области и Открытым акционерным обществом "Саратовский молочный комбинат" (инвестор) инвестиционным договором N 53 от 31.07.2014 предметом договора являются отношения между сторонами договора при реализации инвестиционного проекта Инвестора, предусматривающего модернизацию цеха по производству и фасовке творога, модернизацию технологического оборудования для переработки и фасовки молочных продуктов, реконструкцию систем вентиляции и кондиционирования технологических цехов с объемом инвестиций в основные средства не менее 206 000 000 руб., сроком реализации с 01.01.2012 по 31.12.2014.
На основании подпункта 4 пункта 2.1 части 2 инвестиционного договора от 31.07.2014 N 53 инвестор ОАО "Саратовский молочный комбинат" обязуется своевременно уведомлять Министерство экономического развития и инвестиционной политики по Саратовской области о своей реорганизации, ликвидации или о начале процедуры несостоятельности (банкротства).
02.10.2015 ОАО "Саратовский молочный комбинат" преобразовано в ООО "Саратовский молочный комбинат".
Однако письмом от 06.06.2017 N 3510 Комитет инвестиционной политики и имущественных отношений по Саратовской области сообщил, что сведения о реорганизации не поступали и дополнительные соглашения с ООО "Саратовский молочный комбинат" не заключались. Заявителем доказательства уведомления Комитета инвестиционной политики и имущественных отношений по Саратовской области о реорганизации ОАО "Саратовский молочный комбинат" не представлены.
Заявитель 15.08.2017 в адрес Комитета инвестиционной политики и имущественных отношений по Саратовской области представил заявление о заключении дополнительного соглашения к инвестиционному договору от 31.07.2014 N 53 с сообщением о реорганизации ОАО "Саратовский молочный комбинат" в форме преобразования в ООО "Саратовский молочный комбинат".
Комитетом 22.08.2017 принято решение об отказе ООО "Саратовской молочный комбинат" в заключении дополнительного соглашения к Договору в связи с неоднократным неисполнением договорных обязательств со стороны общества.
В соответствии с подпунктом "у" пункта 5 Решения Саратовской городской Думы N 63-615 льгота предоставляется в части земельных участков, занятых имуществом, созданным (приобретенным) в результате реализации инвестиционного проекта.
Поскольку спорное имущество создано (приобретено) и поставлено на баланс ОАО "Саратовский молочный комбинат" до реорганизации (до 02.10.2015) и до начала реализации инвестиционного проекта, то имущество, в отношении которого обществом заявлена налоговая льгота, не является вновь созданным (приобретенным) в рамках реализации инвестиционного проекта.
Кроме того, инвестиционным проектом (бизнес - плана) "Третий этап модернизации цеха по производству и фасовке творога, модернизации технологического оборудования для переработки и фасовки молочных продуктов, модернизация системы вентиляции и кондиционирования технологических цехов в 2012-2013 годах" предусмотрена модернизация производства.
Заявителем имущество приобретено в рамках реализации инвестиционного проекта.
Между тем, как указали суды предыдущих инстанций, приобретение указанного имущества для модернизации производства нельзя признать капитальными вложениями в расположенные на территории области основные средства.
Указанная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2019 N 306-ЭС19-2851.
В рассматриваемом случае ООО "Саратовский молочный комбинат" не представило в налоговый орган документы, подтверждающие фактическое осуществление капитальных вложений в имущество, а именно вложений в расположенные на территории муниципального образования "Город Саратов" основные средства в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики города в размере не менее 20 миллионов рублей.
Кроме того, суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу, что обществом не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии смягчающих ответственность обстоятельств, которые не были учтены налоговым органом при наложении санкций за налоговое правонарушение.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.
Кассационная жалоба не содержат доводов, опровергающих сделанные судами выводы. Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. В соответствии со статьями 286 и 287 АПК РФ кассационная инстанция не имеет полномочий исследовать и устанавливать новые обстоятельства дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
Иных выводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы, в кассационной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.08.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2019 по делу N А57-647/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 387 НК РФ при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
...
Согласно Федеральному закону от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектноизыскательские работы и другие затраты."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 апреля 2019 г. N Ф06-44778/19 по делу N А57-647/2018