г. Казань |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А65-16434/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей: Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
истца - Васильева И.С. (доверенность от 25.12.2018),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Тазеева Рамиса Минсалиховича
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.10.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018
по делу N А65-16434/2018
по исковому заявлению федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства", г. Казань (ОГРН 1021603620323, ИНН 1660061210) к индивидуальному предпринимателю Тазееву Рамису Минсалиховичу, г. Набережные Челны, (ОГРН 304165006500171, ИНН 165004446501), при участии третьих лиц: Министерства внутренних дел Республики Татарстан, г. Казань, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, об обязании произвести демонтаж топливораздаточных колонок, навеса, ценовой стелы (с бетонным основанием), забора из кирпича с фундаментным основанием, расположенных по адресу: Республика Татарстан, Менделеевский район, в границах обособленного земельного участка с кадастровым номером 16:27:020601:412 (кадастровый номер единого землепользования 16:27:000000:295), являющегося полосой отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 "Волга" - подъезды к городам Ижевск и Пермь" на км 14+360 (слева), привести полосу отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 "Волга" - подъезды к городам Ижевск и Пермь" на участке размещения демонтируемых объектов и примыкания (въезда и выезда) с км 14 + 350 (слева) по км 14 + 452 (слева) в первоначальное состояние путем: - разборки асфальтобетонного покрытия и основания примыкания (въезда и выезда), - вывоза грунта и строительного мусора, - восстановления откоса насыпи земляного полотна указанной автомобильной дороги федерального значения посредством укрепления ее обочин и восстановления травяного покрова; - восстановления водоотводной канавы указанной автомобильной дороги федерального значения,
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "Волго-Вятскуправтодор", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к индивидуальному предпринимателю Тазееву Рамису Минсалиховичу (далее - ИП Тазеев Р.М., ответчик) об обязании произвести демонтаж топливораздаточных колонок, навеса, ценовой стелы (с бетонным основанием), забора из кирпича с фундаментным основанием, расположенных по адресу: Республика Татарстан, Менделеевский район, в границах обособленного земельного участка с кадастровым номером 16:27:020601:412 (кадастровый номер единого землепользования 16:27:000000:295), являющегося полосой отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 "Волга" - подъезды к городам Ижевск и Пермь" на км 14+360 (слева), привести полосу отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 "Волга" - подъезды к городам Ижевск и Пермь" на участке размещения демонтируемых объектов и примыкания (въезда и выезда) с км 14 + 350 (слева) по км 14 + 452 (слева) в первоначальное состояние путем: разборки асфальтобетонного покрытия и основания примыкания (въезда и выезда), вывоза грунта и строительного мусора, восстановления откоса насыпи земляного полотна указанной автомобильной дороги федерального значения посредством укрепления ее обочин и восстановления травяного покрова; восстановления водоотводной канавы указанной автомобильной дороги федерального значения.
Определением от 31.05.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены: Министерство внутренних дел Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по РТ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.10.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018, исковые требования удовлетворены. Суд обязал ИП Тазеева Р.М. в месячный срок с момента вступления в силу решения суда:
- произвести демонтаж топливораздаточных колонок, навеса, ценовой стелы (с бетонным основанием), забора из кирпича с фундаментным основанием, расположенных по адресу: Республика Татарстан, Менделеевский район, в границах обособленного земельного участка с кадастровым номером 16:27:020601:412 (кадастровый номер единого землепользования 16:27:000000:295), являющегося полосой отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 "Волга" - подъезды к городам Ижевск и Пермь" на км 14+360 (слева),
- привести полосу отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 "Волга" - подъезды к городам Ижевск и Пермь" на участке размещения демонтируемых объектов и примыкания (въезда и выезда) с км 14 + 350 (слева) по км 14 + 452 (слева) в первоначальное состояние путем разборки асфальтобетонного покрытия и основания примыкания (въезда и выезда); вывоза грунта и строительного мусора; восстановления откоса насыпи земляного полотна указанной автомобильной дороги федерального значения посредством укрепления ее обочин и восстановления травяного покрова; восстановления водоотводной канавы указанной автомобильной дороги федерального значения. Также с ИП Тазеева Р.М. в доход федерального бюджета взыскано 6000 руб. госпошлины.
