г. Казань |
|
22 января 2024 г. |
Дело N А12-13316/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2024 года.
Судья Арбитражного суда Поволжского округа Мухаметшин Р.Р.,
рассмотрев без вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медснаб" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31.07.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2023, рассмотренные в порядке упрощенного производства по делу N А12-13316/2023
по исковому заявлению отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (ОГРН 1023403847235, ИНН 3445926514)
к обществу с ограниченной ответственностью "Медснаб" (ИНН 6165214559, ОГРН 1186196029920)
о взыскании штрафа за грубое нарушение условий исполнения государственного контракта в сумме 49 130,64 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (далее - Фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерациик обществу с ограниченной ответственностью "Медснаб" (далее - ООО "Медснаб", ответчик) в котором просит взыскать с ответчика в пользу истца штраф за грубое нарушение условий исполнения государственного контракта в сумме 49 130,64 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам статей 226 - 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 31.07.2023, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2022, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, пунктом 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" судьей единолично без вызова сторон.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает её не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21.11.2022 между Государственным учреждением - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ОСФР по Волгоградской области, Заказчик) и ООО "Медснаб" (Поставщик) заключен государственный контракт N 02291000001221800001/446 на поставку инвалидам специальных средств при нарушении функций выделения (далее - Контракт), по условиям п. 1.1 которого Поставщик обязуется осуществить поставку инвалидам или их законным представителям технических средств реабилитации - специальных средств при нарушениях функций выделения (далее - Товар), предусмотренных техническим заданием и спецификацией, в Волгоградскую область в соответствии с календарным планом. Цена Контракта составляет 491 306,40 руб., НДС не облагается (п. 6.2 контракта).
Согласно п. 1.5 контракта в календарном плане указываются периоды (этапы) поставки Товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 Контракта, в том числе сроки, количество и стоимость Товара,
Условиями вышеназванного Контракта предусмотрена поставка товара на склад Поставщика для проведения выборочной проверки в течение 15 дней с даты заключения Контракта.
В соответствии с п. 3.3.27 контракта Поставщик обязан предоставить получателям согласно реестру получателей Товара, в пределах административных границ субъекта Российской Федерации, указанного в пункте 1.1 Контракта, право выбора одного из способов получения Товара:
- по месту жительства Получателя (по месту пребывания, фактического проживания) Получателя, в том числе службой доставки (почтовым отправлением) с документом/уведомлением, подтверждающим факт доставки Товара;
- в стационарных пунктах выдачи, организованных в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.07.2015 N 527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи".
Согласно Техническому заданию, являющемуся неотъемлемой частью контракта, товар поставляется непосредственно получателям по месту жительства инвалида на территории Волгоградской области или по месту нахождения пунктов выдачи, организованных поставщиком на территории Волгоградской области. Пункты выдачи должны быть организованы в городе Волгограде (не менее двух пунктов в разных районах города), городе Волжском (не менее одного пункта), городе Михайловка (не менее одного пункта), городе Камышин (не менее одного пункта), городе Урюпинске (не менее одного пункта) в шаговой доступности от остановки общественного транспорта. Вход в пункт выдачи и передвижение по нему должны быть беспрепятственны для инвалидов.
В каждом пункте необходимо наличие оргтехники (необходимой для оформления документов о выдачи товара), туалетной комнаты, мобильной или стационарной связи. Работа каждого пункта выдачи должна быть организована таким образом, чтобы получателю (его представителю) была предоставлена возможность получения товара в течение не менее чем 5 (пяти) дней в неделю, не менее 40 (сорока) часов в неделю; при этом время работы каждого пункта должно попадать в интервал с 08:00 до 20:00, включая работу в один из выходных дней. Пункты выдачи должны быть оснащены видеокамерами. Все операции приема-передачи товара (в том числе оформление сопутствующих документов) должны производиться непосредственно в пункте выдачи. Адреса, телефоны и график работы пунктов выдачи должны быть представлены Заказчику в течение 3 (трех) дней со дня заключения государственного контракта.