В кассационной жалобе ИП Тазеев Р.М. просит изменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и отказать в удовлетворении исковых требований в части требования привести полосу отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 "Волга" - подъезды к городам Ижевск и Пермь" на участке размещения примыкания (ввезла и выезда) с км 14 + 350 (слева) по км 14 + 452 (слева) в первоначальное состояние путем разборки асфальтобетонного покрытия и основания примыкания (въезда и выезда): вывоза грунта и строительного мусора: восстановления откоса насыпи земляного полотна \качанной автомобильной дороги федерального значения посредством \ крепления ее обочин и восстановления травяного покрова: восстановления водоотводной канавы указанной автомобильной дороги федерального значения.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации N ИС-682-р от 13.08.2002 образовано ФГУ "Волго-Вятскуправтодор". Данным распоряжением с 01.10.2002 ФГУ "Волго-Вятскуправтодор" переданы функции по управлению федеральными автомобильными дорогами, проходящими по территории Республики Татарстан (с 01.01.2003 управление федеральными дорогами Волго-Вятского региона). Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 10.09.2002 N 3161-р за ФГУ "Волго-Вятскуправтодор" закреплена, в том числе, автомобильная дорога федерального значения М-7 "Волга" - подъезды к городам Ижевск и Пермь".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2005 N 406 федеральные автомобильные дороги общего пользования, включенные в перечень федеральных дорог Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 N 62, закреплены в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федерального дорожного агентства. ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" является владельцем вышеуказанной автомобильной дороги федерального значения на праве оперативного управления, что подтверждается выпиской из ЕГРН (прилагается).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог федерального значения", автомобильная дорога М-7 "Волга" - подъезды к городам Ижевск и Пермь" является автомобильной дорогой федерального значения. В соответствии с Уставом, утвержденным Федеральным дорожным агентством целями и предметом деятельности ФКУ "Волго-Вятскуправтодор", в том числе является, предоставление государственной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию и ввод объектов в эксплуатацию, а также продление срока действия разрешений на строительство в отношении инженерных коммуникаций в случае их прокладки и переустройства в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения; пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения в порядке установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 3.3.12. Устава); заключение договоров о присоединении объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (пункт 3.3.46. Устава); обеспечение надзора за эксплуатацией и содержанием примыканий (подъездов, съездов, переходно-скоростных полос) используемых для специального доступа к объектам дорожного сервиса, инженерным коммуникациям и иным сооружениям, размещенным в полосе отвода, придорожной полосе (или за их пределами) автомобильных дорог общего пользования федерального значения (пункт 3.3.59. Устава); выдача, пролонгация технических требований и условий на:
- прокладку, перенос и переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах полосы отвода или придорожных полос автомобильной дороги;
- строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений автомобильных дорог с другими автомобильными дорогами и примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам;
- строительство, реконструкцию, капитальный ремонт примыканий к объектам дорожного сервиса;
- строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса;
- установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей в границах придорожных полос автомобильной дороги (пункт 3.3.60 Устава);
- осуществление мониторинга полосы отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения на предмет размещения рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения, а также информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности (пункт 3.3.61 Устава).
Из материалов дела следует, что Тазеев Р.М. направил в адрес истца письмо от 01.11.2017 с просьбой согласовать перевод земельного участка, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Менделеевский муниципальный район, с кадастровым номером 16:27:020601:411, из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, для размещения автозаправочной станции.
При рассмотрении вышеуказанного обращения истцом было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 16:27:020601:411, принадлежащем на праве собственности ответчику размещена Автозаправочная станция "Транснефтепродукт" (далее - АЗС).