Установленные в извещении требования к месту, условиям и объемам поставки продиктованы прежде всего созданием наиболее благоприятных условий для получения инвалидами технических средств реабилитации, проживающими в разных населенных пунктах Волгоградской области.
Приглашение для проведения выборочной проверки по Контракту поступило заказчику 06.12.2022 г. вх. N 16252.
07.12.2022 Комиссией в составе: начальника отдела социальных программ, заместителя начальника отдела социальных программ, консультанта отдела социальных программ, главного специалиста отдела социальных программ, осуществлена проверка товара по Контракту на складе поставщика, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Кемеровская, д. 64.
По результатам выборочной проверки комиссией установлено, что Поставщиком осуществлена поставка Товара, однако определить соответствие поставляемого Товара по количеству, комплектности, ассортименту и качеству требованиям, установленным календарным планом, техническим заданием и спецификацией не представляется возможным, так как площадь помещения (частное жилое домовладение), в котором расположен Товар, не позволяет распределить объем поставленною Товара для осмотра и подсчета количества. Отсутствуют документы, удостоверяющие количество, комплектность, ассортимент и качество поставляемого Товара.
В соответствии с п. 3.3.27 Контракта предусмотрено право выбора получения Товара Получателями, а именно по месту жительства или в стационарных пунктах выдачи, организованных в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.07.2015 N 527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения. а также оказания им при этом необходимой помощи".
В соответствии с п. 3.3.28 Контракта пункты выдачи Товара и склад Поставщика должны быть оснащены видеокамерами.
В соответствии с Техническим заданием Контракта (Приложение N 1), являющемся неотъемлемой частью Контракта, Товар поставляется непосредственно Получателям по месту жительства инвалида на территории Волгоградской области или по месту нахождения пунктов выдачи, организованных Поставщиком на территории Волгоградской области.
На основании п. 4.4 Контракта Поставщику направлен отказ от подписания акта выборочной проверки поставляемого Товара (исх. N 13-28/3408-6415 от 08.12.2022).
08.12.2022 (вх. 16432 от 08.12.2022) от Поставщика в адрес Заказчика поступил ответ на отказ от подписания акта выборочной проверки, согласно которого Поставщик требует предоставить реестр Получателей, при этом информация об организованных пунктах выдачи отсутствует.
09.12.2022 Заказчик повторно сообщает Поставщику о необходимости организации пунктов выдачи Товара Получателям в соответствии с п. 3.3.27 п. 3.3.28 контракта, информировании Заказчика о местоположении, графике работы и контактных телефонов в организованных пунктах выдачи, а также о необходимости направления в адрес Заказчика документов, удостоверяющих количество, комплектность, ассортимент и качество поставляемого Товара, оформленных в соответствии с нормами действующего законодательства, (исх. N 13-28/3408-6449 от 09.12.2022).
13.12.2022 (вх. 16621 от 13.12.2022) в адрес Заказчика поступило письмо, согласно которого Поставщик предлагает провести повторную выборочную проверку Товара на территории жилого частного домовладения, находящегося по адресу: г. Волгоград, ул. Кемеровская, д. 64, а также информирует Заказчика о намерении осуществления выдачи Товара Получателям непосредственно по месту жительства без организации пунктов выдачи Товара.
Дополнительно 13.12.2022 (вх. 16642 от 13.12.2022) в адрес Заказчика поступило письмо Поставщика, согласно которого Поставщик планирует организовать выдачу Товара через аптечную сеть.
Заказчиком в адрес Поставщика письмом (иск. N 13-28/3408-6546 от 14.12.2022) направлено требование проинформировать Заказчика об адресах. телефонах и графике работы пунктов выдачи Товара, организованных в городе Волгограде, городе Волжском, городе Михайловка, городе Камышин, городе Урюпинске Волгоградской области в шаговой доступности от остановки общественного транспорта, а также в кратчайшие сроки повторно организовать выборочную проверку с учетом требований п. 3.3.7 п. 4.3. Контракта.