Земельный участок с кадастровым номером 16:27:020601:411 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и полностью расположен в границах придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 "Волга" -подъезды к городам Ижевск и Пермь", что подтверждается распоряжением Федерального дорожного агентства от 02.09.2013 N 1286-р "Об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 "Волга" - подъезды к городам Ижевск и Пермь" на участке км 0+000 - км 28+916 (Елабужский и Менделеевский муниципальные районы РТ)".
АЗС располагается частично в границах земельного участка с кадастровым номером 16:27:020601:411, частично в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 "Волга" - подъезды к городам Ижевск и Пермь" на км 14+360 (слева), что подтверждается письмом Управления Росреестра по Республике Татарстан от 24.01.2018 исх. N 11-46/01678.
Согласно данному письму, Управлением Росреестра по Республике Татарстан было проведено административное обследование объекта земельных отношений и установлено, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером 16:27:020601:411 не соответствуют границам земельного участка по сведениям ЕГРН. Путем размещения топливораздаточных колонок (ТРК), навеса, ценовой стелы, забора из кирпича и металлических изделий самовольно занята и используется без прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации, часть обособленного участка с кадастровым номером 16:27:020601:412 (кадастровый номер единого землепользования 16:27:000000:295) ориентировочной площадью 130 кв. м.
Земельный участок с кадастровым номером 16:27:020601:412 (кадастровый номер единого землепользования 16:27:000000:295) относится к собственности Российской Федерации и передан истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования для размещения автомобильной дороги, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Из материалов дела следует, что АЗС была построена в 1997 году ООО "Лагуна", в последующем ООО "Лагуна" передало объект на основании акта приема-передачи от 04.02.2002 имущества в счет оплаты взноса учредителя в уставный капитал ЗАО "Ричойл-Менделеевск".
Право собственности на АЗС-1, площадью 31 кв. м, кадастровый номер 16:27:020601:732 по адресу: Республика Татарстан, на землях ПСК "Гришкино" (по автодороге Елабуга-Ижевск) зарегистрировано за ответчиком 22.10.2008 на основании решения Менделеевского районного суда РТ от 04.09.2008 по делу N 2-271/2008 по иску Тазеева Р.М. к ЗАО "Ричойл-Менделеевск" о признании права собственности на автозаправочную станцию.
При принятии указанного решения суд общей юрисдикции исходил из того, что 01.07.2008 между ЗАО "Ричойл-Менделеевск" и Тазеевым Р.М. был заключен договор купли-продажи автозаправочной станции. Поскольку ЗАО "Ричойл-Менделеевск" уклонялось от государственной регистрации перехода права собственности, суд признал за Тазеевым Р.М. право собственности на АЗС.
Из технического паспорта на АЗС от 30.06.2008 следует, что АЗС состоит из операторской площади 46,1 кв. м и навеса площадью 163,8 кв. м.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:27:020601:411 зарегистрировано за ответчиком 20.02.2015 на основании решении Менделеевского районного суда РТ от 04.09.2009 по делу N 2-551/2009 по иску Тазеева Р.М. к ЗАО "Ричойл-Менделеевск" о признании права собственности на земельный участок. При этом суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из вступившего в законную силу решения Менделеевского районного суда РТ от04.09.2008 по делу N2-271/2008.
Истец указывает, что АЗС располагается частично в границах земельного участка с кадастровым номером 16:27:020601:411, частично в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения. При этом земельный участок в пределах полосы отвода указанной автомобильной дороги федерального значения на км 14+360 (слева), под строительство и эксплуатацию АЗС в соответствии с частями 4 и 4.1. статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ), не предоставлялся, соглашение об установлении частного сервитута на строительство и эксплуатацию АЗС между истцом и ответчиком или предыдущими собственниками не заключалось.
Из материалов дела следует, что топливораздаточные колонки и навес, принадлежащие ответчику, размещены в полосе отвода автомобильной дороги федерального значения:
- в нарушение частей 4 и 4.1. статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ;
- с нарушениями строительных норм и правил (нарушение требований СП 34.13330.2012; ГОСТ Р 52766-2007; ВСН 25-86).
Ценовая стела (с бетонным основанием), забор из кирпича с фундаментным основанием размещены в полосе отвода автомобильной дороги федерального значения:
- в нарушение частей 4 и 4.1. статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ;
- с нарушениями строительных норм и правил (нарушение требований СП 34.13330.2012; ГОСТ Р 52766-2007; ВСН 25-86).
По факту выявленных нарушений истцом в адрес ответчика направлено письмо от 25.12.2017 исх. N 15-13163 с требованием устранить допущенные нарушения.
Указанное требование получено ответчиком 12.01.2018.
Поскольку направленное требование ответчиком не исполнено, истец обратился в арбитражный суд настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов руководствовались статьями 12, 301 - 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 25, 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, разъяснениями Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов 10/22), положениями Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утвержденного Приказом Минтранса России от 13.01.2010 N 4, и исходили из отсутствия доказательств согласования с владельцем автомобильной дороги размещения топливораздаточных колонок, навеса, ценовой стелы (с бетонным основанием), забора из кирпича с фундаментным основанием в границах обособленного земельного участка с кадастровым номером 16:27:020601:412 (кадастровый номер единого землепользования 16:27:000000:295), являющегося полосой отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 "Волга" - подъезды к городам Ижевск и Пермь" на км 14+360 (слева). При этом, топливораздаточные колонки и навес, а также ценовая стела (с бетонным основанием), забор из кирпича с фундаментным основанием функционируют с выявленными нарушениями, что подтверждается актом административного обследования земельных участков от 17.01.2018, актом осмотра от 13.04.2018 N 4, фотоснимками с места нарушения, сведениями публичной кадастровой карты.
В кассационной жалобе заявитель просит изменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и отказать в удовлетворении исковых требований в части требования привести полосу отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 "Волга" - подъезды к городам Ижевск и Пермь" на участке размещения примыкания (ввезла и выезда) с км 14 + 350 (слева) по км 14 + 452 (слева) в первоначальное состояние путем разборки асфальтобетонного покрытия и основания примыкания (въезда и выезда): вывоза грунта и строительного мусора: восстановления откоса насыпи земляного полотна \качанной автомобильной дороги федерального значения посредством \ крепления ее обочин и восстановления травяного покрова: восстановления водоотводной канавы указанной автомобильной дороги федерального значения. По мнению ИП Тазеева Р.М., требование истца о разборе примыкания является необоснованным.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 АПК РФ).
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. В силу абзаца третьего статьи 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Права, предусмотренные названной статьей, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (статья 305 ГК РФ).
В пункте 29 постановления Пленумов N 10/22 разъяснено, что лица, право собственности или законное владение которых нарушается существованием (сохранением) самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (статья 304 ГК РФ).
Согласно пункту 46 постановления Пленумов N 10/22 при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственника или законное владение. Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (пункты 45, 47 постановления Пленумов N 10/22).
Предметом искового заявления по настоящему делу является понуждение ответчика демонтировать объекты, принадлежащие ответчику, расположенные в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 "Волга" -подъезды к городам Ижевск и Пермь" с нарушениями строительных норм и правил и в отсутствие правоустанавливающих документов на право использования полосы отвода для размещения указанных объектов на условиях соглашения об установлении частного сервитута, заключенного с истцом, а также приведение полосы отвода указанной автомобильной дороги в первоначальное состояние.
Спорные объекты, относящиеся к АЗС - топливораздаточные колонки, навес, ценовая стела (с бетонным основанием), забор из кирпича с фундаментным основанием изначально возведены в отсутствие согласования (разрешения) дорожных органов, без учета требований действовавшего на тог момент Правил по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений (утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.03.1969 N 129, а также в нарушение строительных норм и правил, а именно:
- пункт 14.2.7. ВСН 25-86 "Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах", утв. Минавтодором РСФСР от 29.01.1986 (введен в действие 01.05.1987) в части несоблюдения минимально допустимого расстояния от кромки проезжей части до топливораздаточных колонок (должно быть не менее 25 м, фактически составляет 8,5 м (согласно акту осмотра АЗС от 13.04.2018 N 4);
- пункт 4.20. СНиП 2.05.02-85* "Автомобильные дороги" (с 30.06.2012 - пункт 5.19. СП 34.13330.2012) в части необеснечения боковой видимости прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части дороги. Согласно акту осмотра АЗС от 13.04.2018 N 4 фактически расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до ближайшего элемента конструкции (информационной стелы, кирпичного забора) составляет 4,5 м.