19.12.2022 в адрес Заказчика поступило письмо Поставщика (вх. N 16963 от 19.12.2022), с указанием адреса, телефона пунктов выдачи, организованных в городе Волгограде, а также с просьбой предоставить реестр Получателей.
Учитывая вышеизложенное, на дату окончания срока поставки Товара Получателям, Поставщиком не организованы пункты выдачи Товара в соответствии с требованиями Технического задания Контракта, приглашение о повторной организации выборочной проверки с учетом требований п. 3.3.7 п. 4.3 в адрес Заказчика не поступило, что является грубым нарушением условий Контракта.
В соответствии с пунктом 10.4 Контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Поставщик выплачивает Заказчику штраф в размере 10% от цены Контракта, что составляет 49 130,64 руб.
В соответствии с пунктом 12.2 Контракта Заказчик потребовал в срок не позднее 20 календарных дней с даты получения настоящей претензии уплатить штраф в указанном размере.
Истец указал, что по состоянию на 25.05.2023 поставка товара, соответствующего требованиям технического задания Контракта для проведения повторной выборочной проверки, не осуществлена. Штраф по выставленной претензии не уплачен.
Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, пришли к выводу об удовлетворении заявленных обществом требований, при этом правомерно исходили из следующего.
Правовое регулирование заключения и исполнения государственных контрактов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд регулируется нормами параграфа 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также в соответствии с пунктом 1 статьи 527 названного Кодекса законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 1 статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ).
В соответствии со статьей 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Пунктом 13.1 контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в порядке предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ, по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (ст. 523 ГК РФ).
Судами установлено, что 28.12.2022 за N 13-28/3408-6783 Заказчик принял решение от исполнения государственного контракта N 02291000001221800001 /446 от 21.11.2022 на поставку инвалидам специальных средств при нарушениях функций выделения.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может быть обеспечено неустойкой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с пунктом 10.2 Контракта в случае просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства) предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом Заказчик направляет Поставщику требование об уплате неустойке.
Пунктом 10.4 Контракта установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Поставщик выплачивает Заказчику штраф в размере 10% от цены Контракта, что составляет 49 130,64 (Сорок девять тысяч сто тридцать) рублей 64 копейки.
Согласно части 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом. Заказчик направляет Поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно части 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Судами установлено и следует из материалов дела, что по вине ответчика выборочная проверка не позволила представителями отделения Фонда надлежащим образом идентифицировать товар в соответствии с разделом 4 Контракта, что в свою очередь воспрепятствовало составить акт выборочной проверки, и как следствие повлекло за собой затягивание сроков исполнения Контракта.
Кроме того, в соответствии с п. 3.3.28 Контракта пункты выдачи Товара и склад Поставщика должны быть оснащены видеокамерами. Однако указанное не было выполнено ответчиком в нарушение условий контракта, что повлияло на фиксацию процесса приемки и в данном случае побуждает ответчика делать объяснения не соответствующим фактическим обстоятельствам.
Довод общества о том, что не было направлено приглашение на повторную выборочную проверку, признан судами необоснованным, поскольку опровергается материалами дела.
На основании п. 4.4 Контракта Поставщику направлен отказ от подписания акта выборочной проверки поставляемого Товара (исх. N 13-28/3408-6415 от 08.12.2022).
08.12.2022 (вх. 16432 от 08.12.2022) от Поставщика в адрес Заказчика поступил ответ на отказ от подписания акта выборочной проверки, согласно которого Поставщик требует предоставить реестр Получателей, при этом информация об организованных пунктах выдачи отсутствует.
09.12.2022 Заказчик повторно сообщает Поставщику о необходимости организации пунктов выдачи Товара Получателям в соответствии с п. 3.3.27 п. 3.3.28 государственного контракта, информировании Заказчика о местоположении, графике работы и контактных телефонов в организованных пунктах выдачи, а также о необходимости направления в адрес Заказчика документов, удостоверяющих количество, комплектность, ассортимент и качество поставляемого Товара, оформленных в соответствии с нормами действующего законодательства, (исх. N 13-28/3408-6449 от 09.12.2022).
13.12.2022 (вх. 16621 от 13.12.2022) в адрес Заказчика поступило письмо, согласно которого Поставщик предлагает провести повторную выборочную проверку Товара на территории жилого частного домовладения, находящегося по адресу: г. Волгоград, ул. Кемеровская, д. 64, а также информирует Заказчика о намерении осуществления выдачи Товара Получателям непосредственно по месту жительства без организации пунктов выдачи Товара.
Дополнительно 13.12.2022 (вх. 16642 от 13.12.2022) в адрес Заказчика поступило письмо Поставщика, согласно которого Поставщик планирует организовать выдачу Товара через аптечную сеть.
14.12.2022 г. Заказчиком в адрес Поставщика письмом (иск. N 13-28/3408-6546 от 14.12.2022) направлено требование проинформировать Заказчика об адресах, телефонах и графике работы пунктов выдачи Товара, организованных в городе Волгограде, городе Волжском, городе Михайловка, городе Камышин, городе Урюпинске Волгоградской области в шаговой доступности от остановки общественного транспорта, а также в кратчайшие сроки повторно организовать выборочную проверку с учетом требований п. 3.3.7 п. 4.3. Контракта.
19.12.2022 в адрес Заказчика поступило письмо Поставщика (вх. N 16963 от 19.12.2022), с указанием адреса, телефона пунктов выдачи, организованных в городе Волгограде, а также с просьбой предоставить реестр Получателей.
Таким образом, судами установлено, что на дату окончания срока поставки Товара Получателям (не позднее 15.12.2022), Поставщиком не организованы пункты выдачи Товара в соответствии с требованиями Технического задания Контракта, что является грубым нарушением условий Контракта.
20.12.2022 в адрес Заказчика поступило письмо Поставщика (вх. N 17063) для проведения выборочной проверки по Контракту.
22.12.2022 комиссий в составе: начальника отдела социальных программ, заместителя начальника отдела социальных программ, консультанта отдела социальных программ, главного специалиста отдела социальных программ, осуществлена проверка товара, по Контракту на складе поставщика, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Полоненко, д. 12.
На основании вышеизложенного, судами установлено, что в ходе проведения выборочной проверки выявлено не соответствие поставленного Товара Техническому заданию Контракта, а также отсутствие документов, удостоверяющих количество, комплектность, ассортимент и качество Товара, регистрационное удостоверение на данную продукцию.
В соответствии с п. 4.4. Контракта Заказчик отправил в адрес Заказчика письмо об отказе от подписания акта выборочной проверки поставляемого товара.
За неоднократное грубое нарушение условий Контракта Заказчиком принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
Расчет штрафа проверен и признан судами арифметически верным.
Рассмотрев заявление ответчика о снижении размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, в отсутствие доказательств ее несоразмерности, учитывая разъяснения пунктов 73, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", суды обеих инстанций не усмотрели оснований для его удовлетворения.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций приняли законное и обоснованное решение по делу, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные доказательства, установив имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применив нормы права.
Согласно положениям статей 168, 268 АПК РФ полномочиями по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286, 287 АПК РФ, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
Доводы заявителя жалобы о ненадлежащей оценке судами первой и апелляционной инстанций представленных в материалы дела доказательств не могут быть приняты как недопустимые в суде кассационной инстанции, не наделенного полномочиями разрешать вопросы факта, исследовать и оценивать доказательства. Процессуальный закон относит это к прерогативе судов первой и апелляционной инстанций.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, фактически направлены на переоценку установленных судами предыдущих инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не влияют на законность принятых судебных актов.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31.07.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2023 по делу N А12-13316/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может быть обеспечено неустойкой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
...
Рассмотрев заявление ответчика о снижении размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, в отсутствие доказательств ее несоразмерности, учитывая разъяснения пунктов 73, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", суды обеих инстанций не усмотрели оснований для его удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 января 2024 г. N Ф06-12484/23 по делу N А12-13316/2023