Размещение топливораздаточных колонок, навеса, ценовой стелы (с бетонным основанием), забора из кирпича с фундаментным основанием в полосе отвода автомобильной дороги федерального значения нарушают требования следующих нормативных актов:
- часть 4 и 4.1. статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ - размещены в границах полосы отвода автомобильной дороги М-7 "Волга" - подъезды к городам Ижевск и Пермь" без предоставления для этих целей земельного участка в границах полосы отвода автодороги на условиях частного сервитута, заключаемого с владельцем автомобильной дороги.
- с грубыми нарушениями действующих строительных норм и правил:
1) СП 34.13330.2012 - в части не обеспечения боковой видимости прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части дороги;
2) ГОСТ Р 52766-2007 и ВСН 25-86 - в части несоблюдения минимально допустимого расстояния от кромки проезжей части до топливораздаточных колонок.
Элементы АЗС ответчика - топливораздаточные колонки, навес, ценовая стела (с бетонным основанием), забор из кирпича с фундаментным основанием должны были быть построены в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 16:27:020601:411, принадлежащего ответчику на нраве собственности, расположенного в придорожной полосе автомобильной дороги М-7 "Волга" - подъезды к городам Ижевск и Пермь", а не в границах ее полосы отвода, являющейся федеральной собственностью.
Доказательств согласования владельцем автомобильной дороги размещения в границах полосы отвода и придорожной полосы автомобильной дороги федерального значения М-7 "Волга" - подъезды к городам Ижевск" АЗС и примыкания к ней с автомобильной дорогой федерального значения материалы дела не содержат.
При этом, при строительстве АЗС должны были соблюдаться требования стандартов, норм и правил, в соответствии с которыми допускается размещение АЗС в границах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения.
Согласно части 12 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов дорожного сервиса или реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам без разрешения на строительство, без предусмотренного частью 11 настоящей статьи согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса или реконструкции, капитального ремонта и ремонта примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние.
Поскольку размещения топливораздаточных колонок, навеса, ценовой стелы (с бетонным основанием), забора из кирпича с фундаментным основанием в границах обособленного земельного участка с кадастровым номером 16:27:020601:412 (кадастровый номер единого землепользования 16:27:000000:295), являющегося полосой отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 "Волга" - подъезды к городам Ижевск и Пермь" на км 14+360 (слева) произведено без согласования с владельцем автомобильной дороги и с нарушением технических требований и условий, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования обязав предпринимателя произвести демонтаж спорных объектов, с возложением на него обязанности привести полосу отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 "Волга" - подъезды к городам Ижевск и Пермь" на участке размещения демонтируемых объектов и примыкания (въезда и выезда) с км 14 + 350 (слева) по км 14 + 452 (слева) в первоначальное состояние.
Учитывая изложенное, выводы судов основаны на результатах оценки доказательств, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах, при этом в силу положений части 2 статьи 71 АПК РФ суд исходил из такой степени достаточности доказательств, которая позволяла сделать однозначный вывод относительно подлежащих установлению по делу обстоятельств.
Нарушений требований процессуального законодательства при сборе и оценке судом доказательств по делу суд кассационной инстанцией не усматривает.
Доводы кассационной жалобы основаны на иной оценке исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, а поэтому они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Переоценка установленных судом первой или апелляционной инстанций обстоятельств и доказательств по делу находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, не нарушены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.10.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 по делу N А65-16434/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 мая 2019 г. N Ф06-45406/19 по делу N А65-16434/2018